Актуальные проблемы современной культуры. Постмодернизм как тип культуры
1. Глобализация культуры. Соотношение понятий: глобализация, модернизация, американизация, глокализация.
2. Постмодерн как тип культуры. Основные понятия постмодернисткой философии культуры.
3. Дегуманизация культуры. Проблемы техники и технизации культуры.
4. Виртуализация культуры. Гипертекст как социокультурный феномен
Основные термины: модерн, модернизм, постмодерн/постмодернизм, глобализация, глокализация, модернизация, американизация, интертекстуальность, гипертекст, общество потребления, симулякр, ризома, деконструкция, дегуманизация, “одномерный человек”.
Дискуссионные вопросы:
Постмодернизм: разрушение культуры или новый культурный синтез?
Что несет в себе глобализация культуры: угрозы или новые возможности?
Как виртуальная реальность меняет культуру и человека?
Доклады и реферативные сообщения
Мыслители ХХ века о технике
Концепция ризомы (Ж. Делёз и Ф. Гваттари)
Интернет как явление культуры
Критика общества потребления и «Система вещей» Ж.Бодрийяра
Метод деконструкции Ж.Дерриды
Критика современной цивилизации в трудах представителей Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе)
Доклады-презентации
Постмодернизм в искусстве
Хеппиниг и перформанс в актуальном искусстве
Инсталляция как форма актуальной художественной культуры
«Мусорное искусство» как феномен актуальной культуры
Граффити как художественный и социокультурный феномен
Задание
Установите соответствие между элементами – характеристиками модерна и постмодерна как типа сознания и культуры (по И.Хассану):
а) цель, намерение; 1) игра;
б) план; 2) процесс/перфоманс/хэппининг;
в) определённость; 3) ризома/поверхность;
г) жанр/границы; 4) случай;
д) отбор; 5) текст/интертекст;
е) корни/глубина; 6) комбинация;
ж) произведение искусства / 7) неопределенность.
завершенная работа
Основная литература
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005.
4. Драч Г.В., Штомпель О.М. и др. Культурология – СПб.: Питер, 2011.
Дополнительная литература
1. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, №2.
2. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории: Антология. – М., 1995.
3. Затонский Д. Постмодернизм: гипотезы возникновения // Иностр. лит. 1996. № 2.
4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. 1998.
5. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М. 2001.
6. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек, 1994, №2.
7. Маньковская Н.Б. «Париж со змеями»: введение в эстетику постмодернизма. М. 1995.
8. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.
9. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. В.В. Савчук (ред.) . _ СПб., 2008.Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции // Вопросы философии. – 1990, № 5.
10. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993, №7.
11. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.
12. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. - СПб, 1991.
13. Хоркхаймер Т., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., -СПб., 1997.
14. Человек и общество в эпоху глобальных перемен. - М., 1993.
Семинар № 9
Трансформация социальной памяти в условиях
Информационного общества
1.Социальная память: основные концепции.
2. Музей как институт социальной памяти. Протоформы музея в прошлом и современные учреждения музейного типа.
3. Факторы трансформации социальной памяти в современной культуре.
4. «Музеефикация культуры» в эпоху постмодернизма (по Т.П. Калугиной). Трансформация института музея.
Основные термины:социальная/историческая память, культурное наследие, музеефикация культуры, музей, «воображаемый музей», постмодернизм, эллинизм, маньеризм, историзм ирония, пастиш, нонселекция, футурошок.
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете смысл метафоры «музеефикация культуры»?
Как меняются способы обращения к культурному наследию в культуре постмодернизма? Охарактеризуйте основные понятия, которые используются для их описания: ирония, пастиш, нонселекция.
Что такое «воображаемый музей» в концепции А.Мальро?
Доклады и реферативные сообщения
Концепция «футурошока» А. Тоффлера
Концепция «сокращения настоящего» (Г. Люббе)
Концепция постархивной культуры (М. Ямпольский)
Концепция исторической памяти П.Нора
Концепция исторической памяти М.Хольбвакса
Доклады-презентации
Самый необычный музей
Мой «воображаемый музей»
Виртуальные музеи как феномен актуальной культуры
Образы искусства в рекламе
Парамузеи
Детские музеи
Многофункциональные музейные центры (центры Ж.Помпиду)
Задание №1
Установите соответствие между элементами – музейными учреждениями и временем их возникновения (исторической эпохой):
а) Александрийский Музейон 1) Постмодернизм
б) Пражская Кунсткамера Рудольфа II 2) Эллинизм
в) Центр Ж.Помпиду 3) Просвещение
г) Британский музей 4) Маньеризм
Задание №2
Установите соответствие между элементами – к какому типу относятся данные музеи и музейные центры?
а) художественный музей 1) «Скансен» (Стокгольм)
б) парамузей 2) Метрополитен (Нью-Йорк)
в) детский музей 3) «Радуга» (Самара)
г) этнографический музей 4) «Юнибаккен» (Стокгольм)
открытым небом
Основная литература
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005.
Дополнительная литература
1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М., 2004.
2. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006.
3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.
4. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек. – 1994, № 2
5. Калугина Т.П. Интернет как «новая кунсткамера» // Виртуальное пространство культуры. Серия “Symposium”, Выпуск 3. – СПб., 2000.
6. Каулен М. Музей или не музей // Музей. – 2010, №8.
7. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. - М.: Мысль, 1984.
8. Лотман Ю. М. Память в культурологческом освещении //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992.
9. Люббе Г. В ногу со временем // Вопросы философии. – 1994, №4.
10. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. –2005, №2-3.
11. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997.
12. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М., 2002.
13. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. – 2005, №2-3.
14. Ямпольский М. Интернет, или постархивное сознание // Новое литературное обозрение. – 1998, № 32.