Культура западной европы индустриальной эпохи.
План лекции
1. Характерные черты и этапы развития промышленной цивилизации.
2. Мировоззренческие основы европейской культуры эпохи машинного производства.
3. Феномен "массовой культуры" в индустриальном обществе.
План семинара
1. Особенности европейской системы образования в индустриальную эпоху.
2. Основные направления и стили художественной культуры Европы в новое и новейшее время.
3. Социокультурные противоречия и "пределы роста" техногенной цивилизации
Литература
1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М.:3нание, 1993. С. 84-85, 114, 116-124.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. С. 282-285.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. Ч.II. - М., 1994. С. 53-56, 60-62, 72-77, 81-92.
4. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.:3нание. 1993. С. 73-76.
5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. С. 118-144.
6. Культурология. - М.:3нание. 1993. С. 112-116.
7. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 1995. С. 259-287, 317-333.
8. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. С. 83-87, 205-213, 222-239.
9. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 298-312.
10. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества - М., Брянск, 1998. С. 132-138.
11. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 141-150.
12. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века. - М., 1996. С. 291-292, 319-324, 338-342, 366-378.
13. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-на-Дону, 1997. С. 260-279.
14. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1997. С. 165-168, 251-252.
Методические рекомендации
В процессе подготовки к семинарскому занятию целесообразно, прежде всего, обратиться к проблеме становления и развития промышленной цивилизации. Что касается последней, то она, в отличие от предшествующей ей традиционной цивилизации, строилась на принципиально иных основах. Опираясь на рекомендованную литературу, выделите ее наиболее характерные черты[83]. Попытайтесь при этом сформулировать определение промышленной цивилизации. Ознакомьтесь с тем, как решается различными исследователями проблема хронологических рамок и этапов ее развития[84].
Приступая к изучению вопроса о мировоззренческих основах европейской культуры индустриальной эпохи, следует иметь в виду, что они закладываются в эпоху Просвещения, когда окончательно было покончено со средневековыми представлениями. Исходя из этого, выясните, какая система взглядов о мире, человеке и обществе формируется в "век разума"[85]. Проследите также дальнейшую эволюцию этих представлений на последующих этапах развития европейского общества[86].
Касаясь особенностей европейской системы образования в индустриальную эпоху, обратите внимание на ее массовый, демократичный характер. Выясните, чем было вызвано постепенное введение со второй половины XIX века всеобщего образования. Как решался при этом вопрос о соотношении в учебных программах дисциплин естественнонаучного и гуманитарного цикла[87]?
При изучении феномена "массовой культуры" вначале ознакомьтесь с тем, какие точки зрения существуют по проблеме ее истоков[88]. Используя рекомендованную литературу, определите предпосылки становления массовой культуры в индустриальной цивилизации[89]. Укажите, какие изменения в связи с этим процессом происходят в духовном производстве общества[90]? Рассматривая функции массовой культуры, обратите внимание на наличие двух противоположных подходов в оценке ее роли в обществе: апологетического и критического[91]. Сопоставьте аргументы как той, так и другой сторон и попытайтесь сформулировать свою позицию по этому вопросу.
Знакомясь с художественной культурой индустриального общества, проследите взаимосвязь между различными ее направлениями, а также стилями и духовным климатом той или иной эпохи[92]. Подготовьте при этом ответы на следующие вопросы: Как отличались друг от друга своим отношением к действительности различные течения в европейском искусстве? Какой тип художественной культуры с течением времени становится определяющим?
Обращаясь к вопросу о социокультурных противоречиях индустриального общества, обратите внимание на проблему отчуждения человека[93]. К каким изменениям во внутреннем мире индивида ведет отчуждение? Выясните, какие концептуальные модели по проблеме преодоления отчуждения человека существуют на сегодняшний день[94]? При анализе проблемы "границ роста" индустриальной цивилизации воспользуйтесь результатами исследований Римского клуба[95].
Терминологический словарь
Абстракционизм - художественное направление в изобразительном искусстве XX в., основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и характеризующееся крайней формализацией композиции.
Авангардизм - название ряда течений в искусстве XX века; их основная тенденция - отрицание традиций, экспериментальный поиск новых форм - проявляется в искусстве различных направлений, школ, в творчестве отдельных художников.
Глобальные проблемы - современные общечеловеческие проблемы, на которые обратил внимание Римский клуб и сформулировал это понятие.
Декадентство - общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй пол. XIX- начала XX вв., для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма.
Модернизм - художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX века; объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений.
Отчуждение - процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
Секуляризация - процесс вытеснения религиозной картины мира научно-рациональной; ослабление роли религии в общественной жизни, уменьшение влияния ее на другие социальные институты - экономику, политику, образование и т.д.
Урбанизация - процесс роста городов и городского населения.
Контрольные вопросы
1. Какая идея являлась доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее развития?
2. Как отличаются друг от друга своим отношением к действительности искусство романтизма, реализма и декаданса?
3. Какую роль в индустриальной цивилизации играет наука?
4. Самосознание какой эпохи отражает утверждение "все разумное - действительно"?
5. Чем отличается индустриальная цивилизация от традиционной?
6. Как изменились представления о мире, обществе и человеке в XIX веке по сравнению с мировоззренческими установками просветителей XVIII века?
7. Существует мнение, что в период "великой депрессии" конца 20-х - начала 30-х годов XX века "Голливуд спас Америку от социальных потрясений". Насколько правомерно это утверждение?
8. Прокомментируйте высказывание К. Леви-Строса: "XXI век будет веком гуманитарным или его не будет". Прав ли французский ученый?
Контрольные задания
1. Художественная культура модернизма.
2. Человек в индустриальном мире.
3. Салонное искусство Франции XVII- XIX вв.
4. Функции массовой культуры: адаптация или манипуляция?
5. Западноевропейское искусство эпохи декаданса.
6. Экологические границы техногенной цивилизации.
7. Романтизм в западноевропейской живописи 1-ой пол. XIX века.
8. Мировоззрение эпохи просвещения.
Тема № 10