Западная Европа – Византия и Русь в V – XV вв.
План лекции
1. Феномен европейской культуры и его истоки.
2. Культура католицизма и православия, их общие и отличительные черты.
3. Условия формирования русского культурного архетипа - древнерусского народа и особенности русского менталитета.
4. Влияние Византии и православной церкви на развитие культуры Руси.
План семинара 1
1. Условия формирования западноевропейского средневекового мировоззрения. Доминирующая роль христианской церкви в различных областях культуры.
2. Рыцарская культура. Развитие поэзии, музыки, театра.
3. Городская и народная смеховая культура.
4. Развитие западноевропейской художественной культуры. Романское и готическое искусство.
План семинара 2
1. Природные и географические факторы в формировании типа хозяйства на Руси и основных черт характера древнерусского народа.
2. Культура восточных славян.
3. Роль Византии и православия в формировании культуры Руси. Ситуация двоеверия в русской культуре.
4. «Золотой век» в русской средневековой культуре. Ведущее значение зодчества и иконописи в русском искусстве.
Литература
1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1980.
2. Запад и Восток - традиции и современность. - М.: Знание, 1993.
3. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX в.: Учебн. кн. для 10-11 кл. - М., 1995.
4. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1980.
5. Культура Византии. - М., 1984.
6. Культурология. - Ростов-н/Д., 1995.
7. Леонова Т.А. История мировой и русской культуры V-XVII вв. - Уфа, 1995.
8. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., 1974.
9. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы, Книга для чтения. - М., 1982.
10. Страницы истории культуры. Вып. 1. - Уфа, 1995.
11. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 32-49.
12. Учебный курс по культурологии. - Ростов-н/Д., 1996.
13. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1985.
14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М., 1987.
Методические рекомендации
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что культура западноевропейского средневековья складывалась под влиянием различных социокультурных потоков: языческой культуры родоплеменного строя ряда варварских народов (северных германцев, скандинавов, славян); воздействия великой античной цивилизации в процессе разложения поздней Римской империи и воздействия христианской религии и церкви, которая уже в IV веке утвердилась в Римской империи в качестве господствующей государственной религии.
Вместе с тем следует подчеркнуть доминирующее воздействие христианской религии и церкви в различных сферах жизни западноевропейского общества: в формировании этики, в развитии образования и науки, экономики, в сфере эстетики и художественной культуры[54].
Однако христианская церковь распространила свою власть далеко не во все сферы духовной культуры западноевропейского общества.
В средние века развивалась так же светская культура: рыцарская культура, городская и народная карнавальная культура, светская поэзия и музыка[55].
Важное значение имеет характеристика культуры католицизма и православия, культуры Западной Европы и восточно-европейской, византийско-русской культуры, их общих черт и черт различия в различных аспектах:
1. в плане особенностей организации и управления в системе государства и церкви;
2. в характеристике системы ценностей;
3. в отношении к личности в этих разных культурах и в отношении к искусству[56].
Рассматривая истоки формирования русского народа и русского менталитета, следует акцентировать внимание на следующих факторах:
1) на роли природных и географических условий в истории России;
2) на особенностях типа хозяйства;
3) на роли Византии и христианского православия;
4) на влиянии азиатского, восточного элемента на формирование русской государственности.
Особо следует подчеркнуть историческое значение принятия Русью христианства в его православном, византийском варианте. При рассмотрении этого вопроса следует отметить такие важнейшие элементы:
1) В католической Европе языком церковных богослужений являлась латынь, и миссионерская деятельность заключалась в распространении богословской литературы на латинском языке. Христианские миссионеры стремились к созданию церковнославянского языка на территории Моравии, Болгарии и Руси. С принятием христианства Русью здесь стала распространяться богословская литература на церковно-славянском языке, близком по своей лексике и грамматическому строю древнерусскому народному языку;
2) С развитием письменности на Руси утвердилась книжность, что положило начало русской литературе и русской культуре в целом;
3) Принятие православной культуры из Византии не было простым её копированием, на Руси возникла самобытная и высокоразвитая средневековая культура[57].
Терминологический словарь
Готический стиль -готическими постройками принято называть памятники европейской архитектуры ХII-ХIV вв. Термин «готический» принадлежит деятелям эпохи Возрождения, которые презрительно это искусство называли варварским, а готы - варварские племена. Такая враждебность к средневековому искусству объяснялась слабым влиянием в готике греческой и римской культуры. В действительности готическое искусство никакого отношения к варварам - готам не имеет.
Иконографический канон -строго установленная система изображения какого-либо сакрального (священного) лица или сюжета Священного писания. Наиболее четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались церковью в виде специальных образцов-подлинников.
Иконостас- алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма. В католической культуре это традиция не получила развития, а в православной культуре иконостас превратился в подставку для икон.
Канон(с греч. - правило, норма) - в изобразительном искусстве совокупность художественных приёмов, которые считались обязательными в ту или иную эпоху.
Куртуазность- изысканная вежливость, любезность, учтивость. Куртуазная литература - придворно-рыцарское течение в европейской культуре ХII-ХIV вв., представлено лирикой трубадуров, труверов и миннезингеров. Куртуазная литература прославляла воинские подвиги, рыцарское служение даме.
Романский стиль -термин носит условный характер. Этот стиль возник в европейском искусстве в Х-ХII вв. Этот стиль впоследствии стали называть романским, вероятно потому, что каменные постройки этого времени со сводчатымиперекрытиями напоминали сооружение, построенное по римскому способу (Рома - Рим).
Рыцарская культура - культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, который предписывал строгое соблюдение этикета, отход от которого, даже в мелочах, мог уронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированного класса; рыцаря украшали семь обязательных искусств: верховая езда, фехтование, владение копьём, плавание, охота, игра в шашки, сочинение и пение стихов в честь дамы сердца. Лирические произведения на темы рыцарской любви и поклонения даме в Европе распространяли поэты: трубадуры, менестрели, миннезингеры, труверы.
Язычество - общее условное название наиболее древних форм религии, присущих родовому строю. Термин явился изобретением христианских богословов и применялся для характеристики первобытных верований (идолопоклонство, многобожие, магия, фетишизм, тотемизм).
Контрольные вопросы
1. В чём противоположность религиозного, христианского и рыцарского идеалов? В чём противоречивость взаимодействия христианской и рыцарской культуры?
2. В чём выразилось взаимодействие христианской культуры и народной, карнавальной культуры?
3. В чём проявилось противоречивое отношение христианского вероучения и церкви к искусству?
4. Что такое филиокве? Как повлияло филиокве на формирование двух различных типов культуры: католицизма и православия?
5. В чём выразилась борьба иконоборцев и иконопоклонников и как она повлияла на формирование византийского стиля в искусстве?
6. Какое значение имело принятие Русью православия для развития культуры и просвещения?
7. Особенности византийского влияния на развитие русской художественной культуры? В чём выразился самобытный характер русской художественной культуры?
8. Как понимать языческо-христианский синкретизм в русской литературе как он конкретно проявлялся и проявляется в наши дни?
9. В чём отличие художественного стиля Андрея Рублёва от творчества Феофана Грека?
10. В чём символическое значение иконы Андрея Рублёва «Троица»? Какая связь творчества Андрея Рублёва с идеями преподобного Сергея Радонежского?
Контрольные задания
1. Доминирующее воздействие христианской церкви на формирование этики и развитие образования в Западной Европе.
2. Доминирующее воздействие христианской церкви на развитие экономики, развитие торговли и банковских операций.
3. Доминирующее воздействие христианской церкви на развитие западноевропейского искусства.
4. Рыцарская куртуазная культура и её особенности.
5. Отношение христианской церкви к искусству. Особенности культового религиозного искусства в системе католицизма.
6. Отличительные черты романского и готического стиля в архитектуре Западной Европы.
7. Роль природных и географических факторов в формировании черт характера древнерусского народа.
8. Культура восточных славян.
9. Историческое значение принятия христианства для социокультурного развития средневековой Руси.
10. Ситуация двоеверия в русской культуре.
11. Особенности развития религиозного культового искусства в системе православия в Византии и средневековой Руси.
12. Развитие иконописи в средневековой Руси. Противоречивая роль иконографического канона в развитии русской иконописи.
Тема № 7
Арабо-исламская культура.
План лекции
1. Ислам и рождение культуры.
2. Политическая и правовая культура арабо-исламского ареала.
3. Наука, образование и художественная мысль мусульманского мира.
4. Исламский мир и Европа.
План семинара
1. Истоки и основа исламской цивилизации. Картина мира.
2. Расцвет исламской культуры ("мусульманский ренессанс" IХ-Х вв.): причины, сущность, результаты. Наука и образование.
3. Суфизм и его влияние на культуру.
4. Художественная культура ислама. Литература как ведущее направление в художественной культуре.
Литература
1. Арабская поэзия средних веков. Вступ. ст. К.Яшена. - М., 1975.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. Гл.8-11.
3. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В. - М., 1996. Гл.6.
4. Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 54-57.
5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
6. Идрис Шах. Суфизм. - М., 1994.
7. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.
8. Коран. Перевод и комментарии В.Пороховой. - М., 1993.
9. Мец А. Мусульманский ренессанс.- М., 1996.
10. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1994. С. 222-232, 264-266.
11. Страницы истории культуры. Вып.1 - Уфа, 1995. С. 95-118.
12. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 24-31, 49-70.
13. Суфизм в контексте исламской культуры. - М., 1989.
14. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М., 1997. С. 231-239.
15. Чалоян В.К. Восток-Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества. - М.: Наука, 1979. С. 145-194.
Методические рекомендации
Арабской средневековой культурой в точном смысле этого слова следует именовать только культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность (Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка). В странах с неарабским населением, входящим в состав Халифата, продолжали развиваться местные культуры, вступившие во взаимодействие с культурой арабов. В них (Иран, Средняя Азия и др.) возник комплекс родственных культур, который называют "мусульманской культурой".
Культура арабо-исламской цивилизации обязана появлением новой религии (ислам), ставшей мировой. Влияние религии на культуру трудно переоценить. Тем не менее, оно различно по степени и глубине воздействия на нее. В случае с исламом мы видим доминирующую роль ее в культуре. Какие особенности мусульманского культа способствовали этому? На какие сферы культуры влияние ислама оказалось шире по сравнению с христианством[58]?
Не умаляя значения религии в деле формирования арабо-исламской культуры, сводить все богатство культуры только к исламу неправильно. Степень и глубина его воздействия на разных этапах развития цивилизации и культуры была различной. Следует отметить, что и сам ислам не был единым течением и трансформировался с течением времени. На стадии формирования арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, иудеев и др. народов, стоявших в культурном отношении выше арабов. Какие факторы не позволили арабам ассимилироваться (раствориться) среди завоеванных народов? Какие достижения в области духовной культуры до исламского периода не только не позволили утратить арабам национальную самобытность, но и стать культурообразующим этносом? Какие культурные влияния, помимо современных, испытала арабская культура[59]?
С зарождением ислама и обращением в эту веру народов покоренных арабами от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила складывается новая цивилизация - Арабский халифат, оказавшая огромное влияние на ход исторического развития и мировую культуру. Возникшее государство было феодально-теократическим. Каковы особенности государства подобного типа? В чем сила и слабость Халифата? После распада единой империи сформировалось два типа государственности на ее бывших владениях: халифат и имамат. Какие принципы были заложены в их основу? Чем вы можете объяснить появление двух вариантов государственности? На чем основана правовая система исламских государств? Какую роль играет в ней Коран, шариат и фикх? В чем своеобразие соотношения морали, этики, права в исламе и христианстве[60]? Наивысший взлет исламской культуры приходится на IX-XI века. Какими причинами можно объяснить быстрый расцвет арабо-мусульманской культуры? Каковы ее достижения в области науки? Чем объяснить, что мощное влияние религии на культуру не сказалось отрицательно на науках о природе? Как это было в христианской средневековой цивилизации? Каковы достижения в них, а также в математике у арабоязычных народов?
Известно, что латынь на Западе, а арабский на Востоке были общими языками религии, науки, литературы для всех народов. Чем же объяснить низкий уровень грамотности и неразвитость образования в первом случае и высокий по средневековым меркам - но втором? Обратите внимание на достижения, арабоязычных народов в философии? Почему, несмотря на свои высокие достижения исламская цивилизация впоследствии потеряла динамизм[61]?
Суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама, которое конкурировало как с ортодоксальным исламом, так и с рационалистическим направлением в философии[62].
Своеобразна художественная культура исламского мира. В ней получили развитие словесные формы культуры, в то же время нет скульптуры, живопись представлена в основном орнаментом, небогата музыкальная культура. Какие факторы повлияли на развитие одних форм и отсутствие или неразвитость других? Какие черты характерны художественному языку арабов и других народов исламского мира[63]?
Великолепны и разнообразны памятники архитектуры (мечетей, медресе, мавзолеев). Чем объясняется разнообразие художественных стилей мечетной архитектуры? Назовите крупнейшие памятники исламской архитектуры[64].
Определите влияние арабо-исламской цивилизации и культуры на мировую и европейскую культуру[65].
Терминологический словарь
Адамийиат - человечность, гуманность.
Адат - обычное право, предшествовавшее писаному праву, основанное на традиции.
Зороастризм – религия, распространенная в древности и раннем средневековье на Востоке. Священный канон "Авеста". Основные принципы: противопоставление двух начал - добра и зла; вера в победу добра.
Медресе - религиозная школа в мусульманских странах. Готовит служителей мечети, учителей религиозных школ, судей шариатского суда.
Мутазилиты - создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления. Высшим критерием норм нравственности и истины объявляли человеческий разум.
Сунна, сунниты - мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммада, поясняют и дополняют Коран; представители основного, ортодоксального направления в исламе.
Суфизм - мистическое течение в исламе,
Фана - растворение в божестве, созерцание божества - конечная цель суфия. Возникло, по-видимому, под влиянием буддистского учения о нирване.
Фикх - исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле).
Шариат - комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман.
Шииты - приверженцы одной из двух ветвей в исламе (другая - суннизм).
Контрольные вопросы
1. Как формировалась арабо-мусульманская цивилизация? Что способствовало ее возникновению?
2. Какое влияние оказал ислам на культуру народов, принявших эту религию?
3. Как вы понимаете утверждение: "Ислам - не религия, а образ жизни"?
4. Чем вы можете объяснить взлет культуры в арабо-мусульманском мире в IХ-ХI вв.? Почему исламская культура потеряла впоследствии динамизм в развитии?
5. Чем объяснить сохранение единой культуры после распада Арабского Халифата в IX в. на отдельные государства?
6. Каковы особенности мусульманского культа и самосознания?
7. Какое значение в исламе придается личности человека и свободе выбора? Как это повлияло на особенности цивилизации?
8. В чем сходные и отличные влияния арабского и латинского языков на культуру и цивилизацию?
9. В чем значение арабо-мусульманской культуры.
Контрольные задания
1. Особенности мусульманского самосознания
2. Художественная культура арабо-исламского мира.
3. Коран и его влияние на литературу арабо-исламского мира.
4. Формирование средневековой мусульманской культуры.
5. Синкретизм арабо-мусульманской культуры.
6. Арабоязычная философия и наука.
7. Политико-правовая культура исламского мира.
8. Ислам и женщина.
9. Ислам и архитектура.
10. Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу.
Тема № 8