Личность с точки зрения гуманистического подхода
• концепция становления - побег, предательство по отношению к себе; принять на себя ответственность
• единственная реальность - реальность личная и субъективная
Модель коммуникативного процесса
Специфика – вырабатывается общий в процессе коммуникации.
Обмен информацией – влияние одного на другое.
Одна система кодировки.
Структура речевого сообщения
• значение и смысл слов, фраз - 7% информации выразительные качества голоса (модуляция высоты голоса, тональность, тембр, интонация, дикция), паралингвистика экстралингвистика : околоречевые - смех, хмыканье, плач, вздохи, охи, разделительные звуки, нулевые звуки
Коммуникативные барьеры
• смысловой - одно явление - разный личностный смысл
• эмоциональный — переживание мешает адекватно общаться
• барьер отношений - как к личностям или социальным ролям
• барьеры речи
• когнитивный барьер - место общения не соответствует характеру
Составляющие невербального коммуникативного канала
• оптико-генетика - мимика, жесты, пантомимика
• проксемика - организация пространства и времени
• предметные контактные действия — похлопывания, толчки
• ольфакторные
Виды личных дистанций по Э. Холлу
• интимная зона - 0-45 см, допускаются только близкие люди
• личная персональная зона - 45-120 см, для обыденного общения
• социальная зона - 120-400 см, для официального общения
• публичная зона - 4-7 м, с незнакомыми людьми
24.Ошибки атрибуции
• фактор установки - зависит от предшествующей оценки
• фактор превосходства - хорош в чем-то, значит хорошо во всем
фактор физической привлекательности
• фактор отношения к наблюдателю — человека, к которому
относимся хорошо, воспринимаем хорошо в целом
Эффекты восприятия людьми друг друга
• эффект проекции - свойство людей приписывать приятным для них людям свои приятные качества, а неприятным – свои негативные
• эффект ориола - в условиях дефицита информации, когда первичная информация окрашивает дальнейшую информацию
• эффект первичности и новизны - новая информация воспринимается лучше, чем старая
Механизмы социального познания
• рефлексия - осознание человеком того, как его воспринимает партнер по общению
• идентификация - отождествление себя с собеседником.
• атрибуция - интерпретация поведения человека
Схема интеракции по Эрику Берну
• родитель — правило, которое позволяет ориентироваться в стандартных ситуациях
• взрослый - прием решений на основе реальностей а ребенок - следует своим желаниям, советам родителей, проявляет
• творчество, слабость
Понятие группы, классификация групп
Группа - реально существующее образование людей, которые объединены признаком, идеей, условиями существования, действиями; осознают свою принадлежность.
Классификация:
• лабораторные
• естественные - большие и малые
29. Классификация малых групп
По уровню группового сознания
конгломерат - цель существования еще не осознана
ассоциация - пониают, зачем, но нет еще единства
кооперация — есть цель и единство деятельности
корпорация - есть психологическое единство, характерны групповой эгоизм и индивидуализм
коллектив
гомфотерный коллектив (сбитый) — это коллектив + психофизиологическая совместимость
По характеру направленности
Int-группа - группа, активность которой направлена внутрь (детский клуб, психотерапевтическая группа)
Ехt-группа - группа, активность которой направлена во вне (группа зеленых)
30. Понятие социальной фасилитации и социальной лености
Социальная фасилитация - усиление доминирующей реакции в присутствии других людей; чем больше людей, тем сильнее фасилитация.
Социальной леность - тенденция людей прилагать меньше усилий для достижения цели.
Понятия и виды конформизма
Конформизм - изменение поведения или убеждений в результате реального или мнимого давления группы.
Виды:
· уступчивость
· одобрение
Причины конформного поведения
нормативное влияние, забота о социальном имидже информационное влияние, или желание быть точным
Факторы, облегчающие подчинение по Милграму и Ашу
эмоциональная удаленность от жертвы
близость и законность авторитета
освобождающее воздействие группы