Методы менеджмента в физической культуре и спорте

Методы менеджмента в физической культуре и спорте представ­ляют собой конкретные способы воздействия субъекта на объект (органа управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотруд­ников и т.п.).

Методы менеджмента в физической культуре и спорте класси­фицируют по различным основаниям. В их совокупности выделя­ют методы прямого (достижение непосредственного результата) и косвенного (создание условий для достижения результата) воз­действия; формального (авторитарный стиль руководства) и не­формального (демократический стиль руководства) воздействия и т.д.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менедж­мента имеет классификация методов на основе специфики отно­шений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организацион­ные, экономические и социально-психологические.

♦ Организационные методы менеджмента в физической культуре и спорте

Организационные методы менеджмента базируются на орга­низационных отношениях между органами управления и органи­зациями, организациями и работниками, на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов менедж­мента обычно выделяют следующие группы — методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинар­ного воздействия.

Методы организационно-стабилизирующего воздействия приме­няются для создания организационной основы совместной рабо­ты и заключаются в распределении функций, обязанностей, от­ветственности, полномочий, установлении порядка деловых вза­имоотношений и т.д. Эта группа методов включает: регламентиро­вание, т.е. четкое закрепление функций за организацией, ее руко­водителем, подразделением, исполнителем и т.п.; нормирование, т.е. определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда; инструктирование, т.е. ознакомление исполни­теля с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостереже­ния, разъяснения и т.п.

В качестве конкретных примеров использования методов организационно-стабилизирующего воздействия можно привести следу­ющие: регламентирование — устав физкультурно-спортивной орга­низации, тарифно-квалификационные характеристики, правила спортивных соревнований, положение о спортивных соревнованиях, календарный план физкультурно-оздо­ровительных и спортивных мероприятий и др.; нормирование — нормативы труда , нормативы оснащения физкультурно-спортивных организаций табельным и ему подобным имуществом, показатели режимов эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений и численности занимающих­ся на них и др.

Методы распорядительного воздействия используются для ре­шения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реали­зуются в форме приказа, распоряжения и т. п.

Примером использования метода распорядительного воздействия в управлении физической культурой и спортом является следующий.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации в 2000 г. был изменен статус федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта: Министерство Рос­сийской Федерации по физической культуре, спорту и туризму было преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

С учетом этого постановлением Правительства Российской Фе­дерации были ограничены функции федерального органа исполни­тельной власти в области физической культуры и спорта, определе­ны предельная численность работников его центрального аппарата (180 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты их труда, установлен численный состав заместителей пред­седателя (5, в том числе два первых) и коллегии (14 человек) и т.д.

Методы дисциплинарного воздействия предназначены для лик­видации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей. За не­выполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей к работ­нику физкультурно-спортивной организации, например, могут быть применены такие дисциплинарные взыскания, как замеча­ние, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, а также в специфических ситуациях штрафные санкции .

В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы пра­вового регулирования, которые по своей природе характерны в первую очередь для управления физической культурой и спортом.

Административные методы связаны с властной природой госу­дарственного управления, проявляющейся в различных обстоя­тельствах и ситуациях: одна сторона взаимоотношений (государ­ственный орган управления, должностное лицо) наделена власт­ными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило прямо подчиненной ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное незави­симо от того, согласна она с ним или нет; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) обладает правом рассматривать заявления, жалобы другой стороны взаимоотношений (граждан) и удовлетворять их закон­ные интересы; одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления) устанавливает нормы, которые подлежат не­укоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (гражданами) и т.д.

Одним из характерных примеров использования административ­ных методов в управлении физической культурой и спортом являет­ся утверждение в 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по статистике новой формы годовой статистической от­четности для физкультурно-спортивных организаций.

Методы правового регулирования представляют собой применя­емые государством средства правового воздействия на обществен­ные отношения. Различают два основных способа правового регу­лирования — авторитарный и автономный. Авторитарный способ используется при регулировании административных и других пра­воотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоот­ношений наделена правом устанавливать другой стороне правоот­ношений содержание ее деятельности. Автономный способ бази­руется на том, что стороны правоотношений являются равноправ­ными и в рамках действующего законодательства могут самостоя­тельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, из­менять или прекращать их. Методы правового регулирования от­ношений в сфере трудового, финансового и других отраслей пра­ва носят комплексный характер и включают в тех или иных соот­ношениях элементы авторитарного и автономного способов.

В качестве одного из примеров сочетания авторитарного и авто­номного способов правового регулирования отношений в сфере тру­дового права можно привести наличие в трудовом договоре (кон­тракте) условий, содержащихся в нормах (авторитарный способ) действующего законодательства и коллективных договорах, с одной стороны, и условий, вырабатываемых соглашением (автономный способ) сторон.

Наличие группы организационных методов менеджмента в физической культуре и спорте не исключает организационных форм использования экономических и социально-психологичес­ких методов.

♦ Экономические методы менеджмента в физической культуре и спорте

Экономические методы менеджмента предназначаются для воздействия на экономические отношения. Их спектр весьма широк и многообразен, поэтому (с известной долей условности) часть экономических методов используется по преимуществу в целях управления физической культурой и спортом как отрас­лью (бюджетное финансирование, капитальные вложения, дота­ции и др.), а другая часть — в целях менеджмента физкультур­но-спортивной организацией (кооперирование средств, аморти­зационные отчисления, налогообложение, материальное стимули­рование и др.).

С достаточной полнотой экономические методы менеджмента в физической культуре и спорте охарактеризованы в различных главах части первой учебного пособия.

♦ Социально-психологические методы менеджмента в физической культуре и спорте

Социально-психологические методы используются для воздей­ствия на социально-психологические отношения людей и потому в наибольшей степени характерны для менеджмента физкультур­но-спортивной организацией. Специфика этих методов связана с применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива.

К числу социально-психологических методов, как правило, относят:

формирование трудовых коллективов с учетом социально-пси­хологических характеристик людей (способностей, темперамен­та, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития физкультурно-спортивной организации;

социальное нормирование поведения, в том числе путем поддер­жания традиций физкультурно-спортивной организации и т.п.;

социальное регулирование, связанное с учетом реального взаи­модействия социальных интересов, их единства и разнообразия;

социальное стимулирование за счет создания обстановки соци­ально-психологической заинтересованности в достижении целей деятельности физкультурно-спортивной организации (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отно­шение к труду и т.п.);

удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение возможностей для проведе­ния досуга, предоставление жилья и т.п. благ;

создание и поддержание благоприятного социально-психологичес­кого климата совместной работы за счет морального стимулиро­вания социальной активности, требовательности, взаимоподдер­жки и помощи и др.

В процессе реализации общих и конкретных функций менедж­мента в физической культуре и спорте применяется комплекс различных методов, состав которого зависит от целого ряда факторов, к основным из которых можно отнести организационно-правовую форму физкультурно-спортивной организации, специ­фику объекта воздействия, особенности конкретной ситуации, профессиональный опыт субъекта воздействия и др.

Наши рекомендации