Основные единицы речевого общения
К основным единицам речевого общения относят:
1) речевое событие,
2) речевую ситуацию,
3) речевое взаимодействие.
Речевое событие– связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.
Речевая ситуация–это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)
Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта.
Виды речевого взаимодействия
В ХХ веке возникла новая отрасль лингвистической науки – теория речевых актов.
Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.
На примере отрывка диалога (Борисова, И.В. Русский разговорный диалог : структура и динамика / И.В. Борисова. – Екатеринбург, 2001) охарактеризуем сущность речевого акта. Ситуативный контекст: Ю. (21 год, студентка 3 курса, филолог) и А. (25 лет, студент 5 курса, социолог) – соседи по общежитию. А. в гостях у Ю., они пьют чай и болтают.
• А. – А ты знаешь/ что сёдня Диме морду набили?
• Ю. – (удивлённо) Морду набили? (с любопытством) Где? Когда? За что?
• А. – Короче/ только никому не говори/ ладно?
• Ю. – Ну//
• А. – (понижая голос) Ты помнишь мне говорила/ когда он начал с Леной крутить/ ты говоришь <жалко его>/ я говорю <а чё жалко?>/ ты сказала <вот друг есть/ дело уже к свадьбе>// вот/ короче сёдня он пригнал// я смотрю/ он уже стоит// он высокий у неё?
• Ю. – Ага//
• А. – Там Дима как всегда/ он же у них жил последнее время// ну мы сидим у себя в комнате/ накатываем время от времени// раз/ я слышу/ открывается дверь из коридора/ такой Димка орёт// я говорю/ <не-е/ пацаны/ это нездоровая / надо выйти>// выхожу короче/ там стоит друг её/ вот этот/ приехавший/ и Димка/ у него рожа вся разбита// у него завтра вообще всё опухнет//
• Ю. – (с удивлением) Ого-го! Ну он же качок такой/ чё он/ не смог?
• А. – Да я вот тоже разочаровался малость в Диме// ну пацаны все вышли (нрзб) берёт димкину куртку и говорит/ <чтоб я тебя больше здесь не видел> (нрзб)
• Ю. – Это когда было?
• А. – Во-от уже стемнело/ часов в восемь/ около восмью и девятью//
• Ю. – (с чувством) Кошма-ар!
• А. – (выразительно) Ты чё/ знаешь как он ему морду набил!
• Ю. – (с осуждением) Лена доигралась!
• А. – Ну не знаю чё щас будет/ но с её стороны так тоже делать нехорошо//
• Ю. – (с уверенностью) Да конечно//
Покажем, как выглядит описание речевых действий партнеров по коммуникации в этом диалоге в терминах речевых актов (Ра) и речевых поступков (Рп) в приведенной ниже таблице.
Таблица – Интерпретация речевых действий коммуникантов
К. | Ра | Рп |
А. | Рогатив* | Привлекает внимание Ю.к новой теме (Т) |
Ю. | Четыре Рогатива | Выражает интерес через уточняющие вопросы к (Т) |
А. | Директив* | Просит о конфиденциальности |
Ю. | Комиссив* | Обещает конфиденциальность |
А. | Репрезентатив*+ Рогатив | Конфиденциально рассказывает о (Т) + спрашивает, уточняя |
Ю. | Контактив* | Отвечает подтверждением |
А. | Репрезентативы | Продолжает рассказ о (Т) с оценкой элементов (Т) |
Ю. | Экспрессив* | Выражает удивление, оценивает элемент (Т) |
А. | Репрезентативы | Соглашается с оценкой Ю.+ продолжает рассказ о (Т) |
Ю. | Рогатив | Выражает интерес через уточняющий вопрос к (Т) |
А. | Репрезентатив | Отвечает, уточняя |
Ю. | Вердиктив*+Экспрессив | Оценивает (Т), осуждая |
А. | Экспрессив- Вердиктив | Эмоционально соглашается с оценкой IO. нестандартности (Т) |
Ю. | Вердиктив | Осуждает инициатора ситуации (Т) |
А. | Вердиктив+ Репрезентатив | Оценивает ситуацию (Т) + соглашается с мнением Ю. |
Ю. | Контактив | Выражает полное согласие с оценкой А |
Условные обозначения, принятые в таблице: № – номер реплики; К –коммуникант; А., Ю. – имена коммуникантов; Т – предметно-ситуативное удержание темы; Ра – имя речевого акта; Рп – коммуникативный смысл речевого поступка.
1) *репрезентативы – сообщения, 2) *комиссивы – обязательства, 3) *директивы – побуждения, 4) *рогативы – вопросы, 5) *декларативы – объяснения, 6) *экспрессивы – выражения эмоций, 7) *контактивы – выражения речевого этикета.
В процессе общения могут появляться коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей под действием тех или иных объективных или субъективных причин, мешающие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.