Основные единицы языка и членение речевого высказывания.

Отдельное высказывание составляет основную единицу речевого общения. Как в любых случаях общения, в высказывании различают две стороны: план выражения и план содержания.

П л а н в ы р а ж е н и я -это звуковая, материальная сторона высказывания либо воспринимаемая слухом при устном высказывании, либо зрением при письменном высказывании. П л а н с о д е р ж а н и я - выражаемая в данном высказывании информация, передаваемая языковыми знаками. Само высказывание может состоять либо из одного предложения, либо из серии предложений. Предложение состоит из с л о в, являющихся единицами весьма неопределенными как с точки зрения структуры, так и с точки зрения содержания. Так, есть слова знаменательные, называющие предметы, процессы, свойства тех и других (существительное, глагол, прилагательное – выражает свойство существительного, наречие – выражает свойство процесса), и слова служебные, выражающие смысловые и грамматические связи и отношения (предлоги, артикли, вспомогательные глаголы). Слово состоит из м о р ф е м (или морф) – это значащие части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), хотя слово может быть одноморфемным (н-р, Стоп!). Разница между морфом и морфемой такое же, как между экземпляром слова в тексте, т.е. при употреблении, функционировании, и словом-лексемой (в словаре). Например, в предложении Человек человеку говорит слово человек является и морфемой (в таком виде оно представлено в словаре как изолированное слово без всяких грамматических категорий), и морфом (в таком виде оно функционирует в данном предложении в синтаксической функции подлежащего в именительном падеже); слово человеку является морфом, поскольку в таком виде это слово не может быть представлено в словаре, т.е. в языке-системе, а только в функционировании, т.е. в языке-речи, и членится на значащие части (зд. корень и окончание).

Все значащие элементы внутри предложения, вплоть до морфа и морфемы, обладают, как и предложение, планом выражения и планом содержания. Например, у морфемы –у (в форме человеку) план выражения представлен звуком ‘у’, а план содержания есть значение дательного падежа ед.ч. Обладая двумя указанными планами, и слово и морфема являются, как и предложение, двусторонними единицами: слово в тексте и морф – двусторонние единицы речи, а лексема и морфема – двусторонние единицы языка.

Морфемы состоят из фонем, являющимся единицами языка-системы, которым в языке-речи соответствуют фоны. Так, в слове мама имеются четыре фона , но только две фонемы. (м и а). Фонемы являются односторонними единицами плана выражения, т.к. в плане содержания они ничего не выражают.

Я з ы к о в ы м и з н а к а м и считаются только значащие, двусторонние единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака. Материальным экспонентом знака является звучание (вообще, план выражения) слова или морфемы. В частном случае знак может быть нулевым: например, отсутствие окончания в словоформе есть показатель именит. падежа ед. ч. Высшая языковая единица – предложение – чаще всего есть некая комбинация языковых знаков, создаваемая по определенным моделям в процессе порождения речи.

Фонемы, будучи единицами односторонними, не являются знаками, но служат «строительным материалом» для знаков. Известный датский лингвист Луи Ельмслев (1899-1965) называл фонемы «фигурами плана выражения», «фигурами, из которых строятся знаки». В определенных случаях экспонент морфемы и даже слова состоит всего из одной фонемы. Таковы окончания -а, -у, -ы в разных формах существительного или предлоги к, у, с, союзы и, а и т.д. Но эти случаи не стирают принципиального различия между фонемой и знаковыми (двусторонними) единицами языка, так же как случаи однословных (и одноморфемных) предложений не стирают принципиального различия между предложением и словом.

Многоярусность языковой структуры обеспечивает существенную экономию языковых средств при выражении разнообразного мыслительного содержания. Всего из нескольких десятков фонем, с помощью их различных комбинаций, язык создает экспоненты для тысяч морфем (для многих сотен корней, для десятков префиксов, суффиксов и окончаний). Сочетаясь, морфемы составляют сотни тысяч слов с их грамматическими формами. Но экономия языковых средств особенно наглядно выступает при построении высказывания. Комбинируясь по-разному в зависимости от содержания нашей речи, слова образуют уже миллионы и миллиарды предложений.

Экономию языковых средств создает также так называемая асимметрия лингвистического знака: например, когда одна форма или один знак, т.е. означающее, выражает не одно, а два или несколько содержаний, т.е. значений, и наоборот. Это явление проявляется на различных языковых уровнях: лексике, морфологии, синтаксисе. Например, лексемы, существующие в лексической системе языка, функционируя в речи, могут быть многозначными или синонимичными; в таких случаях нарушаются так называемые взаимооднозначные отношения, при которых одной форме соответствует одно значение; однако в речи часто этого не происходит, и тогда говорят об асимметрии лингвистического знака. Скажем, та же полисемия знака значительно облегчает изучение не только иностранного, но и родного языка [н-р, рукав кофты, пиджака, реки и т.д.]. Или же при необходимости выразить какое-либо одно содержание , н-р, сказать о ком-то, что он смелый, можно выбрать слово из синонимичного ряда: отважный, храбрый. бравый и т.д. Если бы такой асимметрии лингвистического знака не существовало, то изучать языки было бы очень тяжело.

Между языковыми единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой, фонемой и фонемой) существуют отношения двух видов: парадигматические и синтагматические. 1. П а р а д и г м а т ч е с к и е отношения – это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон, ворону, ворона и т.д. (это грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы – окончания разных падежей); играю, играешь, играет (грамматическая личная парадигма, в которой друг другу противопоставляются личные окончания); ворон, сокол, ястреб, коршун и т.д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц). В нашей речевой деятельности мы в зависимости от смысла, который хотим выразить, все время выбираем тот или иной член из парадигматического ряда. 2. С и н т а г м а т и ч е с к и е отношения – это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня, н-р, предложения. Здесь речь идет о факте сочетаемости (н-р, следует сказать он говорит, а не говоришь, девушка молодая, а не наречие молодо). Во-вторых, имеются в виду смысловые отношения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (н-р, в белая птица прилагательное служит определением к существительному птица, а в конь скачет быстро наречие быстро является определением к глаголу скачет).

Наши рекомендации