Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян
Пояснительная записка
Данное учебное пособие рассматривает основные исторические этапы развития социокультурной деятельности, обобщает и анализирует опыт современной культурно-досуговой деятельности.
В учебном пособии изучаются культурно-исторические формы досуга. Подробно рассматриваются основные направления досуговой деятельности в древности, эпоху средневековья и в период различных преобразований и реформ. Определяются причины возникновения и развития форм.
Цель учебного пособия – изучение исторических аспектов культуры и досуга, опыта развития культурно-досуговых учреждений, а также применение исторического опыта в современных условиях.
Основными задачами пособия являются:
- освоение студентами особенностей развития социокультурной деятельности на определенном историческом этапе;
- формирование представлений об исторических формах и методах социально-культурной деятельности;
- самостоятельная оценка фактов на основе анализа, сопоставления и обобщения.
Исторический и современный опыт социокультурной деятельности в России представляет собой богатейший дидактический материал для формирования специалиста социально-культурной деятельности.
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян
Список литературы.
1. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004
2. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жаркова, В.М Чижикова. - М., 1998.
Список литературы.
1. Бурышкин П.А., Москва купеческая – М., Столица, 1990.
2. Забылин М., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия поэзия. – М., 1992.
3. Киселева Т.Г., Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. – М., МГУК, 1999.
4. Некрылова А.Ф., Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в.в. – Л., Искусство, 1988.
5. Никитина Г.Я., История культурно-досуговой деятельности: обзорная лекция. – М., МГУК, 1994.
Культура и революция.
Второе и третье десятилетие XX в. в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание.
Для удержания власти большевикам требовалось создать нового человека, гражданина социалистического общества. Таким образом, перед культурой отныне стояла сугубо утилитарная задача — внедрить в массовое сознание единственно правильную большевистскую идеологию.
На первом этапе необходимо было решить следующие задачи:
- ликвидация безграмотности;
- создание единой системы образования и культуры;
- создание советской социалистической литературы;
- создание советской науки;
- НТР (научно-техническая революция) в рамках культурной революции.
Особое внимание уделялось следующим вопросам:
- воспитание женщины (введение гражданского брака, свободы развода);
- проведение культурно - просветительной работы на селе, в национальных окраинах (политическое воспитание, атеизм, введение русского языка).
Первой перемены почувствовала на себе церковь. В 1918 г. СНК издал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стало закрытие церквей, конфискация «для революционных нужд» (часто прикрывавшая обычный грабеж) церковного имущества, аресты (и даже казни) священнослужителей, привлечение их к принудительным работам и т. д.
Усилилась антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник».
Политика государственной власти была направлена на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. С конца 1918 года началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.
Новые государственные органы власти придавали важное значение просвещению и образованию людей. В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Декрет гласил: «Ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны, все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано (под угрозой уголовной ответственности!) обучиться грамоте». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе. Перепись 1926 г. показала, что за это время было обучено около 5 млн. человек.
Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д.
При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.
В обязанность правлений клубов входили организация и проведение докладов, лекций, диспутов по общественно-политическим вопросам, создание секций, кружков и семинаров по изучению теории и практики партийного, советского, профессионального и кооперативного строительства, вопросов марксизма.
Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. Создавались клубы при заводах и фабриках.
Благодаря вниманию партии сеть клубов росла быстрыми темпами, несмотря на огромные материальные трудности, испытываемые страной. В 1920 - 1921 гг. в стране было почти 5 тыс. клубов.
С 1922 года, в начале НЭПа, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения.
К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.
Новые типы учреждений культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.
В 1920-е г.г. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно "артистами".
Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.
В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, а также инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям. В 1920-е г.г. появляются такие виды инсценировок, как "живая газета" и "политсуд". "Живые газеты" возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходит усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады. С переходом к НЭПу возник особый вид эстрадного театра - «Синяя блуза». В представлениях, которого высмеивали «нэмпанов».
В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.
Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Увеличивается количество участников художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936г. их число достигло 3 млн.
Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства над художественной самодеятельности.
Начиная с 1932 г., в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодеятельности. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п.
Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917-1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. В течение 20-30-х г.г. сфера досуга характеризовалась развитием новых тенденций. внедрялись развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовали введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации безграмотности, расширение форм среднего специального и высшего образования. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.
Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Список литературы.
1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): Моногр. - М.: Высш. шк., 1990.
2. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995.
4. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004.
Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной войны.
Раз дело дошло до войны,
Список литературы.
1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жаркова, В.М Чижикова. - М., 1998.
2. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М., 1994.
3. Культурно-просветительная работа в СССР.– Уч. пособие под ред. Т.А. Ремизовой. – М., Просвещение, 1974.
4. Мазурицкий. М.П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. - М.: 1992 .
Список литературы.
1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакциейА.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998, стр. 57 -72.
2. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995, стр. 35 – 48.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004, стр. 27 -43.
4. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. - М., МГУКиИ, 1999.
5. Локтева А.А. Клуб: культура досуга. - М., Профиздат, 1987.
6. Милашевская Е.К., Пряников Н.Е., Савченко М.Р.- М., Стройиздат, 1990.
7. Пеньков. История Тульской области двадцатый век. - Учебное пособие. Тула. Издательский дом Пересвет. 2004.
8. Край наш Тульский. Путеводитель.- Тула. Издательский дом «Пересвет», 2002.
9. Тула. История и современность. - Тула, Издательский дом «Пересвет», 2006.
В постсоветский период
События 90 – х годов – изменение политического строя, переход к рыночным отношениям – существенно повлияли на изменение социокультурной ситуации в России. Всей отрасли культуры пришлось пройти серьезное испытание на прочность – время потребовало отказа от идеологических штампов, формирования новых теоретических и технологических подходов.
Принятие в 1992 году Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.
В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников, начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. Появились новые типы досуговых учреждений: Центры культуры и досуга, Дома ремесел, Национальные культурные центры и т.д.
В это же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В аппарате государственного управления акцент делался на функциях координации, информации и методического обеспечения работы учреждений культуры.
Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.
Признавая социальную полезность культурных услуг, государство предусмотрело границы для развития рыночных отношений в культуре, а также протекционистские меры (налоговые и иные льготы, систему бюджетного финансирования и т.п.) ее поддержки.
С начала 90 – х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных и региональных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.
Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций.
С принятием в 1991 году закона «О предпринимательской деятельности» трудовые коллективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.д. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: ночные клубы, казино, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.
Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организация отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты.
Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходящих в культурных интересах и досуговых ориентациях людей.
Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры. В системе средне-специального образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей изучение культурологических дисциплин.
Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий. Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры стали решаться путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.
Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные и социально-культурные проблемы.
Экономическая ситуация в стране в 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры.
Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от ноября 1992 года) обязательного финансирования культуры в размере 2 % от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е годы менее 1 % в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств.
В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении учреждений культуры сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в результате ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Учреждения культуры уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.
В этот период существенно обостряются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.
С 90-х годов все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень дохода человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений.
Таким образом, для того чтобы понять направление реформ, необходимо обобщить все, что было достигнуто в сфере культуры и искусства за перестроечные годы – сложнейший для страны период перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу
За короткий срок в России было создано правовое поле для реализации новой культурной политики. Были обеспечены условия для свободы творчества, развития в культуре новых инициатив, проектов, организаций, основанных на любых формах собственности, в любых организационно-правовых формах. Организации культуры стали полноценными участниками рыночных отношений: им были предоставлены хозяйственная самостоятельность и право на альтернативные источники финансирования; для них были введены свободное ценообразование и гибкая система оплаты труда.
Сказанное не означает, что реализация этих закрепленных законодательно принципов протекала безболезненно
С конца 1980 – х годов до начала 2000 года процесс формирования новой культурной политики в России сталкивался с колоссальными сложностями финансового и иного характера, но магистральная линия была определена – она не менялась. И это, очевидно, принесло положительные результаты.
В стране действует и развивается сеть государственных и муниципальных организаций культуры: музеев, театров, клубов, детских музыкальных и художественных школ, библиотек, приобщающих людей к прекрасному, сохраняющих культурной наследие России для будущих поколений. Они не только выжили в трудные постперестроечные годы, но стали развиваться во многом благодаря свободе хозяйствования, государственному финансированию и благотворительным поступлениям от доноров. Одновременно в России вырос и окреп негосударственный коммерческий сектор в культуре, создающий инновационную культурную составляющую общества.
Все эти и иные положительные тенденции в развитии культуры были бы невозможны без государственной политики, опирающейся на осознание значимости культуры для развития полноценного гражданского общества.
Библиографический список.
1. Культурно- досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 1998.
2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКиИ, 2004.
3. Социально-культурная деятельность. – История теоретические основы сферы реализации субъекты ресурсы технологии. – М.: МГУКиИ, 2001.
Содержание
1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в Х-ХVII в. ……………………………..…….....3
2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – XX в. ….……………………..……..11
3. Культура и революция. ………………………………..…...……….22
4. Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………………….……..26
5. Культурно-досуговая деятельность в период с 1945 по 1985 г.г. …...34
6. Социально-культурная деятельность в постсоветский период. ..…43
7. Темы семинарских и практических занятий….………………….....47
Пояснительная записка
Данное учебное пособие рассматривает основные исторические этапы развития социокультурной деятельности, обобщает и анализирует опыт современной культурно-досуговой деятельности.
В учебном пособии изучаются культурно-исторические формы досуга. Подробно рассматриваются основные направления досуговой деятельности в древности, эпоху средневековья и в период различных преобразований и реформ. Определяются причины возникновения и развития форм.
Цель учебного пособия – изучение исторических аспектов культуры и досуга, опыта развития культурно-досуговых учреждений, а также применение исторического опыта в современных условиях.
Основными задачами пособия являются:
- освоение студентами особенностей развития социокультурной деятельности на определенном историческом этапе;
- формирование представлений об исторических формах и методах социально-культурной деятельности;
- самостоятельная оценка фактов на основе анализа, сопоставления и обобщения.
Исторический и современный опыт социокультурной деятельности в России представляет собой богатейший дидактический материал для формирования специалиста социально-культурной деятельности.
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян