Воздействия физических упражнений на организм человека
Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее содержание — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.
Физические упражнения обязательно должны дозироваться по величине нагрузки и продолжительности выполнения.
Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.
Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.
Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот.
Воздействие нагрузки определяется по реакции организма на выполненную работу. Показателями реакции организма являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.
Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:
— изменением количества повторений одного и того же упражнения;
— изменением суммарного количества физических упражнений;
— изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;
— увеличением или уменьшением амплитуды движений;
— варьированием величин внешних отягощений (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набивные мячи и т.п.);
— выполнением упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку, бег по ветру и против ветра и т.д.);
— изменением исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
— изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге да лыжах;
— проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
— увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.
Основное, что определяет величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием цели.
Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями
Контроль за состоянием организма занимающихся, осуществляемый преподавателем, называется педагогическим.
Основная цель педагогического контроля — это определение связей между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы), которыми преподаватель воздействует на учеников, и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).
В процессе занятий физическими упражнениями применяются следующие методы контроля за состоянием организма занимающихся:
1. Педагогическое наблюдение. Наблюдая в ходе урока физической культуры за учащимися, учитель обращает внимание на внешние признаки их реакции на физическую нагрузку (изменение частоты дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.).
Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности детей школьного возраста по внешним признакам утомления можно с помощью данных, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Внешние признаки утомления
Признаки | Небольшое физиологическое утомление | Значительное утомление (острое переутомление I степени) | Резкое переутомление (острое переутомление II степени) |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (выше пояса) | Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже |
Дыхание | Учащенное (до 22-26 в 1 мин на равнине и до 36 — при подъеме в гору) | Учащенное (38-46 в 1 мин), поверхностное | Очень учащенное (более 50—60 в 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием |
Движение | Бодрая походка | Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше | Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения |
Общий вид, ощущения | Обычный | Усталое выражение лица, небольшая сутулость, опущенные плечи. Снижение интереса к окружающему | Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жалобы на очень сильную слабость. Учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота |
Мимика | Спокойная | Напряженная | Искаженная |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения | Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды |
Пульс, уд./мин | 110-150 | 160-180 | 180-200 и более |
2. Метод опроса предоставляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий физическими упражнениями (о болях в мышцах, в области сердца, головные боли, головокружение, боли в правом подреберье, особенно при беге и пр.), об их стремлениях и желаниях (желание или нежелание заниматься физическими упражнениями).
3. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Частота сердечных сокращений — важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. Измерение ЧСС проводится во время и после выполнения физических упражнений и позволяет оценить реакцию организма в ответ на выполняемые физические упражнения. Во время легкой физической нагрузки пульс у занимающихся достигает 100-120 уд./мин, во время средней нагрузки — 130-150 уд./мин, во время большой нагрузки свыше 150 уд./мин.
О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, прыжкам и др.) судят по реакции восстановления ЧСС, которую можно определить, например с помощью расчета коэффициента восстановления пульса (КВП) по формуле:
ЧСС (через 3 мин после нагрузки) х 100 %
КВП = ———————————————————————
ЧСС (сразу после нагрузки)
Если КВП менее 30 %, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хорошем приспособлении к ней.
4. Тестирование показателей физической подготовленности позволяет с помощью контрольных упражнений-тестов определить уровень развития отдельных физических качеств (уровень физической подготовленности) у занимающихся. Контрольные упражнения (тесты) — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физической подготовленности занимающихся на данный период времени. В физическом воспитании школьников наиболее часто используют следующие специальные контрольные упражнения (тесты): бег на 30 и 60 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места с двух ног, прыжки через скакалку за 1 мин, метание набивного мяча весом 3 кг на дальность из определенного исходного положения, подтягивание из виса на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из положения сидя на полу, 6-минутный бег, бег на 2000 и 3000 м, преодоление полосы препятствий и др.
Перечисленные контрольные упражнения-тесты очень показательны, и на их основе делают соответствующие выводы и при необходимости вносят коррективы в учебно-воспитательный процесс. Так, например, если уровень физической подготовленности занимающихся не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.
Тестирование уровня физической подготовленности
(определение уровня развития физических качеств)
Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В физическом воспитании такими испытаниями являются физические упражнения (тестовые, двигательные задания), с помощью которых оценивают уровень развития физических качеств человека.
Тестирование — это процесс получения результатов выполнения тестов.
Полученное в ходе измерений числовое значение является результатом тестирования. Например: прыжок в длину с места — это тест; процедура проведения прыжков в длину и измерение результатов — тестирование; длина прыжка — результат тестирования.
Сроки тестирования согласуются со школьной программой по физической культуре, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую-третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе — за две недели до окончания учебного года.
На основе результатов тестирования можно:
— сравнивать физическую подготовку отдельных учащихся;
— проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;
— осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов;
— выявлять преимущества и недостатки применяемых средств (физических упражнений), методов обучения и форм организации занятий.
В таблице 3 приведены тесты, с помощью которых можно определить развитие силы, быстроты и выносливости.
При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие требования:
1) тест (контрольное упражнение) должен соответствовать анатомо-физиологическим, половым, возрастным и функциональным возможностям занимающихся;
2) необходимо использовать простые по биомеханической структуре (координационной сложности) тесты;
3) перед выполнением тестов у занимающихся должна создаваться хорошая мотивационная установка (т.е. установка на достижение максимального результата);
4) выполнение тестов надо проводить, когда организм не утомлен;
5) для комплексной оценки физической подготовленности занимающихся необходимо проводить несколько тестов различной направленности (например, на силу, быстроту, выносливость и т.д.);
Таблица 3