Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художестве­нных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной худо­жественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражаю­щие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных на­ционально-культурных и национально — художественных тра­диций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохра­нения и развития самобытных народных художественных куль­тур каждого из них.

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни ухо­дят в традиции и обычаи восточнославянских племен, прожи­вавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественно­го творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллиген­ции, русского дворянства и других сословий.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культу­ры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев.

Народная художественная культура — более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных ви­дов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художест­венно-творческой деятельности. Процесс и результаты на­родного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенно­стями его национального характера и творческих устремле­ний.

Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском веро­учении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его разви­тие происходило во взаимосвязи с отечественными нацио­нально-культурными традициями , с народным художест­венным творчеством.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искус­ства.

Еще один важнейший исторический пласт отечествен­ной художественной культуры, неразрывно связанный с на­родной художественной культурой - светская художествен­ная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, теат­рального и т.д.) и в связи с реформами Петра I. В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы

художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творче­ства сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура -сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьян­ским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее ре­зультатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художест­венная культура включает систему воплощенных в художест­венных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура вклю­чает также сложившиеся в том или ином этносе и передаю­щиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Народная художественная культура имеет древние ис­токи и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чис­тоту помыслов и духовную красоту.

Литература

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культуро­логию. М.,1992.

Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универ­сальной гуманитарной образовательной системе // Народная ху­дожественная культура России: перспективы развития и подго­товки кадров. М., 1994. С. 90-94.

Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Сборник авторских программ. М.,1998.

Бакланова Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве // Культуроло­гия: новые подходы. Альманах-ежегодник. 1998. №№ 3-4. С.95-112.

Бердяев Н. А. Человек. Макрокосм и микрокосм // Русский космизм.М., 1993, С. 171-175.

Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М.,1993. С.296-312 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.,1994.

Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследований. Тбилиси, 1978.

Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Болотков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.,1998.

Булгаков С.Н. Моя Родина // Русская идея. М., 1993. С. 363-373. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Выготский Л. С., Лурия А. Г. Этюды по истории поведения. М., 1993.

Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по исто­рии образа. М.,1972. Г

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.

Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992.

Гончаров И.Ф., Гончарова Т.Н., Скворцов В.Н. Приоритетная

шея русской школы: воспитание ума. СПб.,1995.

Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М ,2000.

Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.,1992.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л ,1990

Гумилев Л.Н. Эгносфера: История людей и история природы. М.,1993

Гуревич А. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоре­тические очерки. СПб., 1993.

Гусев В. Фольклор как источник изучения социальной психоло­гии//Проблемы общественной психологии. М.. 1965

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М..1991.

Егоров Б. Российское коллективное бессознательное. М., 1993.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке:

Очерки общей теории. М., 1990. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.,1993 Каргин А.С. Народная художественная культура. М.,1997. Карсавин Л. О. О личности // Религиозно-философские сочине­ния. Т. 1.М., 1992. С. 3-232.

Карсавин Л. П.. Восток, Запад и русская идея // Русская идея, М..1993, с.313-323

Картины мира. Взаимосвязь искусств в художественной культу­ре XX века // Вопросы искусствознания. 1993. №2-3. С. 281-286. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

Коул М. Культурно-историческая психология М., 1997.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Лосский Н.О. Россия и русский народ// Бог и мировое зло. М., 1994.

Лосский Н.О. Характер русского народа// Условия абсолютного добра М.,1991.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Лурье С.В. Историческая этнология М., 1997

Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997

Мейлах Б.С. Художественная картина мира: Вопросы комплекс­ного изучения. М.,1983.

Народная художественная культура России: перспективы разви­тия и подготовки кадров// Тезисы международной научно-практической конференции. М., МГУК, 1994.

Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912

Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творче­ство как мир целостности. М., 1983.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.,1990

Русская традиционная культура: Комплекс интегрированных эт­нокультурных программ для дошкольных учреждений и началь­ных школ. Научн. ред. Т.И.Бакланова. М., 1998.

Русская традиционная художественная культура: Эксперимен­тальная художественно-образовательная система. Комплекс ин­тегрированных программ. М., 1996

Русские. Этносоциологичсские очерки. М.,1992

Русский космизм. М., 1993.

Случевский К. К. Несколько картинок культур и искусств раз­ных народов. СПб.,1902.

Соколов З.В. Значение теории «социального характера» и кол­лективного бессознательного для понимания массовых социаль­ных процессов // Стиль и традиции в развитии культуры. Л., 1989. С. 38-51.

Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея, М.,1992, с. 183-203

Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989 Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими. Пед. Соч. в 6-ти Т.2,с.358-363.

Федотов Г. П. Письма о русской культуре// Русская идея. 1992. С. 379-419.

Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные труды по фи­лософии русской истории и культуры: В 2 т. СПб., 1991.

Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.

Шадриков В.Д. Духовные способности. М.,1998

Шадриков В.Д. Этническое мышление. М.,1998.

Шкуратов В. А. Психика. Культура. История. Ростов, 1990.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

Эгнознаковые функции культуры. М., 1991.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997

Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры

В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией.

Миф - это древнее сказание, предание, в котором во­плотились фантастические представления людей о мире, при­роде и человеческом бытии. В дошедших до нас мифах со­держится информация об устройстве Вселенной, о богах, правящих миром и являвшихся олицетворением природных стихий, о всевозможных духах. Совокупность мифов того или иного народа составляет егомифологию.

По мнению русского философа А Ф. Лосева, «миф не есть религия, но религия есть мифическое творчество и жизнь Мифология шире религии» (Лосев А.Ф Миф. Число. Сущность. М., 1994, с. 106) И, тем не менее, «... миф —это своеобразная форма истинного, а не ложного мышления древнего человека. Миф меньше всего был заблуждением ума» (Мифы народов мира, часть 1. М., 1996, с. 13). Мифоло­гическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, единич­ного и множественного, пространственного и временного.

В мифах речь идет не просто о времени, а о мифиче­ском времени, т.е. о самой начальной, исходной точке, когда время только зародилось. Именно от того «правремени» идет отсчет настоящего течения времени. Мифическое время и за­полняющие его события являются источником архетипических прообразов. Важнейшей функцией мифического време­ни, мифического действия было создание образца. Мифы за­ставляли ценить гармонию порядка, но в то же время они ут­верждали, что этот порядок хрупок и его могли взорвать при­родные стихии.

По существу, мифы не были для древних людей «посо­бием по мироустройству». Для нас же они являются источни­ком информации о том, как мыслил древний человек, как формировались его представления о мире, как развивалась философская мысль, как обобщался практический и социаль­ный жизненный опыт, как возникала потребность в художе­ственном творчестве.

В основе русской традиционной художественной куль­туры — древнеславянская мифология, которая не менее инте­ресна, чем египетская, древнегреческая, древнеиндийская, древнекитайская и др.

В мифах разных народов неразрывно были связаны фантазия и реальность. По утверждению крупнейшего рус­ского ученого-философа А.Ф.Лосева, «миф — это не идеаль­ное понятие и не идея. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной по­вседневностью и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть бытие идеальное, но — жизненно ощущаемая и твори­мая, вещественная реальность и телесная, до животности те­лесная действительность» (Лосев А.Ф Миф. Число. Сущ­ность. М., 1994,с. 14).

Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которых отражалась их ве­ра в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Среди богов существовала иерархия: был главный (верхов­ный) бог, например, в древнегреческой мифологии — Зевс, а в древнеславянской — Сварог, и были боги, которые управ­ляли отдельными стихиями, областями космической жизни или природными силами.

Опасаясь гнева богов, древний человек пытался защи­титься от всяких невзгод и поэтому он приносил им жертвы, отправлял обряды и ритуалы, чтобы умиротворить, задобрить всемогущие силы природы. Во избежание нарушения поряд­ка, установленного богами, человек должен был постоянно искупать свою вину перед ними за убийство животных, за сломанное дерево, за сорванный цветок, т.е. за нарушение или разрушение живой природы. Основой жизни людей было культивирование и сохранение природы, а не ее варварское разрушение, как в наше время.

Вера в то, что природа - явление одушевленное, олице­творение ее сил было основной особенностью мифологиче­ских представлений о мире. Эта вера и составляла главный смысл язычества.

Язычество - вера в множество богов, покровительст­вующих природным стихиям. Это часть огромного общечело­веческого комплекса воззрений, обрядов, верований, которая послужила основой для всех позднейших мировых религий. В русском языке этот термин происходит от слова «языки», т.е. народы, племена. Язычество можно считать первобытной ре­лигией.

Некоторые древние народы верили также в тотемы (англ. 1о1ет из яз. индейцев, обозначает — род), то есть в свое происхождение и кровное родство с определенными видами животных, насекомых или растений, реже явлениями приро­ды и неодушевленными предметами. Тотемизм — это явле­ние раннего родового общества, где кровные родственные связи являлись особо важными. Тотемные черты ясно видны в образах богов и героев у разных народов. На природные объекты переносились человеческие свойства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть приписаны свойства природных объектов, особенно животных. Каждый род носил имя своего тотема, который почитался.

Важно отметить, что тотем не обожествлялся, его не наделяли свойствами и качествами бога. Но тотем был свя­щенным, его нельзя было убивать, употреблять в пищу, т.е. существовал запрет (табу). Однако во время определенных магических обрядов, связанных с умилостивлением духа жи­вотного, допускалось употребление мяса тотемного зверя для магической связи с ним. Считалось, что, отведав мяса свя­щенного зверя, люди получают часть его способностей, в ос­новном силу, выносливость, храбрость. Тотемизм послужил рождению зоолатрии - совокупности обрядов и верований, связанных с культом животных. Люди поклонялись живот­ным, испытывали перед ними страх, верили в оборотней и в особую связь с миром духов и богов.

С тотемизмом связан и широко распространенный культ растений – фитолатрия. У многих народов мира сохранились мифы, согласно которым из растений появляются семена жизни. Часто растение является двойником человека. Растения наделены душой, умением разговаривать и слышать. Многие растения являются священными. Мифические образы Мирового Древа или Древа Жизни составляют космогонию многих народов.

Вера в существование души и духов — анимизм (от латинского animus — душа) является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистических культов (от латинского си1Ш5 — почитание) является «ранившийся до наших дней культ умерших предков.

Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались понять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и (отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как пространственно – временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, ' чтобы они покровительствовали ему во всех его делах и на­чинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторон­ний мир, прося их о милосердии и помощи.

Формы проявления культа предков были очень разно­образны. Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потус­торонний мир, мир мертвых, «тот свет», У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо горами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен пре­одолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется и широко распространенный ты растений — фитолатрия. У многих народов мира

У некоторых народов жизнь в- загробном мире пред­ставлялась как повторение земной, но в инверсии (с латин­ского inversio — переворачивание, перестановка). То есть жизнь на том свете являлась зеркальным отражением земной.

Если на этом свете ночь, то в потустороннем мире день, люди ходят кверху ногами, их пища смертельна для живых, деревья растут кверху корнями и пр. В некоторых традициях души умерших вели безрадостное существование, в других, наобо­рот, обитали в стране изобилия.

Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее под­няться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий).

Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные фор­мы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому де­сятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками.

Кроме того, человек верил в то, что существа иного ми­ра довольно часто посещают мир живущих. Контакты с ми­ром умерших осмысливались как двусторонние и происходи­ли в определенные времена года и в определенные дни.

Для того чтобы такое общение было для человека без­вредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Магия (лат.magia, греч.mageia) — чародейство, колдовство, волшебство. Абсолютно дозволенной и необходимой была магия в языческой религии.

Магические действия (заклинания, ритуальные танцы и пение, и т.д.) часто были связаны с той деятельностью чело­века, которая давала ему пищу и помогала выжить (напри­мер, охота, земледелие, скотоводство и т.д.). Предметы для этих действийи их украшение можно рассматривать как древнейший источник народного декоративно-прикладного творчества.

Например, при раскопках курганов Балканского полу­острова в Придунайских землях и на Правобережной Украи­не были найдены женские фигурки для заклинаний воды в большой чаре (отсюда — чародейки). В трипольской культуре (приблизительно 2500 -1800 гг. до нашей эры) атрибутом женских фигурок были миски-чары, расписанные внутри.

Важным является открытие Б.А.Рыбакова, который, ис­следуя рисунки поверхностей аграрно-магической посуды, обратил внимание на стилизованные фигуры двух оленей. Он пишет: «У оленей изображены ветвистые рога, передние ноги, а их туловища обозначены широкой полосой, как обычно трипольские художники изображали дождевые полосы. Эти дождевые олени как бы мчатся по небосводу в каком-то вих­ре; под их ногами иногда изображена земля, но сами они ле­тят над землей, не соприкасаются с ней». (Рыбаков Б.А. Язы­чество древних славян. М., 1997, с. 98.).

В повседневной жизни люди также прибегали к магии. Они использовали обереги, амулеты, которым приписыва­лись магические способности предохранять людей от болез­ней, несчастий, «злых чар». Была разработана целая система сопротивления потусторонним силам и общения с ними.

Мифологическому сознанию архаических коллективов было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями. В этом проявлялась значе­ние семьи и крепких семейных уз как одной из главных ду­ховно-нравственных ценностей у древних славян и других народов.

Древний языческий культ богов был связан с опреде­ленными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых — общение с богами. У древних славян они обычно проводились в капищах и святилищах -специально обустроенных местах для поклонения богам, на­ходившихся обычно на возвышенностях, а также в священ­ных рощах, у священных источников и т.д. Там под звуки барабанов, бубнов и других музыкальных инструментов ис­полнялись ритуальные пляски, заклинания, приносились жертвы богам. Во главе исполнения ритуала стоял жрец.

Древние ритуалы некоторые исследователи рассматри­вают как один из истоков театра, так же, как и мистерии -тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные. Мистерии известны с древних времен. Они были широко распространены в Древнем Египте, в Древней Греции и других странах.

На мистериях «инсценировались» мифологические сю­жеты, а также проходили ритуалы посвящения, на которых предусматривалось прохождение человеком целого ряда ис­пытаний, символизировавших смерть, а потом — воскреше­ние из мертвых.

Итак, древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей ( пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобрази­тельного и театрального искусства).

Мифология, как мы уже выяснили, есть собрание мифов. Многие мифологические сюжеты дошли до нашего времени в лите­ратурно обработанном виде. Обилие мифов, различных версий одного и того же мифологического сюже­та, множество богов и божеств, духов, мифологических персонажей — все это потребовало их классификации.

Основные виды мифов

Мифология в другом смысле этого слова - это наука о мифах и мифологических системах. Перед мифологией как наукой, изучающей систему бытования, развития и распро­странения мифов, стояла задача систематизироватьих.

Поскольку все народы прошли этап мифотворчества, то в мифах разных народах встречаются похожие сюжеты, ге­рои, одинаково объясняется происхождение вещей, явлений, принципов мироустройства, и в то же время, историческое своеобразие каждого народа, его географическое положение, климат, самобытность мифологического мышления отличают их друг от друга. Исходя из этого мифы различаются по сво­ей принадлежности к тому или иному народу (этносу).

Самые древние мифы -архаические — повествуют о наиболее ранних представлениях людей о происхождении человека и животных. В них, например, можно найти подтверждение тому, что человек верил в свое происхождение от животного. Такая группа архаических мифов названа зоотропоморфными. Зоотропоморфные мифы отражают представления древних людей о происхождении и жизни животных.

Этиологические мифы (гр.aitia причина +...логия), то есть «причинные», указывают на причины тех или иных событий, связанных прежде всего с сотворением мира природы и людей. Этиологические функции присущи и другим категориям мифов. Но особенностью этиологических мифов является то, что, повествуя о происшедшем в глубокой древности, они не вскрывают причину, не объясняют, откуда произошли, пред­положим, горы, море, светила, а рассказывают о том, что были боги, герои и они создали все окружающее.

Как особая разновидность этой категории выделяются культовые мифы, которые объясняют происхождение обряда или культового действия. Благодаря этой разновидности ми­фов человечество в какой-то степени смогло иметь представ­ление о сакральных действах наших предков.

Космогонические мифы — центральная группа ми­фов, которые повествуют о происхождении космоса и его час­тей, связанных в единую систему. Для мифологии вообще очень характерны сюжеты сотворения мира, а превращение хаоса в космос — центральный сюжет многих мифологиче­ских картин мира.

Такие мифы по-своему отвечают на вопросы о проис­хождении солнца и луны, земли и звезд. Космогонические мифы передают древние представления о строении Вселен­ной, борьбе хаоса с космосом, структуре космоса. Наиболее распространенным было представление о трехчастном верти­кальном и четырехчастном горизонтальном построении ми­рового пространства. Вселенная могла быть представлена как вегетативная (растительная), зооморфная или антропоморф­ная модель. Многие космогонические мифы повествовали об отделении неба от земли, о появлении земной тверди, о заро­ждении на ней растительной и животной жизни. В систему космогонических мифов включены повествования о разъеди­нении стихий: огня, воды, земли, воздуха.

Издревле человек стремился к гармонии с Космосом, и это отражено в космогонических мифах.

Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отрази­лась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. Началом всего сущего мог быть первоэле­мент, например, мировое яйцо или антропоморфный великан, а также воля богов или их магическое слово. Могущественные создатели мира не могли быть полностью похожи на человека. Поэтому для многих мифологий характерны: гигантизм, многоголовость, многорукость, многоглазость.

Самостоятельной частью космогонических мифов яв­ляются антропогоничсские (с греческого anthropos + genos человек + рождение) мифы — повествования о происхожде­нии самого первого человека, который стал первопредком всех существующих людей. Как правило, человек появляется чудесным образом: из земли, глины, животного, дерева. На­пример, из головы древнегреческого бога Зевса рождается его дочь Афина Паллада. Первый человек во многих мифах трак­туется и как первый смертный, ибо боги и духи бессмертны.

К космогоническим мифам примыкают мифы астраль­ные (с латинского astralis - звездный), которые рассказываю-то происхождении звезд и планет. В них созвездия и отдельные звезды предстают обычно в виде животных (например, мед­ведицы). В астральных мифах небесные животные могут лег­ко перемещаться с неба на землю, превращаясь в обычных животных или людей, потом могли вновь возвращаться на небо. С развитием мифологии и расширением человеческих представлений о мире возникали картины движения небес­ных светил. В более поздних мифах каждая звезда «прикреп­ляется» к определенному богу и отождествляется с ним. В развитых мифологиях имеются боги Солнца, Луны и пр. (например, солнечный бог древних славян - Дажьбог). Кроме того, считалось, что звезды влияют на судьбу человека, на события в мире, на исход войн и пр.

Мифы солярные (с латинского sol — солнце) и лунарные являются разновидностью астральных. Солярные и лунарные мифы описывают происхождение Солнца и Луны, картиныих жизни. В этой группе мифов Солнце и Луна вы­ступают родственной парой — мужа и жены, брата и сестры, реже — родителя и ребенка. Солнце и Луна — типично дуа­листические (с латинского dualis — двойственный) персона­жи. Солнце изображается, как правило, главным, царствую­щим, всевидящим божеством. Луна (Месяц) большей частью маркируется отрицательно. Солнце ассоциируется с днем, Луна — с ночью. Солнце — мужское начало, а Луна — жен­ское. Хотя в архаических лунарных мифах Месяц представал мужским началом и лишь потом трансформировался в жен­ское.

Мифы близнечные связаны с чудесными существами, чаще всего это близнецы. Они выступают в качестве родона­чальников племени или культовых героев. Близнецы могли выступать в качестве соперников или в качестве союзников. В некоторых дуалистических мифах братья-близнецы высту­пают как антагонистические начала.

Мифы тотемические составляют непременную часть верований в родство чудесное, сверхъестественное, фантасти­ческое родство между людьми и тотемами (животными и рас­тениями). В таких мифах люди и тотемы имеют общие свой­ства, т.е. люди наделяются чертами животных и растений и наоборот.

Календарные мифы тесно связаны с хозяйственной деятельностью людей. Смена времен года породила мифы о плодоносящей силе земли, об ее умирании и воскрешении. У всех народов существовали календарные циклы обрядов, свя­занные с аграрной магией. Распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге, об уходящем и возвра­щающемся герое. Часто в мифологии используется сюжет борьбы героя с демоном или другим мифологическим существом. При этом герой погибает (или ему наносится физиче­ский урон), но затем его мать (жена, сестра, сын) ищет героя, находит, воскрешает и тот побеждает своего противника. Структура календарных мифов у некоторых народов мира связана с обрядом инициации (посвящения).

Мифологическая смена дня и ночи, зимы и лета в ка­лендарных мифах, как считают исследователи, повлияла на многочисленные сюжеты героических и эсхатологических мифов, рассказывающих о сменах мировых эпох.

Героические мифы живописуют о важнейших момен­тах жизненного цикла. В них рассказывается о судьбе героя, раскрывается его биография, в них может включаться его чу­десное рождение. Героические мифы связаны с формировани­ем личности. Жизненные перипетии: поиски жены и брачные испытания, борьба с чудовищем, смерть героя как бы призва­ны распространить порядок, космос на формирование чело­века. Пройдя все жизненные испытания, герой способен соб­ственными силами поддерживать установившиеся отношения в мире и противостоять их краху. Именно героические мифы легли в основу эпоса, а впоследствии — сказки.

Эсхатонические (с греческого eschatos+locos — по­следний +учение) мифы повествуют о конце мира. В них поднимаются темы катастроф и возмездия богов. Эта катего­рия мифов возникла сравнительно поздно. Попрание и нару­шение человеком норм морали, закона, а также преступления и распри людей приводят их гибели. Мир погибает в огне, космических катаклизмах, от голода и земных катастроф.

Мифические герои

Существенным признаком мифа выступает отражение в нем древних представлений о героях, к которым относятся первопредки, культовые герои и т.д.

Первопредки — прародители рода или племени, соз­дающие родовую общину, устраивающие распорядок ее жиз­ни, организующие обрядовую и ритуальную традиции. Они отделяют уклад своей общины от норм жизни других семей и племен.

Очень часто первопредки имеют тотемное происхождение. Первопредок иногда отождествляется с первым человеком.

Культовые герои — мифические персонажи, которые добывают (похищают) или впервые создают для людей ору­дия труда, огонь, приносят растения, учат приемам охоты и земледелия, ремеслу, искусствам. Они принимают участие в общем мироустройстве. Значительна роль культовых героев в установлении правил поведения, организации праздников и ритуалов, в регулировании брачных отношений. Культовые герои — демиурги (созидатели, творцы) изготавливают для людей чудесные гончарные и кузнечные инструменты. Они могут выступать поборниками космического порядка и всту­пать в борьбу с чудовищами и демоническими силами. В этом случае они наделяются богатырскими чертами. Культо­вый герой в ходе эволюции мог стать и богом — творцом, и эпическим героем, и комико-демоническим персонажем.

Духи — низший уровень мифологических существ, ко­торые находились в постоянном общении с человеком. Таки­ми были духи рода, духи покровители человека, духи болез­ней, духи жилищ, природы (озер, лесов, гор и т.д.).

На вершине мифологической иерархии героев распола­гались боги — могущественные сверхъестественные сущест­ва. Они обладали творческими, созидательными силами, управляли природой и ее стихиями, всем космосом и его по­рядком, а также жизнью людей. Безусловно, в них были сли­ты воедино черты культовых героев-демиургов и духов. Мно­гобожие постепенно привело к появлению единого бога-творца, сосредоточившего в себе неограниченную власть над Вселенной. Сотворение Вселенной и устройство мира - ос­новные мотивы мифов.

Наши рекомендации