Значение достижений цивилизации для культуры древних сообществ
В жизни древних цивилизаций, в отмеченных выше и других отношениях, огромную роль сыграло появление письменности, зачатков науки (целенаправленного познания мира), а также – становление художественной деятельности в ее специализированной специфичности.
В мировоззрении древних людей продолжали доминировать мифы, легенды, верования. Однако они претерпели существенные изменения. То, что ранее было сказано о мифическом мире, как о мире освоенном (родоплеменной организацией людей), мире осмысленном, своеобразно понятом людьми, – в полной мере относится и к мифологии земледельческих речных цивилизаций. Но в них отдельные мифы складываются в более или менее стройные системы сказаний о богах и героях, о сотворении мира. При этом мифы, с одной стороны, становятся все более поэтизированными, с другой же – более логизированными, рационализованными.
В дополнение к мифам, и наряду с ними, в процессе освоения и осмысления окружающего мира появляется кое-что иное: элементы научных и научно-прикладных знаний. Так, в Древнем Египте жрецы обнаружили связи между разливами Нила и положениями небесных светил. Астрономические наблюдения позволили им предсказывать приближение трудных для египетского сельского хозяйства (а значит и для всей жизни египтян), засушливых лет. Строительство пирамид, храмов, дворцов, деление земельных участков, – все это продуцировало потребность в измерениях, вычислениях, в геометрических, и иных математических, и не только математических, знаниях. Успехи мумифицирования были бы невозможны без некоторых знаний анатомии человека и химических процессов.
Но знания мудрецов, их размышления не ограничивались тем, что было важно чисто прагматически. Во-первых, в ходе прикладного познания порождалась вообще любознательность. Во-вторых, шли размышления и о человеке, о его жизни и смерти, о его отношениях с богами и судьбой. В древних цивилизациях (что чрезвычайно существенно для культуры) впервые появляются идеи совершенствования человека и его жизни. Совершенствования и человеческого тела и духа. В Древнем Китае, Древней Индии наиболее очевидно это было выражено в религиозно-философских учениях даосизма, буддизма и в конфуцианстве. Йога, древнекитайский физический тренинг, психотренинг, боевые искусства, древняя медицина – представляли собой разные варианты
внешней и внутренней культуризации человека. Более того, в даосизме, но еще отчетливее в буддизме и конфуцианстве были уже прямо выражены мысли о значении нравственного совершенствования бытия.
Надо иметь ввиду, однако, что отмеченная “культуризация”жизни (хотя бы в намерении) воспринималась не как ее изменение, а напротив, – как проявление естественности, как результат сохранения в ней ритуально-традиционного, как реализация власти прошлого, опыта предков. Изобретения, новации, новые знания – старались представить в качестве уже известного, восстановления древнего опыта. Так, великий древнекитайский мудрец Конфуций ввел в активное употребление понятие “жень”– человеколюбие, присущее благородным мужам, чья нравственность ведет к уничтожению жестокости, грубости, “разбоя” и жадности. Конфуций призвал к нравственному совершенствованию посредством познания. Он говорил: не радостно ли учиться и постоянно совершенствоваться! Но познавать новое – предлагал через изучение старого (с опорой на авторитеты), а нравственно совершенствоваться, – сохраняя традиционные нормы и ритуальность поведения. В даосизме вообще сложилось подозрительное отношение к книжной мудрости и учености. Однако сами даосские мудрецы много размышляли и, стремясь к постижению Дао (правильного пути жизни), попутно обогащали знание о мире и человеке.
Таким образом, в Древних цивилизациях происходило развитие мышления, познания, накопление знаний, средств и форм их передачи. Это был процесс цивилизационный, во многом совпадавший с развитием собственно культуры. Огромной в этом смысле была роль письменности, например иероглифического письма в Древнем Египте и Древнем Китае, клинописного в Древней Месопотамии.
Сама по себе письменность порождается в связи с практическими потребностями. Ее появление – практично во всех отношениях. Наличие письменности – одно из важнейших условий и один из главнейших признаков цивилизованности. И именно письменность – лучший пример взаимосвязи между тем, что называется цивилизацией и собственно культурой. Она дает возможность дистантного общения между разными людьми и разными культурами. С ее помощью осуществляется хранение и передача духовного опыта, воплощение ценностей культуры и знаний о них в системы знаков, доступных для восприятия различными поколениями, в том числе и через тысячелетия. В Древних цивилизациях возникает не только письменность, но и формы ее культурного функционирования – библиотеки, архивы. В ассирийской столице Ниневии была библиотека, собрание более чем 30 тысяч глиняных табличек, на которых были записаны мифы, легенды, математические и медицинские тексты, справки и т. д. Письменность дала возможность как бы заново родиться устному народному творчеству. Создала условия для дальнейшего развития речи (и устной) и для рождения литературы, в том числе и художественной.