Организация детских объединений как условие развитияэтнического самосознания и межкультурной компетентности
Юность - весьма «общительный, деятельный возраст» и принадлежность к коллективу и собственное положение в нем чрезвычайно важны для юношей и девушек. Детское общественное объединение - структура молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации, особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка. Детские общественные объединения способствуют социализации и развитию личности ребенка, предоставляют детям возможность осваивать различные социальные роли и позиции в ближайшей среде жизнедеятельности старшеклассников, в окружающей жизни со всеми ее особенностями, проблемами, противоречиями, традициями. Выпускник школы, независимо от его национальной принадлежности, должен стать субъектом деятельности - созидателем материальных и духовных благ; человеком, проявляющим заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я (кто Я есть в этом мире).
Заметное влияние на деятельность детских общественных объединений оказывают местные факторы: национально-культурные, демографические, экономические. Они обогащают воспитательный потенциал детских объединений, приближая их к конкретному ребенку, к его «малой» родине. Деятельность этих объединений направлена:
- на социальное воспитание старшеклассников, в котором интегрируется процесс развития личности средствами воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
- на изучение и возрождение национальной культуры, традиций своего народа, формирование национального самосознания, приобщение детей к общероссийской и мировой культуре;
- на разумную организацию досуга старшеклассников - среды их жизнедеятельности, социума, в котором школьник реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора; в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности как личность со своей гражданской позицией;
- на приобретение личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, эмоционально-нравственному развитию в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных.
Позиция человека - гражданина своей страны, города находится в центре содержания деятельности детских общественных объединений.
Большие миграционные процессы, происходившие в последнее десятилетие в России, внесли определённые коррективы в работу педагогического коллектива, направив её на гражданское патриотическое воспитание. При этом первоочередной задачей патриотического воспитания является целенаправленное формирование у старшеклассников высокой гражданственности и социальной активности. Например, детское спортивное объединение может готовить и проводить спортивные и туристические соревнования, а также осуществлять сбор игр разных народов, проживающих на общей территории, проводить зимние и летние «Национальные игрища». В ходе этой деятельности дети, родители, жители района знакомятся с народными подвижными играми, принимать активное участие в разучивании национальных игр своего народа и других этносов, в судействе во время их проведения.
Одной из эффективных форм деятельности, направленной на формирование этнического самосознания старшеклассников, является организация объединения «Возрождение национальной культуры». Одним из результатов деятельности такого объединения может быть открытие школьного музея прикладного искусства. В план работы объединения входит организация и проведение обрядовых праздников, таких как «Масленица», «Рождественские посиделки», представляющих художественно-театрализованные программы. Участники этих программ могут выступать не только перед учащимися школы, родителями, но и перед ветеранами, жителями микрорайона, учащимися других школ.
Научно-исследовательские объединения,организующие конференции, деловые игры. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов по этнокультурной тематике, например, «История моего народа», «Свадебные обряды моего народа культуре», в форме группового решения задач этноконфликтной направленности, в форме группового выполнения исследовательской работы. Может быть организовано моделирование деятельности «делового» учреждения (например, миниНИИ этнологии) по решению реальной для неё проблемы.
Конференции, проводимые по этнокультурной тематике, позволяют приблизить обучение к научным формам деятельности. На стадии подготовки к конференции учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению.
Работа с семьями осуществляется по нескольким направлениям: просветительское, коррекционное, включение родителей в школьный образовательный процесс, активного их участия во внеклассных и внешкольных мероприятиях: праздниках национальных культур, в сборе экспонатов для школьного музея прикладного искусства, в проведении спортивных праздников, в том числе национальных игр.