Вербальные и невербальные коммуникации

Обмен любой, информацией возможен только посредством знаковых систем. В коммуникативном процессе используются несколько знаковых систем, согласно которым и принято строить классификацию.

Коммуникативные механизмы можно разделить на две основные группы:

1. Вербальная коммуникация - в качестве знаковой системы используется речь;

2. Невербальная коммуникация - используются неречевые знаковые системы.

1. Вербальная коммуникация - в качестве знаковой системы используется человеческая речь.

Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический.

Речь классифицируется:

1. аффективная:

· нет замысла;

· очень проста;

· ограниченна: "Ах!", "Ну, погоди!";

2. письменная речь:

· очень чёткий замысел;

· сложная смысловая программа;

· нет никаких внеязыковых средств, только логика языка;

· предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности;

3. устная речь:

· протекает в меняющихся условиях;

· отличается сокращённым количеством слов и простотой грамматической конструкции;

В составе устной речи выделяют:

1. диалогическую устную речь - речь, при которой активны все её участники; возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки;

2. монологическая - развёрнутая и связная речь; предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция); требует тщательного отбора слов, оборотов.

При передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения, поэтому речь можно считать самым универсальным средством коммуникации. Предъявляемое требование: высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор, говоря, кодирует, а реципиент, слушая, декодирует.

Диалогическая речь (диалог) как специфический вид разговора - это последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Успешность вербальной коммуникации при диалоге определяется степенью обеспечения партнёрами тематической направленности информации, двусторонности характера информации.

Таким образом, посредством речи не просто движется информация, но участники вербальной коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют, убеждают, стремятся достичь определённого изменения поведения.

Речь, являясь универсальным средством общения, приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, что обязательно дополняется употреблением неречевых, т.е. знаковых систем. Таким образом, для полноты рассмотрения коммуникативного процесса необходимо описание его невербальных средств.

Невербальная коммуникация

В ней используются неречевые знаковые системы:

2.1. Оптико-кинетическая система знаков включает жесты, мимику, пантомимику, являясь свойством общей моторики, в основном, различных частей тела (рук, лица). Общая моторика отображает эмоциональные реакции человека в коммуникации, что придаёт определённые нюансы общению. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, Мимические выражения несут более 70 % информации.

Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. «Закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противо­действия, критики. «Открытые» же позы как позы доверия, согласия.

Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние( самая тяже­лая походка при гневе, самая легкая — при радости; вялая, угнетенная походка — при страданиях).

2.2. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество, интенсивность, тембр, интонация голоса, диапазон, тональность голоса.

2.3. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, смеха, покашливания, плача, темп речи, паузы; теми речи; связанность речи, смех; покашливание; заикание;

2.4. Пространство и время организации коммуникативного процесса также играют роль особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций, могут выступать дополнениями к семантически значимой информации.

Каждая из четырёх, систем невербальной коммуникации использует свою знаковую систему, т.е. определённый код. При этом необходимо учитывать, что всякая информация должна кодироваться таким образом, чтобы система кодификации и декодификации была известна участникам коммуникативного процесса. В противном случае невербальные знаковые системы не выступят в качестве смыслового дополнения к вербальной коммуникации, т.е. не выполнят основного предназначения: раскрыть смысловую сторону информации.

Системы невербальной коммуникации:

· играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе;

· усиливают или ослабляют вербальное воздействие;

· помогают выявить существенный параметр коммуникативного процесса - намерение его участников,

· совместно с вербальной системой коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый участникам коммуникации для организации совместной деятельности;


Наши рекомендации