Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГ -новая категория расстройств (Деструктивные расстройства поведения).

В ДСМ-4 – 3 варианта: синдром сочетания дефицита внимания и гиперактивности; синдром дефицита внимания без гиперактивности; синдром гиперактивности без дефицита внимания. Диагноз ставится, если сохраняется на протяжении 6 месяцев.

Дефицит внимания:

1. ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

2. не в состоянии исполнить задание до конца, что не связано с негативным настроем или непонимание сути задания;

3. не доводит начатое дело до конца, быстро переходит от незавершенного к новому;

4. легко отвлекается на сторону;

5. избегает или проявляет агрессию при выполнении заданий, которые требуют длительного сохранения внимания;

6. испытывает сложности при самостоятельной организации;

7. часто теряет предметы, необходимые для выполнения задания в школе и дома;

8. проявляет забывчивость, не слушает обращенную речь; из-за небрежности частые ошибки.

Синдром гиперактивности проявляется следующими симптомами:

1. ребенок не может играть в тихие, спокойные игры;

2. ребенок все время крутиться, бегает, пытается все время влезть в какие-то неприемлемые ситуации (бесцельная двигательная активность);

3. часто находится в постоянном движении, как будто к нему прикрепили мотор;

4. не сидит спокойно, когда требуется, вскакивает;

5. крутиться, ерзает, сидя на месте и совершает лишние движения кистями и стопами;

6. ребенок болтлив.

Есть много предположений относительно причин, вызывающих этот синдром (СДВГ). В их числе – недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, наследственность, внутриматочные дефекты, наркотические отравления (кокаин и др.) во время пренатального развития, кислородная недостаточность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недоношенных эти симптомы обычны. Кроме того, результаты изучения монозиготных и дизиготных близнецов позволяют предполагать, что СДВГ обусловлен сильным сцеплением генов.

Подобно тому, как существует разнообразие мнений относительно причин СДВГ, предлагаемые методы лечения отличаются не меньшем разнообразием. Некоторые дети с симптомами гиперактивности поддавались лечению с помощью риталина - стимулятора из семейства амфетаминов. На этих гиперактивных детей различные транквилизаторы и депрессанты не оказывали никакого воздействия, но они успокаивались при приеме риталина – стимулятора, который обычно оживляет поведение. Столь необычная реакция позволила высказать гипотезу, что такие дети либо испытывают недостаток стимуляции, либо неспособны сосредоточить внимание на одной задаче, поскольку стимуляция оказывается одинаковой на всех уровнях. Возможно свойственный им высокий уровень активности объясняется попыткой найти дополнительные источники внешней стимуляции. Риталин снижал порог чувствительности детей к происходящим вокруг них событиям и позволял сосредоточиться на одной задаче. Хотя риталин помогает не всем детям с СДВГ, польза от его применения перевешивает риск возможных побочных явлений для тех, кому он действительно помогает, при условии, при условии тщательного контроля за ходом лечения. Результаты исследований показывают, что лечение приводит к улучшению работы в классе и отношений в семье и со сверстниками.

Альтернативной, немедикаментозной формой помощи детям с СДВГ является особая организация обучения, которая должна осуществляться как в школе, так и дома. В большинстве случаев этот метод направлен на перестройку окружающей ребенка среды, путем е упрощения, уменьшения количества и интенсивности отвлекающих факторов, повышения ясности объяснений и четкости постановки задач. Конкретный план работы зависит от теоретической позиции педагога. Например, если Крикшенк является сторонником обучающей программы, включающей различные учебные задания, выполнение которых требует определенных навыков, то Росс основной упор делает на развитие избирательного внимания.

Часть любой коррекционно-обучающей программы должна быть посвящена обеспечению эмоционального благополучия ребенка. Неспособные к учению редко переживают чувство успеха в школе, а значит, е развивают и других, сопутствующих ему чувств – прежде всего, уверенности в себе и самоуважения. Иногда они становятся робкими и замкнутыми или же начинают мстить обществу делинквентным поведением. Успех в работе с такими детьми во многом зависит от раннего диагноза, как, впрочем, и от терпения и понимания со стороны учителей и родителей.

Неспособность к учению.

Чрезвычайные трудности в усвоении таких школьных предметов, как чтение, письмо или математика, при нормальном интеллектуальном развитии и отсутствии сенсорных и моторных дефектов. Трудности широкой категории детей, между которым часто нет ничего общего, кроме самого этого ярлыка.

В современных школах неспособными учится нередко называют детей с нормальным умственным развитием, без сенсорных и моторных отклонений, требующих, однако, особого к себе внимания на уроках, то есть таких, которым плохо дается чтение, письмо или арифметика. 80 % объявленных неспособными к учению детей – мальчики.

Все дети разделяются на 2 основные группы. К первой группе относятся дети с дислексией (испытывающие трудности при обучении чтению), для многих детей характерна также дисграфия (трудности с письмом), у других может быть дискалькулия. Ко второй группе относятся дети, отличающиеся дефицитом внимания - неспособностью долго сосредотачиваться на предмете для его изучения. Для многих таких детей характерны еще и гиперактивность – они не могут долгое время сидеть спокойно и постоянно попадают в затруднительное положение. Такая комбинация носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети с дефицитом внимания, при наличии или отсутствии гиперактивности, как правило, плохо успевают по многим предметам по той простой причине, что не уделяют достаточно времени учебной задаче.

День за днем неспособные к учению дети не справляются в классе с тем, что другим, кажется, дается с легкостью. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научится. Иногда эта неуверенность перерастает в чувство безнадежности и беспомощности. Одноклассники склонны избегать дружбы с теми, кто не справляется с учебой. Неспособные к учению дети с таким же трудом осваивают социальные навыки, как и учебные. Одни становятся робкими и замкнутыми, другие - хвастливыми. А у некоторых обнаруживаются несдержанность, вспышки гнева и раздражения. Уверенность в способности хорошо учится играет главную роль в самооценке детей в первые годы школьной жизни. Нелегко отыскать возможности, воспользовавшись которыми ребенок мог бы развить уверенность в своих силах и испытать успех в других сферах. Неспособность детей к учению оказалась сложной задачей для специалистов и породила множество противоречивых мнений относительно ее причин, симптомов и методов коррекции. Если в чем и существует некое единодушие, так это в том, что неспособность к учению связанна с нарушением одного или более основных психических процессов (внимание, память, внутренний контроль и др.).

Дислексия.

В других условиях эти дети не испытывают никаких проблем со зрительным восприятием (легко ориентируются на местности, прекрасно складывают картинные головоломки). Большинство детей проходят стадию начала чтения, а дети страдающие дислексией, задерживаются на ранних стадиях чтения.

У дислексиков имеются проблемы и за пределами школы. Фактически, многие из них имеют более общую проблему, связанную с овладением языком. Они могут позднее начать говорить или их речь может быть менее развита, чем у сверстников. Им бывает трудно не только называть буквы или написанные слова, но так же предметы и цвета, извлечение из памяти простых слов занимает у них больше времени, чем у обычных детей. Им трудно определить на слух два отдельных слога в двусложном слове.

Несмотря на то что лежащий в основе дислексии, по предположению ряда ученых, «дисфункции мозга» до сих пор не обнаружено, очевидно, что наследственность играет свою роль в этом расстройстве. У многих страдающих дислексией детей родители, братья и сестры тоже испытывали подобные трудности, когда учились читать. Кстати, интересно, что дислексия часто отмечается в тех семьях, в которых распространена леворукость. Однако сама по себе леворукость лишь в очень малой степени связана с дислексией. Большинство дислексиков является праворукими.

Лечение дислексии обычно предполагает интенсивную коррекционную работу над чтением и речью, включая тщательно разработанную последовательность занятий чтением со специалистом. Некоторые программы особое внимание уделяют занимательности материала, другие придают большое значение быстрому достижении успеха. Стэнтон ставит на первое место необходимость создания у ребенка чувства уверенности в своих силах при использовании любого подхода. Хотя ни одну из учебных коррекционных программ нельзя назвать универсальной, приемлемой для работы со всеми детьми, большинство из них все же оказывают существенную помощь. Дети – дислексики, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут возродить пошатнувшуюся веру в себя и стать преуспевающими взрослыми, например, Ханс Кристиан Андерсон.

Наши рекомендации