Психологическая характеристика периода новорожденности.
Концепция Эльконина:
Первый критический период развития ребенка - период новорожденности.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивный функциональные системы. (Инстинктивные системы -- это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее зaданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.
Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственное, что может ребенок, это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена. Правда у ребенка есть врожденные рефлексы (например, уже упомянутый рефлекс Робинзона, "велосипедные движения" и др.).
Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть для того, чтобы сформировался акт хватания или ходьба.
Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития. C самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация развития должна установиться.
Психологическое единство ребенка и матери еще должно появиться то единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка пока еще ничего нет.
Ребенок 80% времени суток спит. Сон еще не смещен на ночное время и имеет полифункциональный характер. Ребенок спит полубодрствуя. 20% времени ребенок бодрствует, но само бодрствования пока носит полудремотный характер. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условия воспитания - со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.
Движения новорожденного еще нельзя назвать движениями в собственном смысле слова. Это скорее физиологические отправления двигательных органов. Новорожденный во многом пока еще подкорковое существо, правда, сама подкорка еще не организован.
Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. Поведение -- это движение, связанное с выделением какого-то элемента из окружающей жизни Оно имеет две части: ориентировочную и исполнительную. Без ориентировки нет поведения.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности -человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвергировать на лице матери, и улыбка на лицо матери - служат показателями выделения объекта.
Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это - попытка воздействовать на взрослого (Н. М. Щелованов, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова).
Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности - появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.
Вопрос 16. Гендерные аспекты психического развития на разных этапах онтогенеза.
Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе, или “образ Я”. Определив паспортный полмладенца, родители и другие взрослые начинают обучать ребёнка его половой роли, внушая ему, что значит быть мальчиком или девочкой. Хотя разница в характере социализации мальчиков и девочек не всегда осознанна, она весьма существенна.
До кризиса 3-х лет у ребёнка отсутствует представление о себе. Хотя есть данные, что дети первого года жизни дифференцируют женский и мужской пол на фото. Гипотеза о некоторых врожденных императивах, которые отвечают за такую дифференциацию.
2 года: ребёнок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.
3-4-5 лет - критический период. В этом возрасте происходит определение пола для себя. В 3-4 года ребёнок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребёнка с его полом: "девочки (мальчики) так себя не ведут", "ты мальчик - должен терпеть", "ты девочка - должна следить за чистотой" и т.д.
6-7 лет - ребёнок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установок. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнёров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.
Важнейшим способом обучения поведению, типичному для пола, является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, "роль" которого ребёнок принимает, ставя себя на его место. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения. Ребёнку также необходимо проиграть роль, как своего пола, так и противоположного, чтобы определить, что есть Я, а что – не-Я.
Биологический пол (психологический словарь) - это совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, обеспечивающих половое размножении, отличающих мужской организм от женского и могущих применяться по отдельности или в комплексе для идентификации и различения мужчины от женщины.
Последние исследования в области биологии находят 85 % - сходства мужских и женских организмов. Кроме того, если в понятие биологического пола входят такие параметры, как хромосомный набор, гормоны и строение гениталий, то на самом деле существует больше двух полов (Унгер, 1988), т.к. по всем этим параметрам м.б. различные показатели.
Психологический пол (психологический словарь) — характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или феминной половой роли. В широком смысле слова - комплекс психических, психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины.
Психологический пол состоит из 4-х компонентов:
а) половая идентичность – соотнесение себя с тем или иным полом, представлений о себе с представлениями о поле;
б) половая роль – модель поведения, заданная системой предписаний, которую человек должен усвоить, чтобы его принимали за представителя того или иного пола;
в) полоролевая ориентация – то, насколько человек соответствует требованиям пола и оценка этого соответствия;
г) полоролевые предпочтения – притяжение человека к мужской или женской роли.
Гендер. Понятие fлер указывал на то, что биологические характеристики сексуальности не даны человеку непосредственным образом, а всегда преломляются через призму индивидуального сознания и социальных представлений. То есть они существуют в виде субъективного и зафиксированного в культуре знания о них.
Гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям в зависимости от их биологического пола. Он указывает на социальный статус, социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры. Это формы репрезентации биологических особенностей в социальном плане.
Гендер относится не просто к мужчинам или женщинам, а к отношениям между ними и способу социального конструирования этих отношений (Малкина-Пых). Личностные и поведенческие характеристики мужчин и женщин, называемые гендером, возникают в контексте межличностных и социальных отношений.
Современные исследователи считают, что следует говорить не о гендере, а о гендерах, т.о., подчеркивая то, что понятия «быть женщиной» и «быть мужчиной» являются различными в понимании в зависимости от принадлежностик той или иной этнической, религиозной, расовой группе или для определенного социального слоя, поколения.
Классическая парадигма рассматривает пол и гендер таким образом, что в процессе социализации пол становится гендером – личностным атрибутом, который рано фиксируется и затем остаётся неизменным и неотчуждаемым. Дальнейшее развитие личности, согласно этой парадигме, заключается только в обогащении содержания ролевого репертуара, в его воспроизводстве и укреплении (Воронцов).
Модернистская парадигма: гендер - субъективные представления о том, чем для человека является его объективно существующий биологический пол. Гендер оказывается «культурной схемой», упорядочивающей и типизирующей любое связанное с половой принадлежностью личности представление о себе.
С позиций социального конструирования гендера, гендер является достижимым социальным статусом.
Гендерная идентичность – это базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к той или иной группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет (Кон). Т.е. гендерная идентичность является ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ в связи с культурными определениями мужественности и женственности и проявляется в соотнесении себя с этими определениями и представлениями, причислении себя к тому или иному гендеру. Гендерная идентичность возникает во взаимодействии Я и других и проявляется как субъективный опыт интериоризации образов маскулинности и фемининности.Гендерная идентичность предполагает сознательное, эмоционально окрашенное сопоставление имеющихся гендерных характеристик личности и поведения с каким-либо культурным образцом (схемой). Под гендерной схемой подразумеваетсянабор экспрессивных, поведенческих, личностных характеристик, которые в общепринятых значениях обозначают принадлежность к той или иной гендерной группе. У человека также существует образ не только своего, но и другого пола, гендера, что уже задаёт наличие в сознании представления о различиях между гендерами. Для того, чтобы отнести себя к тому или иному гендеру, человеку необходимо представлять, чем один отличается от другого.
Гендерная (полоролевая) социализация – ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ индивидом культурной системы гендера того общества, в к-ром он живёт, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Также используется термин дифференцированная социализация – акцент на том, что в общем процессе мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. ГС включает: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определённых правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и для женщин.
Фазы: 1) адаптивная (внешнее приспособление); 2) интериоризация (сущностное усвоение).
Механизмы: дифференциальное усиление – приемлемоегендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением; дифференциальное подражание – выбор полоролевых моделей в близких группах и подражание принятому там поведению.
Институты гендерной социализации.
1) Семья. Детско-родительские отношения. Посторенние взаимодействия; вербальные (обращения, имена, озвучивание правил поведения для мальчиков и для девочек и т.д.) невербальные факторы (одежда, игрушки и проч.). Также влияет отсутствие кого-либо из родителей.
б) Супружеские отношения.
2) Образовательные учреждения (к примеру, взаимодействие с учениками разного пола по-разному; содержание учебных материалов: разделение деятельностей в различных задачах по полу, процент заданий, в которых фигурируют люди того или иного пола).
3) Сфера профессиональной деятельности: гендерная структура учреждений, гендерный состав различных профессий, продвижение по службе и т.п.
4) СМИ – образы мужчины и женщины, гендерные различия, взаимоотношения полов.
5) Язык: ассоциации, значения слов, правила языка, структура – в первую очередь, связанная с категорией рода; слова для обозначения состояний переживаний и т.п. – отражают особенности мужчин и женщин.
Полоролевые стереотипы - культурно и социально обусловленные представления о свойствах и нормах поведения мужчин и женщин, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское и женское» (Воронина, Клименкова). Как и другие стереотипы, они схематичны и упрощены, что позволяет им управлять обработкой поступающей info. Формирование стереотипов способствует гендерной идентичности – сохранению связи с образом группы, а представления о гендерных различиях способствуют возникновению гендерных стереотипов, а гендерные стереотипы, в свою очередь, укрепляют представления о гендерных различиях.