Тема 1. Психологическая характеристика новорожденности

Младенчества, раннего детства

Дайте определение следующих понятий:

1. пренатальное развитие;

2. новорожденность;

3. комплекс оживления;

4. младенчество;

5. потребность в общении;

6. депривация общения;

7. госпитализм;

8. соотносящие и орудийные действия;

9. активная речь;

10. пассивная речь;

11. ситуативная речь;

12. автономная речь;

13. ситуативно-деловая форма общения;

14. предметная деятельность.

Тема 2. Психологическая характеристика

Дошкольного и младшего школьного возраста

Дайте определение следующих понятий:

1. сюжетно-ролевая игра;

2. внутренний план действий;

3. «феномены Пиаже»;

4. иерархия мотивов;

5. произвольность поведения;

6. сенсорные эталоны;

7. внеситуативно-познавательная форма общения;

8. внеситуативно-личностная форма общения;

9. психологическая готовность к школе;

10. теоретическое мышление;

11. учебная деятельность;

12. учебный мотив;

13. учебная задача;

14. учебное действие;

15. рефлексия;

16. научные понятия;

17. ответственность;

18. мотивация избегания неудач;

19. мотивация достижения успеха.

Примеры тестовых заданий

для самостоятельного контроля знаний

Вариант 1.

1. Исследование психического развития младенцев было в центре внимания

а) Гезелла

б) Холла

в) Адлера

2. Эвристическая теория речи принадлежит:

а) Штерну

б) Бюлеру

в) Выготскому

3. Эгоцентризм начинает проявляться у детей

а) раннего возраста

б) младшего дошкольного возраста

в) младшего школьного возраста

4. Явление синкретизма в детском мышлении было впервые открыто:

а) Пиаже

б) Уотсоном

в) Выготским

5. Понимание ребенком обращенной к нему речи - это

а) автономная речь

б) активная речь

в) пассивная речь

г) эгоцентрическая

6. По мнению Л.С. Выготского, эгоцентрическая речь ребенка выполняет:

а) коммуникативную функцию

б) обозначающую функцию

в) эмоциональную функцию

г) регулятивную функцию

7. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со взрослым во втором полугодии жизни характеризуется как:

а) ситуативно-личностное

б) ситуативно-деловое

в) внеситуативно-личностное

г) внеситуативно-деловое

8. Для детей раннего возраста характерно:

а) наглядно-действенное мышление

б) наглядно-образное мышление

в) наглядно-манипулятивное мышление

г) наглядно-оперативное мышление

9. Допишите пропущенные понятия:

Характеристики кризиса 3-х лет:

  • негативизм
  • ..................
  • строптивость
  • своеволие
  • протест-бунт
  • обесценивание

· деспотизм

10. Основное содержание сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте составляет:

а) воспроизведение отношений между людьми

б) воспроизведение отношений между сверстниками

в) воспроизведение действий с предметами

г) воспроизведение действий с игрушками

11. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:

а) игровой деятельностью

б) деятельностью в сфере бытового труда

в) учением

г) изобразительной деятельностью

12. Доминирующая (системообразующая) функция в младшем школьном возрасте (по

Л.С. Выготскому)

а) память

б) восприятие

в) мышление

13. Специфической особенностью учебной деятельности в младшем школьном возрасте, по

мнению Д.Б. Эльконина, является то, что она направлена на:

а) выделение способа усвоения результата

б) получение результата

в) развитие внимания и памяти

г) расширение объема знаний

д) развитие речи

Вариант 2.

1. Решающее значение первым годам жизни в психологическом развитии человека придавали в:

а) психоанализе

б) теории социального научения

в) теории персонализма

2. Эгоцентрическая речь была открыта:

а) Бюлером

б) Выготским

в) Пиаже

3. Сенсорные эталоны появляются у детей

а) в 3 года

б) в 6-7 лет

в) в 4-5 лет

4. Эдипов комплекс (З. Фрейд) развивается:

а) на оральной стадии

б) на анальной стадии

в) на фаллической стадии

г) на генитальной стадии

5. Ситуативная и эмоционально насыщенная речь, значительно отличающаяся от взрослой речи по звуковой и смысловой форме - это

а) автономная речь

б) активная речь

в) пассивная речь

г) эгоцентрическая

6. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка:

а) автономная речь

б) активная речь

в) пассивная речь

г) эгоцентрическая

7. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками в раннем возрасте характеризуется как:

а) эмоционально-практическое

б) предметно-практическое

в) ситуативно-личностное

г) ситуативно-деловое

8. Допишите пропущенные понятия:

Стадии развития речи ребенка младенческого возраста:

  • гуканье
  • ............
  • лепет

· псевдослова

9. Доминирующая (системообразующая) функция в раннем возрасте (по Л.С. Выготскому)

а) память

б) восприятие

в) мышление

10. Периодом первоначального становления личности согласно А.Н. Леонтьеву является:

а) младший школьный возраст

б) подростковый возраст

в) дошкольный возраст

г) раннее детство

11. Становление иерархии мотивов происходит в:

а) дошкольном возрасте

б) младшем школьном возрасте

в) раннем возрасте

12. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:

а) родителями

б) учителем

в) сверстниками

г) соседями

13. По мнению Д.Б. Эльконина, основное значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте для последующего развития ребенка заключается в том, что:

а) она способствует накоплению знаний о мире

б) она способствует усвоению правил поведения

в) она способствует развитию коммуникативных навыков

г) она осуществляет поворот ребенка на самого себя и обусловливает развитие рефлексии

д) в ней интенсивно формируется самосознание

Вопросы к экзамену

1. Характеристика методов психологического исследования детей до 11 лет.

2. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка.

3. Психологическая характеристика ребенка периода новорожденности. Комплекс оживления.

4. Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве.

5. Кризис 1-го года жизни.

6. Основные закономерности психического развития ребенка раннего возраста.

7. Специфика предметной деятельности ребенка в раннем возрасте.

  1. Характеристика развития познавательных процессов в раннем детстве.

9. Развитие речи ребенка раннего возраста.

10. Развитие личности ребенка раннего возраста. Эмоциональное развитие в раннем возрасте.

  1. Кризис трех лет: симптомы, психологическая сущность и причины возникновения.

12. Игровая деятельность в дошкольном возрасте (структура, виды, динамика)

13. Значение игры для психического развития ребенка.

14. Теории игры.

15. Развитие речи дошкольника.

16. Психологическая характеристика познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.

17. Особенности мышления дошкольников в исследованиях Ж. Пиаже.

18. Развитие личности дошкольника. Эмоциональная сфера.

19. Мотивационно-потребностная сфера дошкольника.

20. Развитие самосознания ребенка дошкольного возраста.

21. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками.

  1. Стили родительского воспитания и личность ребенка

23. Кризис семи лет.

24. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

25. Методы определения психологической готовности к школе.

26. Адаптация первоклассника к школе.

27. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.

28. Структура учебной деятельности.

29. Развивающее обучение школьников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

30. Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте.

31. Развитие мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

32. Самосознание младшего школьника (отношение к имени, внешнему образу; притязание на признание).

33. Самосознание младшего школьника (полоавя идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личности).

34. Общение младших школьников в семье.

35. Общение младших школьников с учителем и со сверстниками.

36. Психологические проблемы младшего школьника. Психогенная школьная дезадаптация.

37. Психологическая характеристика периода детства в традиционной и современной культуре тувинцев.

38. Физическое развитие ребенка (от рождения до младшего школьного возраста).

39. Генезис форм общения ребенка со взрослыми у детей от рождения до семи лет.

40. Психологические особенности детских периодов в трудах Л.С. Выготского.

41. Работа психолога в дошкольных учреждениях.

42. Работа психолога в младших классах школы.

Словарь терминов

Автономизация - отделение (в данном случае — отделение ребенка от взрослого).

Адаптация- приспособление, привыкание организмак новым условиям.

Аккомодация - приспособление действия к изменившейся ситуации.

Анализ - расчленение целого на части и выделение этих частей.

Анализатор- нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходя­щих из внешней и внутренней среды организма.

Анимизм - одушевление всего вокруг.

Артификализм -понимание мира искусственно созданным.

Ассимиляция - распространение уже имеющихся форм на­ведения на новые условия.

Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы, полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.

Аутизм -уход в мир фантазии.

Аффект- сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.

Безусловный рефлекс- наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биоло­гически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.

Ведущая деятельность - деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства. Обуславливает главней­шие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, она обес­печивает ребенку максимально благоприятные условия для его развития.

Ведущие новообразования - качественные психологичес­кие характеристики, которые появляются в каждом возра­сте и являются его отличительными особенностями.

Вербализм - высокий уровень речевого развития при недостаточном развитии восприятия и мышления.

Внеситуативно-личностное общение -связанность обще­ния учебной ситуацией, заданность определенными пра­вилами.

Внутренние этические инстанции - нравственные представ­ления и чувства, формирующиеся у детей.

Внутренний план действий - прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять дей­ствия на уровне внутренней речи.

Гендерные различия -половые различия.

Генетический- относящийся к происхождению.

Гетерохронность -неравномерность развития.

Госпитализм- синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.

Деятельность- активное отношение к окружающей действительности, выражающееся ввоздейст­вии на нее. Деятельность складывается из действий.

Дифференциация- разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Закон метаморфозы детского развития - закон качествен­ных преобразований.

Знак - элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действитель­ности (язык, письмо, счет, рисование)

Знаковая функция- способность использовать знаки.

Зона актуального развития - уровень реальных возможнос­тей ребенка.

Зона ближайшего развития - ближайшая перспектива раз­вития ребенка.

Иерархия мотивов- система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Интеллект- относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интериоризация -перевод действия из внешнего предметно­го плана во внутренний, умственный.

Иррадиация- способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Каприз- негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума.

Кинестезия- ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Комплекс оживления- эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.

Личность- человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Лонгитюдный- длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых.

Манипулирование- элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.

Методика исследования- конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Методы исследования -способыполучения фактов о проявлении психики.

Моделирование- организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды.

Моральные (нравственные) чувства- высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Мотив аффилиацни - открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоотно­шений с другими людьми.

Навык- автоматизированный способ выполнения действия.

Наглядно-действенное мышление- мышление, протекающее в наглядно-воспринимаемой си­туации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.

Наглядно-образное мышление- мышление, обусловленное внутренними ориентировочными дей­ствиями с образами.

Негативизм - поведение ребенка вопреки тому, что требует взрослый.

Непреформированныйтип развития - ход развития, не име­ющий заданного конечного результата.

Нерасчлененность восприятия - восприятие предметов и яв­лений «глыбами», без выделения в них главного и второсте­пенного.

Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимо­действие, восприятие и понимание другого человека.

Онтогенез-процесс развития индивидуального организма.

Ориентировочная деятельность- совокупность действий субъекта, направленных на активную ори­ентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Ориентировочное действие- действие, направленное на обследование предметов с целью получе­ния информации.

Орудийные действия- действия, в которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Понятие- основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Потеря непосредственности - отход от связанности конк­ретной ситуацией.

Предметная деятельность- ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе присвоение общественно выработанных способов употребления предмета.

Преформированныйтип развития - замкнутый и заданный цикл развития.

Реальные отношения (в игре) -отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумения и др.)

Рекапитуляция - сжатое повторение бывшего прежде.

Рефлекс- закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.

Рефлексия- способность осознавать свои особенности, осознавать, как зги особенности восприни­маются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.

Речевая деятельность -использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.

Речь внутренняя – вид использования языка вне процесса реальной коммуникации.

Ролевые отношения детей -отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Роль статусная- соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Самооценка- оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самоутверждение- стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.

Сензитивность- повышенная чувствительность

Сензитивные периоды - наиболее чувствительные и тем са­мым благоприятные для каких-либо психических функ­ций периоды развития.

Сенсорные эталоны- сложившиеся представления об основныхсвойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов, высота звука и т.д.).

Синкретизм - слитность, нерасчлененность детского мыш­ления; тенденция связывать при восприятии разно­родные объекты и явления без достаточного на то осно­вания.

Синтез- процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей.

Системный анализ- методический подход к анализу явлений, когда оно рассматривается как систе­ма, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.

Соотносящие действия- действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких пред­метов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.

Соподчинение мотивов - управление собственной мотива­цией, подчинение мотива со знаком «хочу» мотиву со зна­ком «надо».

Социальная ситуация развития - специфическое для данно­го возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью.

Социометрический статус- положение субъекта в системе межличностных отношений,

Торможение - активный, связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Трансдукция - переход от частного к частному, минуя об­щее.

Умение -освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.

Упрямство- 1) Частный случай негативизма. 2) Мотивированное противодействие всему тому, что исходит от других. 3) Особенность поведения как дефект волевой cферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Условный рефлекс - приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определен­ных условиях действия раздражителя.

Филогенез- возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории и человечества.

Характер- индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожден­ным, а формируется в процессе обучения и воспитания.

Эгоцентризм - неумение принять чужую точку зрения.

Эгоцентрическая речь - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Эмпатия - постижение эмоционального сочетания, проникновение вчувствование, в переживание другого человека.

Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1998 – 379 с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос, 2004. – 264 с.

6. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО. – 176 с.

8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.

10. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

  1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. - 184с.

13. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

14. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений /
Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

15. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

17. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост.
Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М: Международная педагогическая академия, 1994. – 256 с.

18. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.

19. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост.
В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

20. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.

22. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. –
144 с.

Основная литература

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
  2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979. – 384 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
  5. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М., 1982. – С. 269-317.
  6. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психологии. – 1991. – № 6.
  7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психологии. – 1992. – № 3-4.
  8. Кравцова Е.В. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
  10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

12. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 416 с.

  1. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991 с. – 303 с.
  2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 280с.
  3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000. – 150 с.
  4. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. – 206 с.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная пед. академия, 1995.– 224 с.
  7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. Под ред. Д.И. Фельдштейна / Акад. пед. и соц. наук Москов. психолого-социальный инст-т. – М.: Изд-во «Институт практич. психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.– 416 с.

Дополнительная литература

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М., 1991. – 160 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 704 с.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 423 с.
  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  5. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. - 410с.
  6. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М.: Педагогика, 1976. - 341с.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, 1994. – 192 с.
  8. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопр. психологии. – 2003. – № 6.– С. 17-31.
  9. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студ. вузов. Под ред.
    В.А. Сластенина. – М.: Владос, 2000. – 287 с.
  10. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 2. С. 47-56.
  11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
  13. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1996. – Т. 2. – 376 с.
  14. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 265 с.
  15. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – М.: Наука, 1988. – С. 152-185.
  16. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.
  17. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары. Традиционная этика тувинцев. – Кызыл: Институт усовершенствования учителей Респ. Тыва; Изд-во «Новости Тувы», 1994. – 345 с. – На тувинском языке.
  18. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чанчыл. Тыва чоннун ыдыктыг чанчылдары. – Тувинские традиции. Книга вторая: Священные традиции тувинского народа. – Кызыл: Изд-во «Новости Тувы». – 1999. – 352 с. – (на тув. яз.).
  19. Кравцова Е.В. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
  20. Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев: традиция и современность. – Кызыл, 1989. – С. 65-73.
  21. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2000. – 320 с.
  22. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: Владос, 1998. – 267 с.
  23. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-пресс, 1997. – 225 с.
  24. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
  25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 526 с.
  26. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 170 с.
  27. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост.
    В.М. Астанов, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001. – 384 с.

28. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопр. психологии. – 2002. – №1. – С. 17-26.

29. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопр. психологии. – 2003. – №3. – С. 43-52.

  1. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая психология, 1995. – 368 с.
  2. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
  3. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 351 с.
  4. Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

34. Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопр. психологии. – 2003. – №4. – С. 26-34.

  1. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высших и средних спец. зав. – 2-е изд., стеретип. – М.: Академия, 2000. – 256 с.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 256 с.
  3. Эльконин Д.Б. Избранное. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996. – 460 с.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
  5. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: МГУ, 1990. – 197 с.
  6. Эриксон Г. Э. Детство и общество. – 2-е изд., перераб. и доп. / Пер. с англ. – СПб.: ООО «Речь», 2002. – 416 с.

Приложения

Приложение 1

ПРИМЕРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ И ЗАДАЧ

1. Американский психолог Брунер в своих исследованиях раз­делил группу новорожденных на две части, поместив одних в условия, совершенно лишенные стимуляторов (белый потолок и стены комнаты). А других – в комнату с яркими цветными обоями, цветным потолком, пестрыми одеялами, где через окно было видно, как работают врачи и медсестры. Здесь даже играла музыка.

Обе группы воспитывались в разных условиях несколько месяцев. После чего были проведены тесты на интеллектуальное развитие.

- Спрогнозируйте полученные результаты. Дайте психологическое объяснение.

2. Дима и Митя – однояйцевые близнецы. И общаются они с помощью сложившейся у них автономной речи.

- Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

3. Родителям Кати нравится, что их 8-месячная дочь интересу­ется всеми окружающими предметами. И они разрешают все трогать, рассматривать, рвать, ломать: «Кате ни в чем нет отказа, пусть развива­ется».

Другая семья считает, что главное – режимные моменты, поря­док, четкие требования, Радуются, что у Нины рано выработали услов­ный рефлекс на время принятия пищи, купания, прогулки и т. п.

- Если предположить, что наследственные и врожденные предпосыл­ки развития примерно одинаковы, то, как будут развиваться Катя и Нина?

4. «Сегодня Саше исполнилось 1 год 5 месяцев. Еще многое нужно отметить в его поведении, что вновь появилось в последний период или приняло новые формы. В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь ша­лость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросаться на пол, дергает руками и ногами, но такие истерики бывают с ним не часто. Его легко и быстро удается отвлечь от шалостей». (Из дневника А.М. Менчинской)

- Почему Саша «показывает характер»?

- Какова основная причина первых кризисов?

- Как должен вести себя взрослый в подобных ситуациях?

5. Из разговора двух молодых мам: «Моя Алена (2 года 10 ме­сяцев) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала. Ей уступили. Но она не успокоилась. Ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз - попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: «Не хочу, не пойду».

- Что случилось с девочкой. Объясните причину.

- Спрогнозируйте возможное поведение ребенка и родителей.

Как должно осуществляться общение с ребенком 2-3 лет во время умывания, чтобы:

а) расширить его словарный запас;

б) воспитывать положительное отношение к водным процедурам?

6. Студентка педагогического училища выполняла курсовую работу на тему: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста». Она отметила, что в старшей группе было много детей, которые, собираясь на прогулку, забывали в какой последовательности надевать вещи. Их родители (и воспитатели тоже) считали, что эти дети или лентяи, или невнимательные. Взрослые обычно торопили детей, собравшихся идти гулять.

Студентка предложила следующее. Она нарисовала каждую вещь на большом плакате и расположила картинки в определенной последовательности. Ситуация с одеванием детей резко изменилась в лучшую сторону.

- Почему внесение плаката с рисунками дало такой положительный эффект?

7. Андрюша (6 лет 5 мес.), закатив истерику, еще помнит, что делает это, чтобы не пить горькое лекарство. Затем поток эмоций захлестывает его, он требует купить машинку. Это требование возникает лишь для того, чтобы продлить возникшую эмоциональную бурю.

Допустим, машинку ему купили. Тотчас же возникает новый повод для криков и слез.

- Чем объяснить подобное поведение Андрюши?

- Спрогнозируйте поведение ребенка, если ему постоянно будут уступать?

- Ваши действия в этой ситуации?

8. Ученик 2 класса Костя (9 лет) внешне выглядит лет на 6. Стоит одиноко, съежившись... Чувствуется какая-то неуверенность... Безысходность...

В семье Кости мама, бабушка, дедушка. Отец - ушел. Никаких скандалов, драк, пьяниц.

Костя родился здоровым, воспитывался в семье.

Беседуем с Костей:

- Кем ты, Костя, будешь, когда вырастешь?

- Кем-нибудь буду, конечно... Ведь все взрослые кем-то бывают... Может быть, буду слесарем... или улицы подметать... но не знаю, не уверен...

- Как ты учишься?

- Слабый я, часто болею. По всем предметам «2». Очень боюсь, когда к доске вызывают... Стою и смотрю на всех — стыдно мне, что сказать ничего не могу. И все забываю вовсе, что и знал...

- А ты хочешь, чтобы были отметки?

- Нет, не хочу. Если бы их не было, никто бы не знал, что я такой плохой, что совсем глупый, ничего не умею...

- Откуда такая безысходность?

- Какие факторы психического развития, и каким образом могли по­влиять на психическое развитие Кости?

- Проведите психологический анализ ситуации психического разви­тия Кости.

9. Мальчик – старший дошкольн

Наши рекомендации