Традиционные культуры и интуитивная связь
В своем труде о Старой Европе болгарский археолог Мария Гимбу- тас описала доисторическую культуру этого региона как эгалитарную (основанную на уравнительном распределении благ. — Ред.), мирную и поклоняющуюся природе. Ее анализ доисторической культуры вынужденно основывается на археологических находках13. Другие авторы выдвигали гипотезы о похожих картинах мира в доисторических культурах Северной и Южной Америк". Вайн Делория-младший вспоминал, что один вождь индейцев кайюс, Юный Вождь, отказался подписывать договор о передаче Уолла-Уолла, потому что почувствовал, что все остальное живое не представлено в договоре14. Бесспорно, у доисторических культур была гораздо более прочная связь с природой, чем у современных.
Проводя свои изыскания, мне было интересно найти сведения об использовании интуитивной связи в традиционных культурах. Эти сведения найти нелегко по целому ряду причин. Во-первых, большинство существующих традиционных культур радикально изменилось из-за завоевания их европейцами; трудно найти хоть одно такое общество, которое бы осталось неизменным под влиянием современного мира. Калвин Мартин провел мастерский анализ процесса разложения традиционной культуры в своей книге «Хранители леса»16. Работая с историческим текстами, он воссоздает картину разрушения традиционной культуры индейских племен на восточном побережье Канады после завоеваний европейцев. Эти яркие коренные жители превратились из здоровых, процветающих в гармонии с дикой природой хозяев
aterial com direitos autor
лесов, озер и рек в людей, измученных болезнями, чье существование полностью зависит от торговли мехом с европейцами. Гармония и взаимное уважение, которое они и природа питали друг к другу, разрушились, их жизнь выродилась, причем в немалой степени из-за массового уничтожения миллионов животных; в их лесах практически вымерли бобры, а на западе — быки буффало.
Вторая трудность поиска информации о распространенности интуитивной связи в традиционных культурах заключается в том, что эти культуры были плохо изучены антропологами. Кроме того, большинство из них рассматривали утверждения о существовании телепатии или других интуитивных способностей как несерьезные фантазии и отбрасывали их, даже не допуская, что они, возможно, могут быть правдой. Мне удалось найти лишь нескольких исследователей, обращавшихся к этому вопросу. Например, в своем труде о шаманах калифорнийских индейцев Лоуэлл Бин утверждает: «Как правило, подразумевается, что любое живое существо обладает разумом. Таким образом, шаман может устанавливать связь со всем живым и даже, казалось бы, неодушевленными вещами, например, с камнем, с животными, птицами, деревьями, травой, цветами, ветром или водой. Шаман может знать их язык. И с ними он или она общается регулярно»17.
В 1950-х годах Рональд Роуз с женой провел семь лет среди племен австралийских аборигенов, изучая и документируя их рассказы о существовании интуитивных способностей18. Культуры, которые они изучали, уже разваливались на части, и сегодня те племенные группы, возможно, уже не существуют. Однако в то время Роуз обнаружил повсеместно распространенную способность среди тех, кого он изучал, — способность интуитивно посылать и получать информацию на больших расстояниях. Так, у австралийских аборигенов высоко развита способность общаться таким образом, поскольку эти люди живут на большом удалении друг от друга. Чаще всего, как обнаружил Роуз, информация, которую получал человек, была связана с болезнью или смертью члена семьи. Полученные сведения в большинстве своем исследователи подтверждали свидетельствами людей не из племени аборигенов — например, миссионеров или фермеров. Интересно, что иногда человек получал информацию, разговаривая с тотемным животным, а не благодаря телепатическому контакту с другим человеком. Люди, которых изучал Роуз, также утверждали, что обладают способностью вызывать дождь, управлять грозами, исцелять болезни, внетелесно путешествовать, меняя свой внешний облик, и заставлять умирать других (это делалось, когда кто-то совершал изнасилование или нарушал какое-либо другое строгое табу). Исследование, которое провел Роуз, вероятно, никогда не смогут повторить или проверить, потому что, как он сам заметил, осталось слишком мало племен, подходящих для изучения.
Эдриан Бошир, как и Роуз, специально занялся исследованием паранормальных способностей — в его случае изучалось африканское племя. Его исследование, проводившееся в 1960-х годах, спонсировалось Нью-Йоркским Фондом парапсихологии14. Бошир смог выяснить, что африканская целительница, у которой он в итоге стал помощником, умела устанавливать интуитивную связь, общаясь с животными и предсказывая их поведение. Она также смогла точно предвидеть события в будущем Бошира и видела образы того, что случалось с ним в прошлом.
Исследования Роуза и Бошира хорошо документированы и заслуживают доверия. Оба ученых приводят многочисленные личные наблюдения и собранные свидетельства. Их труды подтверждают идею, что интуиция была прежде неотъемлемой частью любой традиционной культуры.