Основные теории культуры, используемые в сравнительном менеджменте
С. Робинсон выделяет три основных подхода к сравнительному менеджменту. Первый из них – универсальный – акцентирует свое внимание на общих, сходных чертах, а не различиях в управленческой практике различных стран и настаивает на транслируемости по странам и регионам. В противовес ему, экономико-кластерный подход объясняет сходства и различия в национальных системах менеджмента различных стран достигнутым уровнем экономического развития. Культурно-кластерный подход фокусируется на специфике установок и особенностях поведения, которые и определяют сходства и различия в постановке и решении управленческих задач.
Все три названных подхода обогащают наше понимание процессов управления в сравнительном менеджменте.
Еще одно исследование было предпринято американцем Дж Рокичем, который сравнивал представителей различных социальных и этнических групп в США, а также студентов из различных стран, используя классификацию ценностей по двум категориям «базовые» и «инструментальные».
Базовые при этом отражают конечные ценности человека, а инструментальные по сути, являются средством их достижения. Соотношение базовых и инструментальных ценностей наглядно можно проиллюстрировать известной всем из романа Ильфа и Петрова дилеммой «Автомобиль – это средство передвижения или роскошь?». По мысли Рокича, именно принадлежность к той или иной национальной культуре обусловливает распределение ценностей на базовые и инструментальные и предопределяет те или иные поведенческие установки. Он предложил исчерпывающий перечень из 18 переменных в каждой из представленных групп.
Таблица 1 Ценности личности по Рокичу
Базовые ценности | Инструментальные ценности |
1. Комфортная жизнь | Амбициозность |
2. Интересная жизнь | Широта мышления |
3. Ощущение достижения | Развитие способностей |
4. Мир во всем мире | Легкий нрав |
5. Стремление к красоте | Любовь к чистоте |
6. Равенство | Мужество |
7. Безопасность семьи | Стремление поощрять |
8.Свобода | Готовность прийти на помощь |
9. Счастье | Честность |
10.Внутренняя гармония | Воображение |
11.Любовь | Независимость |
12.Уверенность в завтрашнем дне | Интеллект |
13. Удовольствие | Логика мышления |
14. Спасение души | Способность любить |
15. Общественное признание | Покорность |
16. Здоровье | Вежливость |
17. Настоящая дружба | Ответственность |
18. Мудрость | Самоконтроль |
С точки зрения сравнительного менеджмента значимость этих исследований состояла в том, что они практически обнаружили наличие существенных расхождений в системах ценностей представителей различных национальных культур и обусловленность их поведения данными ценностными ориентациями.
Сравнение ценностных приоритетов представителей различных национальных культур приведено в табл. 2
Таблица 2 Приоритеты в системе ценностей американской, японской и арабской культур
Американская | Японская | Арабская |
1. Свобода | Принадлежность | Безопасность семьи |
2. Независимость | Групповая гармония | Гармония в семье |
3. Уверенность в себе | Коллективизм | Следование родительским наставлениям |
4. Равенство | Возраст (старшинство) | Возраст |
5. Индивидуализм | Групповой консенсус | Авторитет |
6. Конкуренция | Сотрудничество | Компромисс |
7. Эффективность | Качество | Преданность |
8. Время | Терпение | Исключительное |
9. Прямота | Опосредованность отношений | Опосредованность отношений |
10. Открытость | Посредничество | Гостеприимство |
11. Агрессивность | Межличностные отношения | Дружба |
12. Неформальность отношений | Иерархия | Формализм/восхищение |
13. Ориентация на будущее | Преемственность | Прошлое и настоящее |
14. Готовность к риску | Консервативность | Религиозная вера |
15. Креативность | Информация | Традиция |
16. Личные достижения | Групповые достижения | Социальное признание |
17. Успех | Успех | Репутация |
18. Деньги | Взаимоотношения | Дружба |
19. Материальный достаток | Гармония с природой | Принадлежность |
20. Приватность | Связи | Семейные связи |
Американские ученые Дж. Оллпорт, П. Вернон, К. Линдзи одними из первых предложили метод оценки ценностей. В проводимых ими исследованиях они использовали классификацию человеческой деятельности и базовых идей на теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические и религиозные. Данное исследование оказалось весьма значимым для сравнительного менеджмент, поскольку доказывало взаимозависимость и взаимообусловленность ценностей и поведения.
Таблица 3 Классификация ценностей и видов деятельности по Дж. Оллпорту, П. Вернону, К. Линдзи
Тип человека | Приоритетные ценности и вид поведения |
Теоретический | Ценит открытие истины. Критичен, рационален, стремится упорядочить и систематизировать свои знания |
Экономический | Ценит то, что полезно. Занят практическими делами, особенно бизнесом, оценивает все утилитарно, прагматичен. |
Эстетический | Ценит красоту и гармонию, качество и симметрию. Находит удовлетворение в артистическом экспериментировании. |
Социальный | Ценит альтруизм и филантропию. Добр, участлив, неэгоэстичен, любит людей. |
Политический | Ценит власть и влияние. Стремится к лидерству, наслаждается конкуренцией и борьбой. |
Религиозный | Ценит единение с «космосом», мистически относится ко всему. |