ВВЕДЕНИЕ. Роль музеев в современном мире.
Министерство культуры Российской Федерации
ООО «Экокультура»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА |
(проект)
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел концепции | Стр. |
Введение. Роль музеев в современном мире. | ||
1. | Основания и предпосылки для разработки Концепции | |
2. | Ситуационный анализ состояния музейного дела | |
3. | Цель и задачи Концепции | |
4. | Типы музеев и их роль в решении задач развития музейного дела России | |
5. | Целевая модель развития современного музея для решения задач концепции. пути ее построения для разных типов музеев. | |
6. | Стратегические приоритеты в базовой деятельности музеев | |
6.1. | Учет, хранение, комплектование и использование музейных коллекций | |
6.2. | Публичное представление музейных предметов и коллекций, объектов культурного наследия | |
6.3. | Изучение музейных предметов и коллекций | |
6.4. | Культурно-просветительная и образовательная деятельность, распространение опыта музейной педагогики | |
7. | Стратегические приоритеты инновационной деятельности музеев | |
7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. | Музей и социум Роль музея и музейных сетей в региональном развитии Музей как фактор развития культурно-познавательного туризма Музей и социальный маркетинг Музей и культурные индустрии | |
8. | Оценка эффективности и результативности реализации Концепции | |
8.1. | Целевые индикаторы и показатели развития музейного дела | |
8.2. | Предложения по совершенствованию мониторинга музейной деятельности в России | |
9. | Условия и механизм реализации концепции | |
9.1. | Совершенствование нормативно-правовой базы | |
9.2. | Материально-техническое обеспечение | |
9.3. | Кадровое обеспечение | |
9.4. | Финансовое обеспечение | |
9.5. | Экспертное обеспечение музейного дела | |
9.6. | Предложения по модернизации управления музейным делом | |
10. | Сценарные прогнозы и варианты решения проблем музейного дела России | |
11. | Предложения по срокам и этапам реализации Концепции | |
12. | Предложения по участию федеральных и региональных органов исполнительной власти в формировании и реализации концепции | |
Заключение. | ||
ВВЕДЕНИЕ. Роль музеев в современном мире.
Музеи сохраняют и представляют культурное наследие, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма. В музее аккумулирован и осмыслен опыт многих поколений. Музей незаменим, ведь каждое новое поколение начинает свой путь с освоения духовного и материального богатства общества, проходит социальную и культурную адаптацию к современному миру. Музеи способны внести существенный вклад в повышение качества жизни всех слоев населения, обеспечивая непрерывность и преемственность в развитии культуры. В формировании положительного имиджа стран неуклонно возрастает роль музеев и культурного наследия.
В течение многих десятилетий развитие музеев во всем мире идет по пути совершенствования сложившихся традиционных направлений и форм деятельности. Однако, сейчас в условиях, когда усиливаются тенденции дегуманизации человечества, мировое сообщество осознает необходимость расширения и углубления социальной роли музея, его трансформации во влиятельную культурно-образовательную систему.
Российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, важный ресурс сохранения и развития культуры народов России и единства российского общества. При условии обеспечения доступности разным слоям общества, музей становится средством глубокого и эффективного воздействия на культуру широких масс.
Разработка Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года обусловлена необходимостью учесть вызовы современного мира, и помочь реализовать богатейший ресурсный потенциал музеев России.
Концепция разработана в русле общемирового признания важнейшего вклада культуры в достижения государства. Она опирается на Конвенцию ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия (1972); Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001), Конвенцию ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005); а также на Этический кодекс Международного Совета музеев (ИКОМ).
Концепция предполагает систему решения проблем развития музейного дела, реализуемую музеями в тесном взаимодействии с профильными общественными организациями. Ведущими общественными организациями музеев являются:
· Союз музеев России, объединяющий более 400 музеев из 76 регионов Российской Федерации;
· Российский комитет ИКОМ, коллективными членами которого являются 102 музея и 780 индивидуальных членов;
· общественные объединения музеев по профилю (Ассоциация литературных музеев, Ассоциация музыкальных музеев и коллекций и др.);
· региональные и межрегиональные общественные организации музеев.
Эти общественные организации играют значительную роль в выработке музейной политики и достойном представлении музеев России на международной арене. Однако их влияние на музейное дело может быть значительно расширено за счет участия в совершенствовании нормативно-правового поля музеев, в подготовке музеев к включению в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в усилении роли музеев в обществе, в защите прав музеев и их сотрудников.
Цель и задачи Концепции
Концепция направлена на повышение значимости музеев в социуме, их вклада в социально-экономическое развитие России, в духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, и ориентирована на сохранение национальной идентичности и укрепление единства российского общества.В условиях, когда предпринимаются активные попытки политического давления на Российскую Федерацию, ее уникальная культура должна стать основой для укрепления положительного имиджа страны, роста ее значимости в мире как центра гуманизма и стабильности.В связи с этим Концепция направлена на повышение роли России в формировании мирового культурного пространства.
Цель Концепции– определить пути развития музейного дела в Российской Федерации и российских музеев как культурной институции, обеспечивающей укрепление духовно-нравственной основы и единства общества, воспитание патриотизма, сохранение и включение в мировой культурный оборот богатейшего культурно-исторического наследия народов России.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
· повышение общественной и государственной значимости музейного дела и его включение в число национальных приоритетов государства;
· воспитание музейного посетителя, формирование и развитие общественных потребностей в музее как в культурной институции, расширение музейной аудитории за счет различных слоев, категорий и групп населения;
· нормативно-правовое обеспечение музейного дела, которое регламентирует основные направления музейной деятельности и определяет требования к ней;
· создание кадровых, финансовых и организационных условий, обеспечивающих развитие музейного дела в России;
· укрепление музейных сетей (региональных, профильных и других), в которые войдут музеи разных форм собственности, разного статуса и ведомственной принадлежности;
· обеспечение комплекса мер, направленных на создание условий для нормативного хранения предметов Музейного фонда Российской Федерации, поддержка деятельности по научному изучению собрания музеев, научному комплектованию и широкому представление музейных ценностей в экспозициях и музейных программах;
· распространение положительного опыта использования объектов культурного наследия, предметов Музейного фонда Российской Федерации, научного и информационного потенциала музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе, в реализации педагогических функций музеев, поддержка проектов в области музейной педагогики;
· создание условий для сглаживания диспропорций в развитии музейного дела в разных регионах России, формирование в России единого музейного пространства;
· интеграция музеев России в мировое культурное пространство, активизация их участия в формировании положительного имиджа России на международной арене, в том числе путем реализации проектов в странах СНГ, Таможенного союза, БРИКС;
· внедрение мер, направленных на расширение участия российских негосударственных организаций в музейной деятельности;
· использование в музейном деле технологий эффективного менеджмента и некоммерческого маркетинга;
· внедрение многоканального финансирования музеев и создание благоприятных условий для общественной и частной инициативы в музейном деле.
Вектором для решения поставленных задач должно стать эволюционирование музеев в качестве многофункционального института социальной памяти и уникальной коммуникационной среды.
Постоянная экспозиция
Музей должен выйти на качественно новый уровень проектирования музейных экспозиций, рассматривая каждое их создание как воплощение художественной идеи. К настоящему времени сложилось понимание того, что музейная экспозиция должна не только обладать всеми качествами произведения искусства, но и «стать зоной открытого и свободного общения посетителей на разных уровнях и в разных формах». Идеологическая направленность музейных экспозиций сосредоточена в их предназначении – служить воспитанию гражданственности, патриотизма и духовности. Широкое применение в экспозиции современных мультимедийных технологий рассматривается прежде всего как средство установления коммуникаций с молодежью и детьми, которое не заменяет, а дополняет бесценное общение с подлинными музейными предметами – свидетелями истории и произведениями искусства. Для региональных музеев актуальным становится обновление постоянных экспозиций не реже одного раза в 3-5 лет.
Одним из приоритетов при создании экспозиций под открытым небом является показ памятников археологии, обнаруженных во время проведения экспедиций, в непосредственной близости от этих мест, в их историческом контексте. Имеется немало трудностей, связанных с популяризаций данных памятников, поскольку предметы, обнаруженные при раскопках, обычно вывозятся в крупнейшие музеи. Музеефикация мест археологических раскопок позволит не только сохранить памятники археологии, но и популяризировать археологическое наследие, развивать туристические маршруты, включающие посещение данных памятников.
Выставочная деятельность
В числе приоритетных направлений выставочной деятельности музеев России Концепция рассматривает:
· реализацию в регионах России в городах с численностью населения от 50 тыс. до 1 млн человек государственного плана выставочной деятельности, что предполагает активное участие в выставках федеральных музеев;
· активизация выставочной деятельности музеев внутри страны, заметное увеличение регионального компонента, включая привлечение музейных предметов из региональных собраний в крупные выставочные проекты ;
· увеличение участия крупных, как федеральных, так и региональных музеев в формировании культурного пространства малых городов;
· создание, организация и прокат передвижных художественных выставок подлинных музейных предметов из собраний ведущих российских музеев в субъектах Федерации;
· создание в регионах мультикультурных центров с экспозиционными залами и площадками для демонстрации мультимедиа проектов;
· проведение выставок из региональных музеев и музеев стран СНГ в крупнейших федеральных музеях;
· создание масштабных межинституциональных проектов, демонстрирующих все богатство музейного наследия России;
· позиционирование России в международных выставочных проектах как активного участника диалога культур с целью поддержания авторитета России как великой мировой культурной державы;
· показ в ведущих федеральных музеях России выставок из собраний крупнейших музеев мира;
· создание современной высокотехнологичной музейно-выставочной инфраструктуры в регионах России;
· создание в регионах России с повышенным риском военной угрозы (террористической опасности) (Северо-Кавказский ФО) условий для безопасного экспонирования предметов Музейного фонда Российской Федерации;
· оказание научно-методической помощи уполномоченным федеральным и региональным музеям в вопросах обеспечения состояния помещений, экспозиционного оборудования, транспортировки и страхования музейных предметов;
· создание в России Института государственных гарантий финансовой ответственности в отношении музейных предметов (Indemnity) при их перемещении на выставки за рубеж, при реализации межмузейных выставочных проектов на территории Российской Федерации, а также научно-методическая поддержка музеев по вопросам организации страхования предметов Музейного фонда;
· разработка законодательного механизма, обеспечивающего государственные гарантии судебного иммунитета от посягательств третьих лиц (Immunity), регламентирующего систему обеспечительных мер неприкосновенности от наложения ареста в порядке предварительного обеспечения исков в отношении временно ввезенных из-за границы в Российскую Федерацию культурных ценностей (музейных предметов).
Активное продвижение выставочного и музейного продукта отвечает требованиям времени и делает актуальной деятельность музеев в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая работу в социальных сетях, подготовку электронных каталогов, презентацию цифровых изображений, показ виртуальных экспозиций.
Музей и социум
Музей уже сейчас предстает социокультурной институцией, которая становится пространством для распространения культурных инициатив, развития творческого потенциала личности.
Реализация социокультурных функций подразумевает развитие спектра социальных ролей, которые выполняет музей, в т. ч.:
· стимулирование социальной сплоченности общества путем воздействия через образовательные программы, ориентированные на межличностное и межгрупповое взаимодействие;
· осуществление социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;
· целенаправленную работу с представителями всех социальных слоев, включая социально незащищенные категории и мигрантов;
· нацеленность на творческое развитие личности (через музейные программы, конкурсы, фестивали, смотры и др.).
В обществе, претерпевающем изменения, музеям все чаще приходится выполнять роль хранителей исторической правды и наследия прошлого, свидетельств современной истории. Возрастает роль музея как активного популяризатора истории среди населения. Местные жители нередко становятся активными участниками создания музейно-выставочных продуктов Их знания, опыт, помощь в комплектовании музейных коллекций могут и должны быть использованы при создании музейных экспозиций и интерьеров.
Кадровое обеспечение
В музеях работают представители разных специальностей: хранители, реставраторы, специалисты в области превентивной консервации (в т. ч. биолог-консерватор, климатолог), таксидермисты, музейные педагоги, специалисты по безопасности, менеджменту и маркетингу в музейном деле, юристы, IT-специалисты и др. Непрестижность работы в музеях приводит к нехватке квалифицированных специалистов, прежде всего в тех видах деятельности, которые ориентированы на продвижение музейного продукта, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (музейных менеджеров, кураторов, специалистов в области телекоммуникационных технологий, PR-специалистов, обеспечивающих связь музея и бизнеса, производителей и потребителей культурных продуктов). Музеи испытывают потребность в хранителях-консерваторах, реставраторах, маркетологах.
Кадры музея будущего – это сообщество творческих людей, чутко реагирующих на инновации и нацеленных на профессиональный рост.
Для успешного решения кадровой проблемы отрасли требуется обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти – Минкультуры и Минобразования – в подготовке необходимого количества кадров музейных специалистов и реставраторов и их распределении. Требуется разработка профессиональных стандартов музейных профессий – функциональных карт видов профессиональной деятельности и других документов, учитывающих специфику работы в музеях.
Требуется поддержка на конкурсной основе музеев, активно внедряющих современные маркетинговые технологии, осуществляющих подготовку кадров нового типа, взаимодействующих с туристической отраслью. Подготовка музейных кадров должна отвечать современным вызовам и задачам развития музейного дела. Необходимо поднимать социальную значимость музейных профессий.
Система подготовки реставрационных кадров даст должный эффект только в том случае, если будет подкреплена определенными управленческими и организационными решениями, такими, как выделение музеям финансирования на подготовку, переподготовку, повышение квалификации реставрационных кадров. Эффективное управление музеем напрямую связано с подготовкой кадров музейных менеджеров.
«Директор определяет судьбу музея» – так кратко можно резюмировать важность профессионализма в управлении музеем.
В настоящее время разработано только два профстандарта: «Специалист по учету музейных предметов» и «Хранитель музейных ценностей», что не отражает весь спектр направлений музейной деятельности. Требуется разработка профессиональных стандартов основных специалистов, работающих в музее, с учетом специфики их профессиональной деятельности.
Необходимо создание сбалансированной системы компетенций и квалификаций. Особую значимость приобретает система сертификации персонала, которая позволяет повышать не только конкурентоспособность организаций, но и обеспечивает их квалифицированными кадрами.
Вузы, выпускающие специалистов музейного дела, разработали и реализуют действующий образовательный стандарт. Налаживание эффективного межведомственного взаимодействия позволит выпускать специалистов музейного дела, востребованных отраслью и обладающих нужными для ее развития компетенциями в области учета и хранения музейных фондов, выставочной деятельности, менеджмента, маркетинга, а также консерваторов и реставраторов. Повышение заработной платы сотрудников музеев (до средней зарплаты в социальной сфере регионов) внесет существенный вклад в решение проблем с кадрами.
Финансовое обеспечение
Бюджеты большинства федеральных, государственных, муниципальных и ведомственных музеев складываются из нескольких составляющих (согласно градации ГИВЦ Минкультуры России):
· бюджетные ассигнования учредителя;
· поступления из бюджетов других уровней;
· средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (от основных видов уставной деятельности, благотворительные и спонсорские вклады, от предпринимательской деятельности), от сдачи в аренду имущества.
Даже у наиболее посещаемых и активно зарабатывающих внебюджетные средства музеев финансирование со стороны учредителей превышает 50%. Среди муниципальных музеев встречаются казенные учреждения, которые, хотя и могут зарабатывать средства, однако полностью финансируются учредителями. Остальные функционируют в качестве автономных или бюджетных учреждений культуры.
Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что музеи не могут быть коммерческими и экономически рентабельными учреждениями. Модель финансирования культуры (в частности, музеев), в которой определяющая роль отводится государству, характерна для континентальной Европы. В России использование внебюджетных источников финансирования осложняется тем, что не созданы условия, способствующие привлечению в сферу культуры, в т. ч. в музейное дело, частного капитала на долгосрочной основе. Имеется только несколько примеров подобного сотрудничества, - например, Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) Государственного Эрмитажа). В своем подавляющем большинстве, музейные учреждения не достигли необходимого уровня компетенций для наращивания достаточного ресурсного потенциала, обеспечивающего стратегическое развитие.
Совершенствование функционирования музейной сферы как бюджетной отрасли может идти в направлениях, инструменты реализации которых апробированы за рубежом. К ним относятся, - использование косвенного субсидирования музеев, организация сбора средств на социально значимые проекты, выполнение межотраслевых проектов, а также внедрение государственно-частного партнерства (ГЧП) для сохранения культурного наследия в рамках доверительного управления и концессионных соглашений.
Концепция опирается навыполнение предусмотренного Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года тезиса о необходимости государственного участия в развитии музейного дела.
В государственной культурной политике России наблюдаются противоречия – несоответствие декларируемых целей фактической деятельности государства. Музейное дело финансируется от достигнутого, т. е. учитывая финансовые поступления в предшествующие периоды, без учета реальных потребностей и необходимости обеспечения условий для дальнейшего развития. При этом расходы на культуру одними из первых подвергаются секвестированию в периоды кризисов, о чем свидетельствуют данные 2015 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» требовалось обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов; а к 2018 г. запланировано увеличить в два раза по сравнению с 2011 годом количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации. Однако механизмы достижения поставленных задач не выработаны, в федеральном и региональных бюджетах средства на реализацию данных поручений Президента Российской Федерации не заложены. Отсутствуют конкретные механизмы финансового обеспечения приоритетных проектов развития музейного дела.
Необходима трансформация роли государства в музейном деле, смена парадигмы и переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору», обеспечивающему условия для долгосрочного динамичного развития музеев, основанного на признании государством на деле значимого вклада музеев в культуру России.
В музейной сфере нужна государственная и общественная поддержка инициатив, направленных на продвижение в России модели целевых капиталов (эндаументов). Эта перспективная социальная технология позволяет некоммерческим организациям создавать неприкосновенный капитал за счет благотворительных пожертвований. Прибыль от инвестирования капитала будет идти на развитие музеев и их социально ориентированных проектов.
Одно из важнейших условий развития многоканального финансирования музеев – содействие развитию благотворительности в России, формирование общественной среды, где ценностями являются знания и профессионализм. Создание благоприятных условий для развития благотворительности и меценатства, включая налоговые преференции, позволит реально стимулировать благотворителей на реализацию долгосрочных и капиталоемких проектов в музейной сфере.
Благотворительные фонды, поддерживающие проекты в музейной сфере(их в настоящее время около 80), в перспективе должны играть более заметную роль в музейном деле. Их специализированные музейные проекты и программы могут быть нацелены на повышение популярности малоизвестных музеев и социальной значимости музейной профессии, на поощрение межкультурного диалога, развитие профессиональных связей, оказание поддержки выставочным проектам мирового уровня.
Развитие благотворительности в стране напрямую зависит от состояния финансов, постепенного формирования позитивного общественного мнения по отношению к меценатам и благотворителям; от того, насколько владеют технологиями фандрайзинга как доноры, так и получатели средств; а также от государственной поддержки и профессионализации этой области. Среди тенденций благотворительности последних лет отмечены рост поддержки патриотических инициатив, расширение краудфандинга, активность государства в некоммерческом секторе, увеличивающийся запрос на профессиональные кадры в сфере благотворительности. В последнее время доноры стали предъявлять все более высокие требования к благополучателям. Работа с благотворителями и спонсорами на профессиональном уровне, умение установить и поддерживать долгосрочные партнерские отношения с ними становятся все более актуальными для музеев в современных условиях.
СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА РОССИИ
Рассматриваются инерционный, базовый и оптимальный сценарии реализации Концепции.
1. В случае реализации инерционного сценария прогнозируется значительное ухудшения состояние музейного дела в России, будет свернута деятельность муниципальных музеев, которые в большинстве своем потеряют статус самостоятельных организаций, значительно сократится число направлений их деятельности, сузится спектр музейных предложений и будут созданы предпосылки для утраты музейных коллекций, в том числе входящих в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Не будут решены проблемы, связанные с обеспечением сохранности и условий для экспонирования находящихся на балансе музеев объектов культурного наследия, музейных предметов и коллекций.
2. В случае реализации базового сценария будут на уровне пилотных проектов проработаны основные направление развития музейного дела, появятся новые центры, для которых характерны яркие современные проекты в области музейного дела. При этом не будут полностью решены наиболее острые проблемы развития музейного дела, не будут созданы предпосылки для реализации крупных и значимых выставочных проектов в регионах, сохранности зданий музеев, музейных предметов и коллекций.
3. При реализации оптимального сценария будут полностью реализованы предусмотренные данной Концепцией проекты, преодолено продолжающееся в течение нескольких десятилетий хроническое недофинансирование музейной деятельности, в результате которого многие музейные здания находятся в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии, а условия хранения коллекций многих музеев, прежде всего муниципальных, не соответствуют современным требованиям. Развитие музейных комплексов, активная работа музейных сетей, открытие фондов благодаря активизации выставочной деятельности и созданию высокотехнологичных выставочных пространств, возможности «открытого хранения» – все это позволит музеям выйти на новый уровень презентации коллекций. Музеи станут центрами развития туристических кластеров, востребованными площадками для проведения занятий по основным предметам системы среднего и высшего образования, ведущими учреждениями сферы культуры, реализующими свою миссию, направленную на сохранение культурной среды, воспитание патриотизма и гражданской ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Реализация Концепции позволит не только сохранить сеть музеев как основу культурного каркаса России, но и обеспечить ее динамичное развитие.
Предполагается достижение следующих результатов в социально-экономической и социокультурной сферах:
· увеличение вклада музеев в социально-экономическое развития отдельных регионов и России в целом;
· укрепление взаимодействия музеев с образовательными организациями и всесторонняя интеграция музеев в систему образования;
· расширение технологической базы музейной деятельности, модернизация материально-технической базы музеев;
· развитие федеральных музеев в качестве флагманов музейной отрасли и научно-методических центров;
· интеграция музеев в систему культурно-познавательного туризма;
· сохранение и пополнение Музейного фонда Российской Федерации как важнейшего ресурса развития культуры России, основы культурной идентификации и единства российского общества;
· укрепление кадрового состава музеев специалистами разного профиля, в том числе путем подготовки и переподготовки специалистов по базовым музейным специальностям;
· разработка и внедрение стандартов музейной деятельности и требований к музейным помещениям, имеющим различное функциональное назначение;
· возрастание вклада негосударственных музеев в укрепление позиций российских музейного дела в стране и за рубежом;
· создание единой базы данных музеев и осуществляющих музейную деятельность подразделений иных организаций;
· совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие музейного дела в России.
Министерство культуры Российской Федерации
ООО «Экокультура»
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА |
(проект)
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел концепции | Стр. |
Введение. Роль музеев в современном мире. | ||
1. | Основания и предпосылки для разработки Концепции | |
2. | Ситуационный анализ состояния музейного дела | |
3. | Цель и задачи Концепции | |
4. | Типы музеев и их роль в решении задач развития музейного дела России | |
5. | Целевая модель развития современного музея для решения задач концепции. пути ее построения для разных типов музеев. | |
6. | Стратегические приоритеты в базовой деятельности музеев | |
6.1. | Учет, хранение, комплектование и использование музейных коллекций | |
6.2. | Публичное представление музейных предметов и коллекций, объектов культурного наследия | |
6.3. | Изучение музейных предметов и коллекций | |
6.4. | Культурно-просветительная и образовательная деятельность, распространение опыта музейной педагогики | |
7. | Стратегические приоритеты инновационной деятельности музеев | |
7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. | Музей и социум Роль музея и музейных сетей в региональном развитии Музей как фактор развития культурно-познавательного туризма Музей и социальный маркетинг Музей и культурные индустрии | |
8. | Оценка эффективности и результативности реализации Концепции | |
8.1. | Целевые индикаторы и показатели развития музейного дела | |
8.2. | Предложения по совершенствованию мониторинга музейной деятельности в России | |
9. | Условия и механизм реализации концепции | |
9.1. | Совершенствование нормативно-правовой базы | |
9.2. | Материально-техническое обеспечение | |
9.3. | Кадровое обеспечение | |
9.4. | Финансовое обеспечение | |
9.5. | Экспертное обеспечение музейного дела | |
9.6. | Предложения по модернизации управления музейным делом | |
10. | Сценарные прогнозы и варианты решения проблем музейного дела России | |
11. | Предложения по срокам и этапам реализации Концепции | |
12. | Предложения по участию федеральных и региональных органов исполнительной власти в формировании и реализации концепции | |
Заключение. | ||
ВВЕДЕНИЕ. Роль музеев в современном мире.
Музеи сохраняют и представляют культурное наследие, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма. В музее аккумулирован и осмыслен опыт многих поколений. Музей незаменим, ведь каждое новое поколение начинает свой путь с освоения духовного и материального богатства общества, проходит социальную и культурную адаптацию к современному миру. Музеи способны внести существенный вклад в повышение качества жизни всех слоев населения, обеспечивая непрерывность и преемственность в развитии культуры. В формировании положительного имиджа стран неуклонно возрастает роль музеев и культурного наследия.
В течение многих десятилетий развитие музеев во всем мире идет по пути совершенствования сложившихся традиционных направлений и форм деятельности. Однако, сейчас в условиях, когда усиливаются тенденции дегуманизации человечества, мировое сообщество осознает необходимость расширения и углубления социальной роли музея, его трансформации во влиятельную культурно-образовательную систему.
Российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, важный ресурс сохранения и развития культуры народов России и единства российского общества. При условии обеспечения доступности разным слоям общества, музей становится средством глубокого и эффективного воздействия на культуру широких масс.
Разработка Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года обусловлена необходимостью учесть вызовы современного мира, и помочь реализовать богатейший ресурсный потенциал музеев России.