Роль техники в современном мире

В XX в. роль техники оценивается неоднозначно. Она не только означает рост могущества человечества. Одновременно возникает и угроза культуре со стороны техники, которая становится отчужденной силой, господствующей над человеком. Все новые виды деятельности подчиняются принципам, ритмам и логике технического развития. Воплощением этой угрозы часто выступают средства массовой коммуникации, подгоняющие человека под единые шаблоны жизни. Подмена человека техникой ведет к дегуманизации как материальной, так и духовной культуры. В этих ситуациях человек остается в стороне: техника создается техникой и ради технических результатов.

Элементы духовной культуры

В духовной культуре обычно выделяют такие элементы как культура интеллектуальная (наука, философия, просвещение), эстетическая культура (искусство и литература), этическая, социальная культура и культура повседневности (нравственные нормы,язык, право, политика, быт, обычаи, традиции), религиозная культура (символы и догматы веры, таинства, ритуалы).

Современные культурологи о морфологии культуры

В настоящее время выдвигаются и другие точки зрения на морфологию культуры. В.И. Полищук, например, считает первичным деление культуры на предметную, существующую в виде вещей, произведений искусства и т.п., и личностную, существующую в человеке, его духе, душе, навыках и умениях. И.Я. Левяш делит саму культуру по видам деятельности – трудовой, социальной и т.п. Обе эти характерные точки зрения отражают тенденцию к усилению деятельностного гуманистического подхода к культуре, которая уже не воспринимается, как во времена Гегеля, как что-то стоящее над человеком и развивающееся почти автономно от него.

Функции культуры

Все виды и формы культуры составляют единое целое именно потому, что они взаимосвязаны, каждая выполняет свою функцию по отношению к данной общности людей и каждому человеку. Главная функция – творческая, творение самого человека как носителя и созидателя культуры. Каждая культура создана определенным типом человека и нуждается в воспроизводстве именно этого типа. Социологи говорят о необходимости социализации личности, то есть её подготовке к включению в общество, культурологи подчеркивают аспект инкультурациичеловека, которая начинается с детства в виде незаметного, подчас игрового восприятия системы ценностей данной культуры. Поскольку культура нуждается и в сохранении и в развитии, то инкультурация включает и освоение уже созданных ценностей и формирование способностей к творчеству.

Вторая функция – познавательно-информационная. С этой точки зрения культура это форма передачи опыта самопознания человека и познания мира через науку, искусство, жизненную мудрость, фольклор, символы и т.п. Ведь человек тем и отличается, что живет и развивается благодаря не биологическому наследованию инстинктивных навыков, как животные, а на основе культурного наследования опыта прошлых поколений. Иначе каждому приходилось бы начинать осваивать мир сначала.

Третья функция – коммуникативная. Она обеспечивает общение и обмен опытом между людьми, обмен идеями, чувствами, эмоциями, благодаря ей создаются общности людей, которые многократно усиливают возможности человека. Наконец, для организации совместной жизни нужна четвертая функция – регулятивно - оценочная.

Каждая культура создает свои нормы жизни – правовые, эстетические, нравственные, религиозные и т.п. Более того, культура и начинается не со свободы, а с запретов, первичных норм-табу. Реализация норм предполагает постоянную оценку поведения людей с точки зрения этих норм. То, что общепринято в одной культуре считается греховным или неприличным в другой. Общие нормы, запреты формируют единство общества и культуры.

Субъекты культуры

То, что деятельным началом в культуре, ее субъектом, является человек, никогда не было предметом споров. Спорным было другое - кто определяет развитие культуры: отдельные творческие личности или же совокупности людей, народы. Кроме того, под определенным углом зрения субъектом развития является сама культурная система., как особый фактор, не сводимый к желаниям, целям и стремлениям людей.

Наши рекомендации