Мировоззрение и его роль в современном мире.

На основе знаний о мире, накопленных человечеством за всю историю своего существования, а также на основе личного опыта, человек формирует в своем сознании определенное представление о мире.

Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека и жизненных позиции действия людей. Мировоззрение включает в себя две части: Мировосприятие(мироощущение)- человек познает мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов. Оно определяет эмоциональный настрой человека, восторженность – уныние, оптимизм и жизнь или пессимизм, дружелюбие- враждебность по отношению к другим и др. Миропонимание- формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. Основные его элементы знания и заблуждения, практика самого человека и его общества.

Мировоззрение может быть религиозным и философским. Философское мировоззрение может быть материалистическим(первичная материя, вторично сознание) и идеалистическим(наоборот).

В познавательном отношении он может быть: а) догматическим- утверждать и сохранять незыблемыми те представления о мире, которые недопустимо «расшатывать» по идеологическим или другим причинам. Догматизм агрессивен. Нет никаких отклонений от догматов, нет сомнения в их истинности. б) скептицизм - оно разрушительно, но и созидательно, т.е. разрушаются устаревшие догмы, формируется новое мировоззрение.

С эмоциональной точки зрения мировоззрение может быть оптимистическим (жизнерадостным) или пессимистическим . Через призму целей и смысла деятельности человека мировоззрение- коллективистическим или индивидуальным. Мировоззрение может быть системным (основанным на каком-либо философском учении) и бессистемным, последовательным и непоследовательным, обыденным и научным и .т.д.

Каждая историческая эпоха представляет свои особые требования к характеру и структуре мировоззрения.

Вопрос 3:Основной вопрос философии

Изучая мир можно заметить , что все ее предметы и явления либо материальны, либо идеальны. К материальным относят все что объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него. Говоря о существовании объективного мира, философы использовали выражение - бытие материального мира.

К идеальным предметам относят все то, что существует субъективно, т.е. в сознании человека.

Основной вопрос- вопрос об отношении сознании к материи, потому что в зависимости от ответа на него решаются все остальные философские проблемы. Этот вопрос имеет две стадии:

1.что является первичным материя или сознание.

2.Может ли человек правильно и полностью познавать мир.

В зависимости от ответов на эти вопросы философы делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что мир можно познавать и знания человека достоверны. Идеалисты считают, что сознание является основой всего существующего, отрицают познаваемость мира и достоверность знаний.

«Что первично?»

· Материя (Материализм)

· Сознание (идеализм)

Понятия основного вопроса философии у разных философов.

Фалес

Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода.

Платон

Платон думал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира и может о них поведать.

Аристотель

У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.

Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:

Существует ли самостоятельная нематериальная причина?

Существуют ли неподвижные и вечные сущности?

Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные?

Отвечая на гносеологическую сторону , основного вопроса философии выявились следующие направления:

«Познаваем ли мир?»

· Гностицизм – объективный мир познаваем и это познание безгранично

· Агностицизм – объективный мир в принципе непознаваем

· Скептицизм – не отрицает принципиальную познаваемость мира но сомневается в получении достоверных знаний.

  1. Онтологическая сторона:

“Что первично: материя определяет сознание или наоборот?”

  1. Гносеологическая сторона:

«Познаваем ли мир?»

Философские концепции бытия:

С вопросом о первоначалах бытия связано возникновение основных философских концепций

Вопрос о первоначале:

· Монизм – мир имеет одно начало материальную или духовную (материализм и идеализм)

· Дуализм – утверждает равноправие двух первоначал: материи и сознания

· Плюрализм – предполагает несколько или множество исходных оснований.

Основные понятия в философии:

Солипсизм- философская позиция, утверждающая, что существует только человек и его сознание

Объективный идеализм- =//= только Бог есть и он начало всему

Субъективный идеализм- =//= воспринимает человека как реальность и человек познает мир

Агностики- =//= все познается через ощущения

Метафизики- =//= природа существует вокруг нас, она реальна и первична

Диалектика- наука о познании, развитии

Софисты- =//= никакого знания нет вообще

Стоики- =//= уход от мира, семьи, друзей- аскеты

Физиократы (почвенники)- =//= природа превыше в сего, потому что почва, земля- это единственный фактор производства

Циники- =//= отрицают нравственные ценности, жить согласно с природой

Схонастики- =//= синтез католического богословия и логики

Тема 1.2: "История становления и развития философской мыли."

Вопросы:

1.Донаучные формы философии: миф, религия.

2.Философия Древнего Востока и Древний Греции

3.Философия эпохи Средневековья и Возрождения.

Вопрос 1:Донаучные формы философии: миф, религия.

  • < Мифология: Миф, ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знания, фантазии, верования.
  • < Религия: Удвоение мира, вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
  • < Философия: Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека.

< Общее

< Типы мировоззрения

< Различия

  • < Религия: Опирается на веру как на способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, эмоции.
  • < Философия: Опирается на разум, реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства

Мировоззрение

Мироощущение; Мировосприятие; Миросозерцание:

Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций

  • Повседневное (обыденное) мировоззрение: Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
  • Религиозное мировоззрение: Связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме

Миропонимание:Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

  • Философское мировоззрение: Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности.
  • Научное мировоззрение: Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки.

< Миф – специфическое Миросозерцание.

  1. < Мышление: Это высшая степень познания, осуществляемого с помощью абстрактных логических категорий
  2. < Миросозерцание: Это познание мира, осуществляемое при помощи чувственных, наглядных образов и ощущения.

< Классификация мифов.

  • < Эсхатологические мифы. Эсхатология-это учение о конце мира.
  • < Антропогические мифы - это мифы о создания человека.
  • < Героические - это мифы о подвигах героев.
  • < Героические - это мифы о подвигах героев.
  • < Календарные (связаны с сезонностью работ, обрядами, поверьями).
  • < Тотемические-это мифы о животных (покровителях рода).

< Функции мифов:

  • < Аксиологическая. Формирование и закрепление системы ценностей.
  • < Поиск единства природы и общества, мира и человека.
  • < Связь прошлого с настоящим, духовная связь поколений.
  • < Формирование коллективного представления.

< Религия: (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественного Бога или богов.

N/B: первой монотеистической (один Бог) формой религии является иудаизм, из которого произрастает христианство и ислам.

< Мировые религии:

  • < Буддизм
  • < Христианство (православие; протестантизм; католицизм).
  • < Ислам

< Миф и религия:

v < Сходство:

Ø < Миф и религия являются глубоко личностными сферами. В мифе люди объясняют себя и историю. В религии люди ищут спасения, утешения.

v < Различие:

Ø < Религия выражает внутреннюю, духовную сторону личности и утверждает личность в вечности. Миф выражает внешнюю сторону личности.

Ø < Миф возможен без религии, а Религия без мифа невозможна

Дополнение: Миф, религия, философия

Исторические формы существования философии: 1) Миф - (греч. слово «сказание», « предание»). Мифы создавались народами для того, чтобы объяснить происхождение мира и его законов. Мифы являются порождением культуры и одновременно влияют на всю культуру народов нашей планеты.

Мифологические представления о сотворение мира связывались с борьбой добрых и злых сил, жизни против смерти и на этой основе вырабатывалось определенное понимание природы и общества. 2) Религия - (лат. слово «благочестие»). Это попытка ответить на проблемы бытия с помощью вмешательства в природу, общество и жизнь человека, сверх естественного божественного начала.

Переход от мифа к религии связан с поклонением фетишам (неодушевленный предмет, носитель «чудодейственной силы») и тотемам (животное, растение, вещь, как предмет поклонения с соблюдением табу (запрет) и ритуалов в поклонение многим богам(политеизм), а потом одному богу (монотеизм). Создаются храмы, устанавливаются религиозные обряды, создаются символы веры, догматы. Вера – способ существования религиозного сознания. Культ – система утвердившихся ритуалов.

Религия становится одним из мощных средств воздействия на сознание масс. В настоящее время сложились три мировые религии: Буддизм, Христианство и Мусульманство. (Буддизм - Индия6 в. До н.э. Гаутама. (Будда) отречение человека от активной жизни, совершенствовать свой внутренний мир. Надо понять законы жизни и не противостоять им.

2.Христианство-1 в.до н. э. Ближний Восток(Палестина). Существование единого бога, творец всего существующего. Бог един в трех лицах - отца , сына и святого духа. Христианство доктрина человека - страдания за грехи «нести свой крест». Человек может побеждать зло в себе и вокруг себя. Покорность судьбе, нет насилию, милосердие ко всем. Культ девы Марии (православной) или Мадонны (католической). В настоящее время Христианство представляется тремя мощными направлениями:

1.Римско-католическая церковь - Папа Римский.

2.Греческая или православная церковь (Русская, Армянская, Грузинская, Болгарская и др.)

3.Протестанская-Боитизм, кальвинизм, лютеране.

3.Ислам (араб. слово-предание себя богу , покорность) одна из самых молодых религии. Ближний Восток. Его автор Муххамед (Магомет) родился в Мекке 571 г. до н.э. Вера в единого всемогущего и милосердного бога(Аллаха) и его пророка Муххамеда. Обязаны соблюдать пост - Рамадан. Главная цель-паломничество в Мекку. Пятикратная ежедневная молитва. Коран.

Философия - проблемы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой (Примеры философских вопросов: красота, принадлежит ли она предметам природы или продиктована чувством прекрасного, способностью человека воспринимать красоту).Философия всегда выступает в роли толкователя общественно исторического процесса. Слово «философ» употребил грек Пифагор (580-500 до н.э.) И термин «философия»- Платон

Вопрос 2Философия Древнего Востока и Древний Греции

< Восточная философия

< Характерные черты

· < Самобытность.

· < Традиционность.

· < Высокий статус философии в обществе.

· < Отношение к философии как образу жизни.

< Характерные черты китайской философии:

  1. < Ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях.
  2. < Особая значимость придается истории, книжной учености, социальной активности индивида

· Великий предел неба Тай-цзи или абсолют Дао.

· Безымянное Дао - Путь Неба

· Ци(первооснова.)

Ø Инь (мутное)Квадрат- Слабое; Женское – Земля; Луна – вода.

Ø Ян (чистое)Круг – Сильное; Мужское – Небо; Солнце – огонь.

· 5 первоэлементов У-Син: Дерево огонь земля вода металл.

Наши рекомендации