Тема 2. Основы классической риторики
Тема 3. Неориторика
Тема 4. Работа над содержанием речи
Тема 5. Речевой этикет в ораторском искусстве
Тема 6. Речевая деятельность
Тема 7. Внешняя и внутренняя техники словесного действия
Тема 8. Неречевые средства общения
Тема 9. Создание собственных текстов для ораторских выступлений
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Профсоюзное движение
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью дисциплины «Профсоюзное движение» является изучение сущности и роли профсоюзного движения как добровольного общественного объединения граждан.
Задача дисциплины — усвоение общих закономерностей и особенностей возникновения и формирования профессиональных союзов работников наемного труда как в России, так и за рубежом, трансформации профдвижения в современных условиях.
Важнейшее место в ходе освоения дисциплины отведено анализу современных проблем профсоюзного движения. Студенты изучают принципы организационного строения профсоюзов, правовое обеспечение их деятельности. Большое внимание уделено роли профсоюзов в разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров, охране здоровья работников, обеспечении экологической базы.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
общекультурные компетенции:
o ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1),
o руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2),
o обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3),
o готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4),
o осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5),
o владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6),
o владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7),
o умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8),
o способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9),
o знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10),
o стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11),
o понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: нравственная зрелость, солидарность с целями и ценностями профдвижения, демократичность, коммуникабельность, навыки представительского общения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
o основы теории и практики организации профсоюзной работы;
o историю становления и развития профсоюзного движения в России и за рубежом;
- правовые основы и нормы трудового законодательства;
уметь
o научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы профсоюзного движения;
o применять в профсоюзной деятельности основные законы и установленные законом процедуры;
o прогнозировать и планировать деятельность профсоюзных организаций разного уровня;
o создавать структуру профорганизаций различного уровня и управлять их ресурсами;
владеть
o культурой мышления, уметь на научной основе организовать свой труд;
- способностью к проектной и прогнозной деятельности, знать принципы системного анализа,
- умением использования информации для ориентирования в основных текущих проблемах управления, экономики, права;
- культурой и техникой ведения дискуссий, приемами воздействия на аудитории.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Предмет и задачи дисциплины
Тема 2. Предпосылки возникновения и формирования зарубежного и российского профсоюзного движения
Тема 3. Особенности создания и развития российского профдвижения
Тема 4. Опыт защиты профсоюзами социально-экономических и трудовых прав наемных работников
Тема 5. Проблема нейтральности профсоюзов. Исторический опыт взаимоотношений профсоюзов и политических партий
Тема 6. Состояние российского профсоюзного движения на современном этапе
Тема 7. Правовое положение профсоюзов
Тема 8. Организационное строение профсоюзов. Руководящие органы профсоюзов
Тема 9. Первичная профсоюзная организация — основа профсоюза. Профком — исполнительный орган первичной профорганизации
Тема 10. Основные направления и формы деятельности профсоюзов в защите социально-экономических прав работников. Социальное партнерство
Тема 11. Коллективный договор — важнейшее средство осуществления защитной функции профсоюзов
Тема 12. Рынок труда и роль профсоюзов в обеспечении занятости населения
Тема 13. Роль профсоюзов в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров (конфликтов)
Тема 14. Контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства
Тема 15. Работа профсоюзов по обеспечению охраны труда
Тема 16. Международные профсоюзные объединения. Формы и опыт сотрудничества
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Культура XX века
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины — дать студентам целостное представление о культуре ХХ века, показать ее своеобразие, раскрыть основные черты и особенности, проблемы и тенденции развития.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- показать предпосылки возникновения и развития мировоззрения, определившего собой культуру ХХ века, проследить корни и истоки культуры ХХ века в истории западноевропейской культуры в целом;
- ознакомить студентов с основными направлениями философской мысли ХХ века, акцентировать общность проблем и специфику различных направлений философии ХХ века;
- продемонстрировать взаимосвязь философской проблематики с социальными, политическими, экономическими, художественными проблемами культуры ХХ века;
- научить находить контекстную взаимосвязь между различными проявлениями одной культурной ситуации, распознавать ее мировоззренческое ядро;
- обобщить знания о художественных направлениях ХХ века и основных тенденциях их развития;
- обозначить проблемы и противоречия, характеризующие культурную ситуацию ХХ века;
- охарактеризовать тенденции развития культуры в начале XXI века, показать их взаимосвязь с культурными процессами ХХ века, проблематизировать перспективы развития культурной ситуации современности;
- акцентировать значимость гуманитарного и культурологического знания для ориентации в современной ситуации;
- научить творческому и активному анализу философского и культурологического материала.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
o ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1),
o руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2),
o обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3),
o готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4),
o осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5),
o владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6),
o владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7),
o умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8),
o способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9),
o знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10),
o стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11),
o понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12).
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Общая характеристика культуры ХХ века
Тема 2. Исторические и мировоззренческие основания культуры ХХ века
Тема 3. Философская мысль первой половины ХХ века
Тема 4. Социально-политические тенденции в культуре ХХ века
Тема 5. Искусство ХХ века: от модерна к постмодерну
Тема 6. Философские основания постмодерна
Тема 7. Кризис постмодерна и новейшие тенденции в культуре
Тема 8. Гуманитарное образование в современной культуре
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины