История культуры Санкт-Петербурга
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» - дать студентам целостное представление об особенностях культуры Санкт-Петербурга в ее историческом развитии.
Задачи освоения дисциплины: определить и охарактеризовать периоды развития петербургской культуры, наметить общие тенденции в этом процессе; выделить основные памятники, представляющие каждый период и характеризующие различные сферы культуры, показать их связь друг с другом и с историей города Санкт-Петербурга.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
· ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
· руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума (ОК-2);
· обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
· готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);
· осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);
· владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);
· владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
· умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).
История культуры Санкт-Петербурга – постижение своеобразия созданного Петром I российского города, ставшего и новой столицей империи, и «окном в Европу», а также одним из красивейших городов мира. Санкт-Петербург — носитель особого типа культуры. Культура Санкт-Петербурга в рамках данной учебной дисциплины стала предметом целостного исследования. Все ее аспекты — духовный, материальный, художественный — рассматриваются во взаимосвязи и взаимопроникновении.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знатьосновные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города; особенности современного культурного развития Санкт-Петербурга; специфику функционирования организаций социокультурной сферы в современных условиях.
уметь охарактеризовать отдельные объекты культурного развития Санкт-Петербурга, ориентироваться в тенденциях текущей культурной жизни города, составлять программу продвижения культурного продукта на рынке
владеть: навыками восприятия и анализа текстов, памятников культуры, архитектуры, живописи и т.д. Приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Культура города и пути ее изучения
Тема 2. Общая характеристика Санкт-Петербурга
Тема 3. Основание и культурное самоопределение города
Тема 4. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
Тема 5. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
Тема 6. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
Тема 7. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
Тема 8. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций
Тема 9. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти
Тема 10. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Психология общения
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Психология общения» является формирование, углубление самых общих и вместе с тем фундаментальных представлений о сущности и специфике феномена общения, его месте и роли в системе современного гуманитарного знания и жизнедеятельности как личности, так и социума. Являясь интегральной характеристикой перцептивных, коммуникативных и интерактивных сторон процесса установления психологического контакта между людьми и взаимовлияния друг на друга, общение как предмет изучения социальной психологии, обеспечивает подготовку будущего специалиста — психолога по одному из самых главных направлений его предстоящей профессиональной деятельности.
Это предполагает решение следующих основных задач:
- овладение учащимися всей суммой знаний о роли, функциях, природе, структуре и многообразных проявлениях феноменологии общения;
- изучение ими основных тенденций динамики человеческого общения и тех проблем, которые возникают в этой сфере под влиянием современного социального и научно-технического прогресса;
- овладение умениями и навыками четкой диагностики многообразных разновидностей как межличностного, так и делового, функционально-ролевого общения людей;
- формирование способности квалифицированного анализа тех или иных состояний человеческого общения и тех социально-психологических механизмов, которые оказывают на них наибольшее влияние (заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и др.)
- повышению социально-психологической компетентности личности;
- обеспечению более эффективного взаимодействия с людьми, умения правильно реагировать на складывающиеся ситуации и выбирать наиболее адекватные способы общения.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
· ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
· руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума (ОК-2);
· обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
· готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);
· осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);
· владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);
· владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
· умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать: методологию, феноменологию и праксиологию психологии общения, ее структуру, закономерности общения и межличностных отношений;
уметьанализировать процессы общения и межличностных отношений в диадах, малых группах и других общностях;
владеть: навыками социально-психологического мышления для анализа общения.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Общение как социально-психологическое явление
Тема 2. Категория общения в социальной психологии
Тема 3. Коммуникативная сторона общения
Тема 4. Перцептивная сторона общения
Тема 5. Интерактивная сторона общения.
Тема 6. Социально-психологические механизмы общения
Тема 7. Социально-психологические барьеры личности и их влияние на процесс общения
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Эстетика
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Эстетика»: сформировать у студентов целостное представление об эстетическом как особом способе отношения к миру, составляющем существенную часть культурной жизни человечества.
Задачи освоения дисциплины «Эстетика»:
- ознакомить студентов с проявлениями эстетического суждения в различных исторических формах и жанрах искусства, включить художественное творчество в общемировоззренческий и культурный контекст истории и современности;
- проблематизировать предмет эстетики, показать его многогранность, многоаспектность и важность в системе культуры;
- определить место эстетики в современной культуре и роль эстетического отношения к миру в формировании современного мировоззрения;
- проанализировать многообразие эстетических теорий и показать связь эстетики с философией искусства;
- научить применению эстетических концепций к анализу художественной практики, показать связь эстетических теорий с их проявлениями в конкретных формах искусства;
- на основе исследования эволюции понимания основных эстетических категорий произвести сравнительный анализ различных культурно-мировоззренческих традиций.
Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Эстетика» должно содействовать тому, чтобы сформировать у бакалавра следующие общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 – умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывая ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
ОК-2 – способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
ОК-5 – осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; быть готовыми принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
ОК-7 – умение владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи;
OK-11 – стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; уметь критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;
Освоение дисциплины «Эстетика» предполагает также, что бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-5 – уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;
ПК-36 –уметь использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
ПК-37 – уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
ПК-38 – уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;
ПК-40 – уметь выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;
ПК-41 – владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;
ПК-42 – обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные вехи истории эстетической мысли;
- основы важнейших эстетических концепций.
Уметь:
- применять эстетические концепции к интерпретации конкретных произведений искусства;
- ориентироваться в мировоззренческих различиях разных традиций по отношению к основным категориям эстетики.
Иметь представление:
- о месте эстетики в культуре;
- об эволюции эстетических взглядов в истории культуры.
Владеть:
- навыками анализа эстетических текстов;
- основным терминологическим аппаратом эстетики.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Предмет эстетики и предпосылки ее формирования как философской дисциплины
Тема 2. История эстетики
Тема 3. Прекрасное как основная категория эстетики
Тема 4. Эстетическая категория возвышенного
Тема 5. Эстетика и философия искусства
Тема 6. Эстетика и художественная практика
Тема 7. Современная эстетика
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Ораторское искусство
Направление подготовки«Лингвистика»
Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение
Квалификация выпускника –Бакалавр
Цели и задачи освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста, владеющего секретами действенной речи.
Задачи освоения учебной дисциплины:
- Формирование умений в устных или письменных выступлениях ставить важные, актуальные проблемы, использовать достоверный материал, иметь ясную позицию по излагаемой проблеме, руководствоваться нравственными нормами в своей речи.
- Формирование навыка анализировать (с точки зрения задач риторики) образцовые тексты разных эпох, разных стилей и жанров, характеризовать особенности текстов, находить в них приемы риторического мастерства и творчески использовать его элементы.
- Формирование умения применять в своей практике основные приемы, правила, другие средства, накопленные риторикой:
- Формирование навыка выбрать и реализовать стиль своей речи в соответствии с коммуникативными условиями, жанром, характером материала, уровнем восприятия речи предполагаемыми слушателями.
- Выработка умения вводить текст, где это необходимо, изобразительные средства языка, выбирать точные слова и обороты речи, использовать различные конструкции, соблюдая требования литературной нормы, культуры речи, речевого этикета.
- Практическое применение в работе над содержанием, композицией и языковым выражением своего произведения современных теорий коммуникаций, психолингвистики, речевого развития личности, типов речи и текста, лингвистики текста, внутритекстовых связей, микротемного анализа, механизмов речи.
- Привитие практических навыков в организации и реализации целенаправленной подготовки к устному выступлению.
- Приобретение практического навыка свободно держаться перед любой аудиторией, ощущать обратную связь с ней, следить за психологическим состоянием слушателей, находиться в импровизационном состоянии.
Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-1 – умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывая ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;
ОК-2 – способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;
ОК-5 – осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; быть готовыми принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;
ОК-7 – умение владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи;
OK-11 – стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; уметь критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;
ПК-5 – уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;
ПК-36 –уметь использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;
ПК-37 – уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;
ПК-38 – уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;
ПК-40 – уметь выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;
ПК-41 – владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;
ПК-42 – обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: теорию классической зарубежной и отечественной риторики, неориторики,
уметь: в устных или письменных выступлениях ставить важные, актуальные проблемы, использовать достоверный материал, иметь ясную позицию по излагаемой проблеме, руководствоваться нравственными нормами в своей речи, применять в своей практике основные приемы, правила, другие средства, накопленные риторикой,
владеть: навыком свободно держаться перед любой аудиторией, ощущать обратную связь с ней, следить за психологическим состоянием слушателей, находиться в импровизационном состоянии навыком использования поэтических изобразительных средств языка (тропы и стилистические фигуры).
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса дисциплины