История культуры Санкт-Петербурга

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины:

Цель освоения дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» - дать студентам целостное представление об особенностях культуры Санкт-Петербурга в ее историческом развитии.

Задачи освоения дисциплины: определить и охарактеризовать периоды развития петербургской культуры, наметить общие тенденции в этом процессе; выделить основные памятники, представляющие каждый период и характеризующие различные сферы культуры, показать их связь друг с другом и с историей города Санкт-Петербурга.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

· ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

· руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума (ОК-2);

· обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

· готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);

· осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

· владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

· владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

· умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).

История культуры Санкт-Петербурга – постижение своеобразия созданного Петром I российского города, ставшего и новой столицей империи, и «окном в Европу», а также одним из красивейших городов мира. Санкт-Петербург — носитель особого типа культуры. Культура Санкт-Петербурга в рамках данной учебной дисциплины стала предметом целостного исследования. Все ее аспекты — духовный, материальный, художественный — рассматриваются во взаимосвязи и взаимопроникновении.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знатьосновные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города; особенности современного культурного развития Санкт-Петербурга; специфику функционирования организаций социокультурной сферы в современных условиях.

уметь охарактеризовать отдельные объекты культурного развития Санкт-Петербурга, ориентироваться в тенденциях текущей культурной жизни города, составлять программу продвижения культурного продукта на рынке

владеть: навыками восприятия и анализа текстов, памятников культуры, архитектуры, живописи и т.д. Приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Культура города и пути ее изучения

Тема 2. Общая характеристика Санкт-Петербурга

Тема 3. Основание и культурное самоопределение города

Тема 4. Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)

Тема 5. Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение

Тема 6. Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург

Тема 7. Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского

Тема 8. Культура Петербурга — Петрограда начала XX века — эпоха трех революций

Тема 9. Культура Петрограда–Ленинграда в годы советской власти

Тема 10. Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

Психология общения

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психология общения» является формирование, углубление самых общих и вместе с тем фундаментальных представлений о сущности и специфике феномена общения, его месте и роли в системе современного гуманитарного знания и жизнедеятельности как личности, так и социума. Являясь интегральной характеристикой перцептивных, коммуникативных и интерактивных сторон процесса установления психологического контакта между людьми и взаимовлияния друг на друга, общение как предмет изучения социальной психологии, обеспечивает подготовку будущего специалиста — психолога по одному из самых главных направлений его предстоящей профессиональной деятельности.

Это предполагает решение следующих основных задач:

  • овладение учащимися всей суммой знаний о роли, функциях, природе, структуре и многообразных проявлениях феноменологии общения;
  • изучение ими основных тенденций динамики человеческого общения и тех проблем, которые возникают в этой сфере под влиянием современного социального и научно-технического прогресса;
  • овладение умениями и навыками четкой диагностики многообразных разновидностей как межличностного, так и делового, функционально-ролевого общения людей;
  • формирование способности квалифицированного анализа тех или иных состояний человеческого общения и тех социально-психологических механизмов, которые оказывают на них наибольшее влияние (заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и др.)
  • повышению социально-психологической компетентности личности;
  • обеспечению более эффективного взаимодействия с людьми, умения правильно реагировать на складывающиеся ситуации и выбирать наиболее адекватные способы общения.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

· ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

· руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума (ОК-2);

· обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

· готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений (ОК-4);

· осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

· владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

· владеет культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

· умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать: методологию, феноменологию и праксиологию психологии общения, ее структуру, закономерности общения и межличностных отношений;

уметьанализировать процессы общения и межличностных отношений в диадах, малых группах и других общностях;

владеть: навыками социально-психологического мышления для анализа общения.

Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Общение как социально-психологическое явление

Тема 2. Категория общения в социальной психологии

Тема 3. Коммуникативная сторона общения

Тема 4. Перцептивная сторона общения

Тема 5. Интерактивная сторона общения.

Тема 6. Социально-психологические механизмы общения

Тема 7. Социально-психологические барьеры личности и их влияние на процесс общения

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

Эстетика

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Эстетика»: сформировать у студентов целостное представление об эстетическом как особом способе отношения к миру, составляющем существенную часть культурной жизни человечества.

Задачи освоения дисциплины «Эстетика»:

- ознакомить студентов с проявлениями эстетического суждения в различных исторических формах и жанрах искусства, включить художественное творчество в общемировоззренческий и культурный контекст истории и современности;

- проблематизировать предмет эстетики, показать его многогранность, многоаспектность и важность в системе культуры;

- определить место эстетики в современной культуре и роль эстетического отношения к миру в формировании современного мировоззрения;

- проанализировать многообразие эстетических теорий и показать связь эстетики с философией искусства;

- научить применению эстетических концепций к анализу художественной практики, показать связь эстетических теорий с их проявлениями в конкретных формах искусства;

- на основе исследования эволюции понимания основных эстетических категорий произвести сравнительный анализ различных культурно-мировоззренческих традиций.

Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Эстетика» должно содействовать тому, чтобы сформировать у бакалавра следующие общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1 – умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывая ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;

ОК-2 – способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;

ОК-5 – осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; быть готовыми принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;

ОК-7 – умение владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи;

OK-11 – стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; уметь критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;

Освоение дисциплины «Эстетика» предполагает также, что бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-5 – уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;

ПК-36 –уметь использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;

ПК-37 – уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;

ПК-38 – уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;

ПК-40 – уметь выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;

ПК-41 – владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;

ПК-42 – обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные вехи истории эстетической мысли;

- основы важнейших эстетических концепций.

Уметь:

- применять эстетические концепции к интерпретации конкретных произведений искусства;

- ориентироваться в мировоззренческих различиях разных традиций по отношению к основным категориям эстетики.

Иметь представление:

- о месте эстетики в культуре;

- об эволюции эстетических взглядов в истории культуры.

Владеть:

- навыками анализа эстетических текстов;

- основным терминологическим аппаратом эстетики.

Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет эстетики и предпосылки ее формирования как философской дисциплины

Тема 2. История эстетики

Тема 3. Прекрасное как основная категория эстетики

Тема 4. Эстетическая категория возвышенного

Тема 5. Эстетика и философия искусства

Тема 6. Эстетика и художественная практика

Тема 7. Современная эстетика

АННОТАЦИЯ

учебной дисциплины

Ораторское искусство

Направление подготовки«Лингвистика»

Профиль подготовки -Теория и практика межкультурной коммуникации
Перевод и переводоведение

Квалификация выпускника –Бакалавр

Цели и задачи освоения дисциплины:

Целью изучения дисциплины является подготовка специалиста, владеющего секретами действенной речи.

Задачи освоения учебной дисциплины:

  • Формирование умений в устных или письменных выступлениях ставить важные, актуальные проблемы, использовать достоверный материал, иметь ясную позицию по излагаемой проблеме, руководствоваться нравственными нормами в своей речи.
  • Формирование навыка анализировать (с точки зрения задач риторики) образцовые тексты разных эпох, разных стилей и жанров, характеризовать особенности текстов, находить в них приемы риторического мастерства и творчески использовать его элементы.
  • Формирование умения применять в своей практике основные приемы, правила, другие средства, накопленные риторикой:
  • Формирование навыка выбрать и реализовать стиль своей речи в соответствии с коммуникативными условиями, жанром, характером материала, уровнем восприятия речи предполагаемыми слушателями.
  • Выработка умения вводить текст, где это необходимо, изобразительные средства языка, выбирать точные слова и обороты речи, использовать различные конструкции, соблюдая требования литературной нормы, культуры речи, речевого этикета.
  • Практическое применение в работе над содержанием, композицией и языковым выражением своего произведения современных теорий коммуникаций, психолингвистики, речевого развития личности, типов речи и текста, лингвистики текста, внутритекстовых связей, микротемного анализа, механизмов речи.
  • Привитие практических навыков в организации и реализации целенаправленной подготовки к устному выступлению.
  • Приобретение практического навыка свободно держаться перед любой аудиторией, ощущать обратную связь с ней, следить за психологическим состоянием слушателей, находиться в импровизационном состоянии.

Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 – умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, учитывая ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;

ОК-2 – способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума;

ОК-5 – осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; быть готовыми принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;

ОК-7 – умение владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи;

OK-11 – стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; уметь критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития;

ПК-5 – уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;

ПК-36 –уметь использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач;

ПК-37 – уметь структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;

ПК-38 – уметь видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности;

ПК-40 – уметь выдвинуть гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту;

ПК-41 – владеть стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования;

ПК-42 – обладать способностью оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теорию классической зарубежной и отечественной риторики, неориторики,

уметь: в устных или письменных выступлениях ставить важные, актуальные проблемы, использовать достоверный материал, иметь ясную позицию по излагаемой проблеме, руководствоваться нравственными нормами в своей речи, применять в своей практике основные приемы, правила, другие средства, накопленные риторикой,

владеть: навыком свободно держаться перед любой аудиторией, ощущать обратную связь с ней, следить за психологическим состоянием слушателей, находиться в импровизационном состоянии навыком использования поэтических изобразительных средств языка (тропы и стилистические фигуры).

Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса дисциплины

Наши рекомендации