Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.

I. Главный (летний) храм

  • 1. Престол главного алтаря (Рождества Богородицы)
  • 2. Жертвенник главного алтаря
  • 3. Горнее место
  • 4. Престол и жертвенник бокового придела (Преп. Кирилла Белоезерского)
  • 5. Иконостас
  • 6. Царские Врата
  • 7. Икона Спасителя (Спас Нерукотворный)
  • 8. Икона Божией Матери (Владимирская)
  • 9. Храмовая икона (Рождества Богородицы)
  • 10. Солея и амвон
  • 11. Аналой с праздничной иконой
  • 12. Клиросы для хоров

II. Трапезный (теплый) храм

  • 13. Престол и жертвенник бокового придела (преп. Сергия Радонежского)
  • 14. Престол и жертвенник бокового придела (свят. Николая)
  • 15. Иконостасы
  • 16. Солея
  • 17. Чтимая икона (Тихвинская)
  • 18. Могила Куликовских героев— преподобномучеников Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби)
  • 19. Канун (панихидный столик)
  • 20. Свечной ящик

III. Колокольня (разрушена в 1929 г. )

  • 21. Притвор
  • 22. Паперть (крыльцо)

1. Антиминс - плат со св. мощами, с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырех Евангелистов. На него ставятся св. Дары по внесении в Царские Врата. Без антиминса нельзя служить литургию.

2. Дарохранительница - в виде миниатюрной церкви, в которой хранятся запасные дары для причащения больных. 3. Крест и Евангелие полагаются на Престоле с целью показать, что он служит троном самого Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Святых Даров.

Горним местом называется пространство между престолом и восточной частью алтаря. Иногда здесь устраивается возвышение или кафедра для епископа: места для священников идут полукругом от кафедры.

Литургия

Божественная Литургия (в переводе с греческого - общее дело) представляет собой вечное повторение великого подвига любви, проявившегося в принесении Христа себя в жертву за наши грехи. Таким образом, во время Божественной Литургии мы вспоминаем историю земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, совместно творим молитвы - благодарственные, просительные, прославляем Господа нашего, Иисуса Христа, и, наконец, получаем возможность через причастие св. Тайн иметь тесное общение со Христом. Литургия является главным христианским богослужением.

Божественная Литургия делится на три главных части:

1. Проскомидию, когда совершается приготовление вещества для Таинства из хлеба и вина.

2. Литургию оглашенных, когда верующие приготовляются к участию в Таинстве.

3. Литургию верных, когда Божией благодатью состоится Таинство превращения хлеба и вина во св. Тело и св. Кровь Христову и причащения ими верных.

Проскомидия

Для совершения проскомидии требуется вино и пять квасных хлебцев, называемых просфорами, что значит "приношение", так как в древности просфоры приносились в храм самими верующими.

Просфоры сделаны из двух частей, означающих двуестество Христа, Божественное и человеческое.

Проскомидия вкратце содержит в себе элементы земной жизни Господа Иисуса Христа.

В начале проскомидии священник берет просфоры, обозначая Деву Марию, и кладет их в сосудохранительницу или в "святая святых" - в ознаменование введения Ее во храм. Затем берет просфоры и переносит их на жертвенник, продолжая как бы повествование о ее жизни, вплоть до прибытия совместно со св. Иосифом в Вифлеемский вертеп, место рождения Спасителя.

Вслед за этим из просфоры с именем Иисуса Христа вырезается "кубообразный" - представляющий Христа - Агнец Божий и кладется на дискос (плоское круглое блюдо на подставке). Это обозначает Рождество Христово и положение в ясли. Затем священник крестообразно надрезает Агнца, провозглашая: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий вземляй (который взял на себя) грех мира" - и прокалывает одну из сторон "копи-ем", а в чашу наливает вино, смешанное с водой (проливается св. Кровь после прободения копьем воина).

Из второй просфоры вынимается треугольная частица в честь Божьей Матери и кладется с правой стороны Агнца.

Из третьей вынимаются 9 частиц в честь всех святых и кладутся с левой стороны.

Из четвертой - частицы за здравие живых.

Из пятой - за поминовение мертвых. Частицы из последних двух просфор кладутся под Агнцем.

Таким образом, Господа окружает вся Церковь, небесная и земная.

Молящиеся могут подавать свои просфоры, из которых священник вынимает частицы, поминая живых и мертвых.

Затем священник ставит сверху звездицу (крестообразную пирамиду) и кладет сверху дискоса и чаши покров (означающий погребальные пелены). После этого священник кадит Св. Агнца и частицы и молится о принятии св. Даров.

Тем временем в храме чтец читает "часы". Краткое содержание:

В 3-м часе вспоминаются добровольные страдания Христа до Голгофы и сошествие св. Духа на св. Апостолов.

В 6-м часе - осуждение Господа, шествие под тяжестью креста и пригвождение ко кресту.

В 9-м часе - предсмертные страдания Господа и смерть его. Одновременно вспоминается Рождество Христа, пришедшего на страдания для спасения людей.

Литургия оглашенных

В конце проскомидии священник тайно воспевает Бога словами: "Слава в вышних Богу... ", что означает славу, воспетую ангелами при рождении Спасителя.

В начальном возгласе "Благословенно Царство" священник выражает хвалу Богу за то, что Он нас привел к истинной вере. Последующая мирная ектенья (прошение к Богу), сопровождаемая молитвой священника означает, что Литургия - не только воспоминание Христовых страданий, но и забота св. Церкви о прощении наших грехов. Вместе с этим молящимся напоминается о благодеяниях Бога к людям в Старом Завете и о воплощении Сына Божия, которое было предсказано пророками. Особенно это подчеркивается в гимне "Единородный сыне... ".

Следующие за этим заповеди блаженства напоминают нам проповедь Иисуса Христа о главных качествах христианина.

Открытие царских врат во время пения заповедей блаженства означает, что Царство небесное открыто верующим. Вслед за этим, выход священника с Евангелием изображает выход Спасителя на проповедь о Царствие Божием. Свеча, которую несут перед св. Евангелием символизирует Иоанна Предтечу. Верующие, смотря на св. Евангелие, преклоняют головы и восклицают "Приидите поклонимся и припадем ко Христу... ".

Последующее пение "Трисвятой песни" подготавливает молящихся к покаянию. Дальнейшее чтение Апостола и св. Евангелия излагает жизнь и учение Иисуса Христа, необходимое для спасения души. Каждение между чтением Апостола и св. Евангелия обозначает духовное обновление после проповеди Христа и апостолов.

В сугубой ектенье перечисляются наши просьбы к Господу. В ектенье и молитвах об оглашенных св. Церковь приглашает верующих помолиться за некрещеных и напоминает, что крещеные из-за грехов могут тоже потерять благодать Божию. Обращение к некрещеным и неверным покинуть церковь является знаком, что настало время для совершения св. Таинств.

Литургия верных

Торжественным перенесением св. Даров с жертвенника на св. Престол с пением "Херувимской песни " Церковь подготовляется к Таинственной бескровной жертве. "Великий Вход " представляет собой второе явление Сына Божия - для принятия за нас страданий и крестной смерти. После входа и ектений: "Исполним молитву нашу Господеви... " присутствующие в храме приглашаются выразить свою взаимную любовь друг к другу, а затем и общую веру. Со всей церковью повторяем мы "Символ веры" - основы нашей Веры.

Когда по возгласу: "Двери, двери... "- открывается завеса Царских Врат - тихим колыханием платка над св. Дарами творится видимый образ невидимого веяния св. Духа.

По возгласу: "Вонмем, святое возношение в мире приносити " - мы благоговейно приготовляемся к духовной встрече с Богом.

Начиная совершение св. Таинства, священник призывает всех возблагодарить Господа и во время "Достойно и праведно есть, поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу... "молится, перечисляя благодати Божий...

Затем священник произносит слова Самого Иисуса Христа: "Примите, ядите, сие есть Тело мое... ", указывая на хлеб, затем, указывая на вино: "Пиите от нея вей сия есть кровь моя... " и, поднимая св. Дары, возглашает приношение Господу: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще... " После этого - "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш ". Во время последующих молитв священника, по нашей вере, Святой Дух невидимо нисходит и освящает св. Дары, т. е. хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову.

За освящением Даров и благодарственными молитвами поется хвалебная песнь Богородице "Достойно есть... " Из последующих молитв, когда поминаются несчастные, обездоленные и все люди, познаем мы глубину любви матери нашей Церкви. После возгласа священника "И даждь нам едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое" - обращаемся мы словами молитвы Господней - "Отче Наш" - к Богу.

И вот открываются Царские врата, является чаша Спасения со святыми Дарами - как Воскресение Христа. Со словами "со страхом Божиим и верою приступите " мы, редко подходящие ко св. Причастию, невольно думаем о том, как далеки мы от чистоты древних христиан, причащавшихся за каждой литургией... При последнем явлении св. Даров, как при Вознесении Господа, вспоминаем его обещание таинственно быть с нами всегда.

С чувством любви и благодарности ко Спасителю нашему выходим мы из храма, стараясь распространять эту любовь на наших близких, на окружающих нас людей, делая им добро, ради страдавшего за нас и спасающего нас Иисуса Христа.

  • Во что мы веруем?
 
 
  Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. - student2.ru  
 

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. - student2.ru

ИСТОРИЯ РОССИИ

Славяне - самая большая семья родственных народов в Европе. Их численность - свыше 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах - от Балтийского моря до Средиземного, от Эльбы до Тихого океана. Когда славяне жили вместе между реками Вислой и Днепром и продвигались к Дунаю, на Балканы, они говорили на одном языке, понятном для всех древних славян. Поэтому они называли себя "словени", т. е. владеющие словом, речью, понятными всем. Древнее название славян сохранилось до сих пор в именах славянских народов, живущих на Дунае -словаков и словенов. Но по мере расслоения, славяне все больше отдалялись друг от друга по языку и культуре.

Так, словени в Словении, за Дунаем, ближе по языку и культуре соседним славянским народам - сербам, хорватам, черногорцам, македонцам и болгарам на Балканах. Их называют южными славянами.

Словаки относятся к западным славянам и являются ближайшими родственниками чехов, поляков и лужицких сербов -славянского народа, живущего в Восточной Германии.

Третья ветвь славянских народов - восточные славяне -самая большая и расселившаяся как в Европе, так и в Азии. Это русские, украинцы и белорусы.

Восточнославянские племена

На территории Древней Руси жило несколько больших славянских племенных союзов. Нам известно о полянах, живших на Днепре возле Киева, их соседях древлянах, словенах, или ильменских славянах у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичах, живших между Припятью и Западной Двиной, кривичах, главным городом которых был Смоленск, полочанах, селившихся на берегах реки Полоты (их город - Полоцк), северянах (северных соседей полян), радимичах в бассейне реки Сож и вятичах в бассейне Оки и др. Восточные славяне в основном занимались земледелием. Они были язычниками. Кроме главного бога Рода важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца и Перун - бог грома и молнии, войны и оружия.

Начало Руси

В "Повести временных лет" (около 862 г. ) рассказывается о восстании новгородских словен и кривичей, плативших дань варягам. Новгородцы изгнали варягов и добились независимости. Но когда они сами стали управлять своей землей, между ними начались усобицы. Чтобы прекратить распрю, они решили найти себе князя, который бы устроил всех. Послы поехали в соседние страны и у варягов нашли трех братьев - Рюрика, Синеуса и Трувора, которых и пригласили к себе на княжение: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдете княжить и володети нами".

Эта легенда о призвании варягов уже давно вызывает много споров у историков. Некоторые считают ее выдумкой, другие частично соглашаются, третьи безусловно признают. Но так или иначе принято считать, что первая великокняжеская династия на Руси ведет свое происхождение от князя-воина Рюрика.

Братья, прибыв в новгородские земли, должны были защищать свои новые владения от всех врагов, в том числе и от своих сородичей. Рюрик, согласно летописи, пережил братьев. Он принял их земли, чем расширил свое государство. Его посадники (наместники) правили в Белоозере, в Ростове, Полоцке. Он владел землями финского племени мурома на реке Оке и их стольным городом Муромом.

Рюрик умер в 879 году, а три года спустя его родственник Олег, которому Рюрик поручил управление Русской землей и воспитание своего малолетнего сына и наследника Игоря, отправляется из Новгорода на юг по реке Днепру. Он захватывает Смоленск, Любич и подходит к Киеву, но сил, чтобы захватить город, у Олега было недостаточно. Он прибегает к хитрости. Если верить легенде, Олег наряжается купцом, а своих воинов прячет на дне судов. Правители Киева, ничего не подозревая, вышли на торговую площадь и были убиты нападавшими.

Олег стал княжить, соединив Киевское государство с Новгородским. Так возникло единое древнерусское государство со столицей в Киеве - Киевская Русь.Это произошло в 882 г.

Но Олег Вещий больше известен своим походом на Константинополь (Царьград) в 907 г. Согласно летописи, он подошел к столице Византии на судах. Греки перекрыли вход в гавань большой цепью. Хитроумный Олег приказал поставить ладьи на колеса и под парусами подошел к стенам Царьграда. Греки испугались и предложили Олегу дань. Чуть позже был заключен договор между Русью и Византией, согласно которому русским купцам предоставлялись значительные торговые льготы. Одна из летописей донесла до нас поэму о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказание волхвов и все же погибшего от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня. Это предание вдохновило А. С. Пушкина на создание "Песни о вещем Олеге".

Киевская Русь

После смерти Олега Великим киевским князем стал Игорь. Ему удалось привести к покорности ближайших соседей киевлян - древлян и наложить на них тяжелую дань, что впоследствии станет причиной конфликта между киевлянами и древлянами и приведет к гибели киевского князя. Игорь был не менее воинственным князем, чем его предшественники. Покорив соседние племена, он вел неудачные войны с Византией. Дружинники князя Игоря были недовольны отсутствием добычи и требовали от князя новых войн. Чтобы успокоить своих воинов, Игорь решил взять с древлян дани больше, чем обычно, и расплатиться со своими дружинниками. Собрав дань, он отослал дружину домой, а сам остался у древлян с небольшим отрядом. Древляне просили не брать с них больше дани, но князь, обуреваемый жаждой наживы, решил собрать с них дань еще раз. Собравшиеся на совет старейшины древлян решили убить Игоря. Схватив его, древляне привязали князя к двум согнутым деревьям и, отпустив их, разорвали его на части.

Жена князя Игоря Ольга, согласно обычаям того времени, должна была отомстить за гибель мужа. Она сожгла живьем древлянских послов, приехавших уладить конфликт. А потом с войском подступила к стольному городу древлян Искоростеню и, не сумев взять его приступом, прибегла к хитрости. Она взяла с древлян дань по три голубя и три воробья от каждого двора. К лапам птиц Ольга велела привязать горящий трут. Птицы вернулись под свою крышу, и город загорелся.

Вместо прежней системы разъездов княжеской дружины в полюдье княгиня Ольга установила погосты - пункты для сбора дани. Погосты были основаны по всей Руси от Киева до Новгорода. Дружина "прибывала" на погост, и туда же местные жители сами привозили дань.

Проведя реформы, княгиня Ольга направилась в Константинополь, но, в отличие от своих предшественников, она посетила столицу Византии с мирной целью. Между ней и византийским императором были установлены союзнические отношения. В Константинополе Ольга приняла христианство и стала первой правительницей-христианкой.

Ее сын и наследник Святослав с детства воспитывался как воин в соответствии с языческими обычаями. Большую часть своей жизни он провел в походах. Отправляясь на войну, он не таился, а с вызовом предупреждал: "Иду на вы!". Византийский историк Лев Диакон писал, что князь Святослав одевался в простую одежду воина и отличался от остальных дружинников только чистотой. Его воины с равным успехом сражались как пешими, так и конными и, конечно же, использовали ладьи. С таким хорошо обученным войском Святослав смог справиться с давнишним врагом Руси - Хазарией.

Сначала в 964 году киевский князь покорил союзников хазар - вятичей. Затем ему удалось завоевать касогов и алан, эти племена жили на Северном Кавказе и были подвластны хазарам. Тогда же под власть Руси попал город Тмутаракань на Таманском полуострове. После этого, оставшись без союзников, хазары были разбиты Святославом.

Современники знали киевского князя как непобедимого воина. Поэтому в 968 г. греки, воевавшие с болгарами, призвали его на помощь. Поход на Дунайскую Болгарию был вершиной полководческого таланта князя Святослава. Летописец рассказывает, что Святослав без труда овладел 80 городами на Дунае и обосновался в Переяславце-на-Дунае. Византийцы испугались побед киевского князя и для того, чтобы вернуть Святослава на Русь, подговорили печенегов напасть на Киев. Вернувшись, киевский князь отбил натиск кочевников и вновь пришел на Дунай. Он решил перенести свою столицу в Переяславец.

Но планам Святослава не суждено было сбыться. Византийский император Иоанн Цимисхий потребовал, чтобы киевский князь покинул Болгарию. Святослав требовал выкуп за захваченные им земли. Между византийцами и русскими произошло сражение у города Доростола, в котором дружинники Святослава потерпели поражение и вынуждены были покинуть дунайские земли.

На Русь возвращались на судах. Печенежский хан, предупрежденный византийцами о возвращении Святослава, устроил засаду на днепровских порогах. Ослабленное в боях войско Святослава погибло в неравном сражении. Из черепа убитого Святослава хан приказал сделать чашу, из которой пил вино на пирах.

После смерти Святослава три его сына правили Русью. Старший, Ярополк, княжил в Киеве, Олег - в древлянской земле, Владимир - в Новгороде. В 977 г. между братьями началась усобица, в ходе которой погиб сначала Олег, а затем и Ярополк. Владимир провозгласил себя великим киевским князем (980 г. )

Подобно своему отцу - князю Святославу Владимир был воинственным князем. Он покорил вновь восставших вятичей, литовские племена ятвягов и славян-радимичей.

Но Владимир оставил след в истории прежде всего как креститель Руси.

Летописец рассказывает, что в 986 г. к киевскому князю явились посольства от различных народов и стали склонять его принять их веру. Владимиру понравились красота и величие православного богослужения. К тому же княгиня Ольга, бабка Владимира, была православной, православными были и многие киевляне. В стольном городе были православные церкви. Политически, экономически сильный сосед Киевской Руси - Византия также была православной страной. Киевские бояре побывали в разных странах и принесли положительный отклик о христианстве. Все это и стало причиной принятия христианской религии по греческому образцу.

Владимир крестился в 988 г. Вместе с князем крестились его бояре, воеводы, дружина, а затем и все остальные жители княжества. Всюду, где распространялось христианство, строились церкви, появлялись священники, создавались школы. Крещение Руси имело колоссальное значение для русской культуры -духовной музыки, иконописи, архитектуры и литературы. В глазах современников Русь уравнялась с другими государствами. В IX в. братья Кирилл и Мефодий разработали для славян специальную азбуку, приспособленную к сложным звукам славянского языка. Единая вера способствовала складыванию единой нации. Племенные различия внутри русского народа постепенно исчезали.

Время княжения Владимира воспето в былинах, передававшихся в народе из уст в уста. Самого князя былины называют "Красным Солнышком". В 1229 г. православная церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала "Равноапостольным".

В 1015 г. великий князь киевский Владимир скончался. И сразу же между его сыновьями началась усобица. Каждый их них хотел стать великим князем киевским. Основная борьба развернулась между старшими сыновьями Святополком и Ярославом. Ярослав, будучи новгородским князем, не признал старшинства Святополка, собрал войско из варягов и новгородцев и в 1016 г. выступил против Святополка. Братья сошлись в битве. Святополк был побежден и бежал за пределы Руси, где погиб при невыясненных обстоятельствах.

В этой усобице на стороне Ярослава и Святополка принимали участие и другие братья. Князь ростовский Борис и муромский князь Глеб были предательски убиты в этой борьбе. Принявшие мученическую смерть князья стали первыми русскими святыми.

После смерти Святополка Ярослав утвердился в Киеве и стал великим князем. Он был умным и дальновидным правителем. Им и его советниками были собраны законы и записаны в один сборник, получивший название "Русская Правда". Он произвел существенную перестройку Киева - возвел новые крепостные стены, расширив старый город, построил Золотые Ворота. Ярослав заложил собор Святой Софии. Киевский князь любил книги и хранил свою библиотеку в этом храме. При Ярославе Мудром Русь достигла зенита славы и могущества. Породниться с киевском князем было почетно. Сам он был женат на дочери шведского короля. Его старший сын Изяслав был женат на польской принцессе, младший - Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочери: Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Анна - за французского короля Генриха I. Внучка Евпраксия была супругой германского короля Генриха IV.

Ярослав пытался предотвратить братские усобицы, поделив Русь на равные части между своими сыновьями. Но после его смерти сыновья киевского князя продолжали соперничать друг с другом.

Три князя Ярославича - Изяслав, Святослав и Всеволод -стали хозяевами Русской земли. Их союз был необходим для отражения новых внешних врагов Руси - половцев.

Но в 1073 году между братьями началась война. Святослав и Всеволод, забыв заповеди отца, выгнали Изяслава из Киева. Киевским князем стал Святослав, но он вскоре умер и Всеволод заключил мир с Изяславом, который вновь стал киевским великим князем. Но распри внутри княжеского дома продолжались. Сын Святослава Олег остался без наследства - вотчину его отца, Чернигов, захватил Всеволод. Олег бежал в Тмутаракань и на Русь вернулся с ордами половцев. Изяслав и Всеволод сразились с Олегом и разбили его. Но Изяслав в бою погиб, и великое княжение досталось его брату Всеволоду. В это время на политической арене появляется Владимир, прозванный "Мономахом" (поскольку он был внуком по женской линии византийского императора Константина Мономаха). Будучи князем черниговским, а затем пограничного Переяславля, он совершил несколько походов на половцев, после чего набеги степняков временно прекратились. Авторитет победителя кочевников возрос. Он же стал инициатором княжеского съезда в Любече (1097 г. ), где был установлен новый принцип организации власти на Руси - русская земля становилась совокупностью отдельных "отчин". Так юридически было закреплено уже начавшееся разделение Руси на отдельные княжества.

Когда в 1113 г. в Киеве скончался князь Святополк, киевские бояре пригласили на княжение шестидесятилетнего Владимира Мономаха. Чтобы успокоить горожан, начавших громить дворы князя и некоторых бояр, он издал новый свод законов - устав, в котором существенно уменьшались поборы с зависимых людей. Мономах был выдающимся писателем. Он составил наказ своим детям, или поучение, в котором описал свои подвиги и ратные труды, завещал любить братьев, не ввязываться в распри и не обижать обездоленных. Годы правления Мономаха (1113-25 гг. ) и его старшего сына Мстислава Великого (1125-32 гг. ) в Киеве были временем восстановления единства Киевской Руси.

Наши рекомендации