Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.
I. Главный (летний) храм
- 1. Престол главного алтаря (Рождества Богородицы)
- 2. Жертвенник главного алтаря
- 3. Горнее место
- 4. Престол и жертвенник бокового придела (Преп. Кирилла Белоезерского)
- 5. Иконостас
- 6. Царские Врата
- 7. Икона Спасителя (Спас Нерукотворный)
- 8. Икона Божией Матери (Владимирская)
- 9. Храмовая икона (Рождества Богородицы)
- 10. Солея и амвон
- 11. Аналой с праздничной иконой
- 12. Клиросы для хоров
II. Трапезный (теплый) храм
- 13. Престол и жертвенник бокового придела (преп. Сергия Радонежского)
- 14. Престол и жертвенник бокового придела (свят. Николая)
- 15. Иконостасы
- 16. Солея
- 17. Чтимая икона (Тихвинская)
- 18. Могила Куликовских героев— преподобномучеников Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби)
- 19. Канун (панихидный столик)
- 20. Свечной ящик
III. Колокольня (разрушена в 1929 г. )
- 21. Притвор
- 22. Паперть (крыльцо)
1. Антиминс - плат со св. мощами, с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырех Евангелистов. На него ставятся св. Дары по внесении в Царские Врата. Без антиминса нельзя служить литургию.
2. Дарохранительница - в виде миниатюрной церкви, в которой хранятся запасные дары для причащения больных. 3. Крест и Евангелие полагаются на Престоле с целью показать, что он служит троном самого Господа нашего Иисуса Христа.
Св. Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Святых Даров.
Горним местом называется пространство между престолом и восточной частью алтаря. Иногда здесь устраивается возвышение или кафедра для епископа: места для священников идут полукругом от кафедры.
Литургия
Божественная Литургия (в переводе с греческого - общее дело) представляет собой вечное повторение великого подвига любви, проявившегося в принесении Христа себя в жертву за наши грехи. Таким образом, во время Божественной Литургии мы вспоминаем историю земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, совместно творим молитвы - благодарственные, просительные, прославляем Господа нашего, Иисуса Христа, и, наконец, получаем возможность через причастие св. Тайн иметь тесное общение со Христом. Литургия является главным христианским богослужением.
Божественная Литургия делится на три главных части:
1. Проскомидию, когда совершается приготовление вещества для Таинства из хлеба и вина.
2. Литургию оглашенных, когда верующие приготовляются к участию в Таинстве.
3. Литургию верных, когда Божией благодатью состоится Таинство превращения хлеба и вина во св. Тело и св. Кровь Христову и причащения ими верных.
Проскомидия
Для совершения проскомидии требуется вино и пять квасных хлебцев, называемых просфорами, что значит "приношение", так как в древности просфоры приносились в храм самими верующими.
Просфоры сделаны из двух частей, означающих двуестество Христа, Божественное и человеческое.
Проскомидия вкратце содержит в себе элементы земной жизни Господа Иисуса Христа.
В начале проскомидии священник берет просфоры, обозначая Деву Марию, и кладет их в сосудохранительницу или в "святая святых" - в ознаменование введения Ее во храм. Затем берет просфоры и переносит их на жертвенник, продолжая как бы повествование о ее жизни, вплоть до прибытия совместно со св. Иосифом в Вифлеемский вертеп, место рождения Спасителя.
Вслед за этим из просфоры с именем Иисуса Христа вырезается "кубообразный" - представляющий Христа - Агнец Божий и кладется на дискос (плоское круглое блюдо на подставке). Это обозначает Рождество Христово и положение в ясли. Затем священник крестообразно надрезает Агнца, провозглашая: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий вземляй (который взял на себя) грех мира" - и прокалывает одну из сторон "копи-ем", а в чашу наливает вино, смешанное с водой (проливается св. Кровь после прободения копьем воина).
Из второй просфоры вынимается треугольная частица в честь Божьей Матери и кладется с правой стороны Агнца.
Из третьей вынимаются 9 частиц в честь всех святых и кладутся с левой стороны.
Из четвертой - частицы за здравие живых.
Из пятой - за поминовение мертвых. Частицы из последних двух просфор кладутся под Агнцем.
Таким образом, Господа окружает вся Церковь, небесная и земная.
Молящиеся могут подавать свои просфоры, из которых священник вынимает частицы, поминая живых и мертвых.
Затем священник ставит сверху звездицу (крестообразную пирамиду) и кладет сверху дискоса и чаши покров (означающий погребальные пелены). После этого священник кадит Св. Агнца и частицы и молится о принятии св. Даров.
Тем временем в храме чтец читает "часы". Краткое содержание:
В 3-м часе вспоминаются добровольные страдания Христа до Голгофы и сошествие св. Духа на св. Апостолов.
В 6-м часе - осуждение Господа, шествие под тяжестью креста и пригвождение ко кресту.
В 9-м часе - предсмертные страдания Господа и смерть его. Одновременно вспоминается Рождество Христа, пришедшего на страдания для спасения людей.
Литургия оглашенных
В конце проскомидии священник тайно воспевает Бога словами: "Слава в вышних Богу... ", что означает славу, воспетую ангелами при рождении Спасителя.
В начальном возгласе "Благословенно Царство" священник выражает хвалу Богу за то, что Он нас привел к истинной вере. Последующая мирная ектенья (прошение к Богу), сопровождаемая молитвой священника означает, что Литургия - не только воспоминание Христовых страданий, но и забота св. Церкви о прощении наших грехов. Вместе с этим молящимся напоминается о благодеяниях Бога к людям в Старом Завете и о воплощении Сына Божия, которое было предсказано пророками. Особенно это подчеркивается в гимне "Единородный сыне... ".
Следующие за этим заповеди блаженства напоминают нам проповедь Иисуса Христа о главных качествах христианина.
Открытие царских врат во время пения заповедей блаженства означает, что Царство небесное открыто верующим. Вслед за этим, выход священника с Евангелием изображает выход Спасителя на проповедь о Царствие Божием. Свеча, которую несут перед св. Евангелием символизирует Иоанна Предтечу. Верующие, смотря на св. Евангелие, преклоняют головы и восклицают "Приидите поклонимся и припадем ко Христу... ".
Последующее пение "Трисвятой песни" подготавливает молящихся к покаянию. Дальнейшее чтение Апостола и св. Евангелия излагает жизнь и учение Иисуса Христа, необходимое для спасения души. Каждение между чтением Апостола и св. Евангелия обозначает духовное обновление после проповеди Христа и апостолов.
В сугубой ектенье перечисляются наши просьбы к Господу. В ектенье и молитвах об оглашенных св. Церковь приглашает верующих помолиться за некрещеных и напоминает, что крещеные из-за грехов могут тоже потерять благодать Божию. Обращение к некрещеным и неверным покинуть церковь является знаком, что настало время для совершения св. Таинств.
Литургия верных
Торжественным перенесением св. Даров с жертвенника на св. Престол с пением "Херувимской песни " Церковь подготовляется к Таинственной бескровной жертве. "Великий Вход " представляет собой второе явление Сына Божия - для принятия за нас страданий и крестной смерти. После входа и ектений: "Исполним молитву нашу Господеви... " присутствующие в храме приглашаются выразить свою взаимную любовь друг к другу, а затем и общую веру. Со всей церковью повторяем мы "Символ веры" - основы нашей Веры.
Когда по возгласу: "Двери, двери... "- открывается завеса Царских Врат - тихим колыханием платка над св. Дарами творится видимый образ невидимого веяния св. Духа.
По возгласу: "Вонмем, святое возношение в мире приносити " - мы благоговейно приготовляемся к духовной встрече с Богом.
Начиная совершение св. Таинства, священник призывает всех возблагодарить Господа и во время "Достойно и праведно есть, поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу... "молится, перечисляя благодати Божий...
Затем священник произносит слова Самого Иисуса Христа: "Примите, ядите, сие есть Тело мое... ", указывая на хлеб, затем, указывая на вино: "Пиите от нея вей сия есть кровь моя... " и, поднимая св. Дары, возглашает приношение Господу: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще... " После этого - "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш ". Во время последующих молитв священника, по нашей вере, Святой Дух невидимо нисходит и освящает св. Дары, т. е. хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову.
За освящением Даров и благодарственными молитвами поется хвалебная песнь Богородице "Достойно есть... " Из последующих молитв, когда поминаются несчастные, обездоленные и все люди, познаем мы глубину любви матери нашей Церкви. После возгласа священника "И даждь нам едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое" - обращаемся мы словами молитвы Господней - "Отче Наш" - к Богу.
И вот открываются Царские врата, является чаша Спасения со святыми Дарами - как Воскресение Христа. Со словами "со страхом Божиим и верою приступите " мы, редко подходящие ко св. Причастию, невольно думаем о том, как далеки мы от чистоты древних христиан, причащавшихся за каждой литургией... При последнем явлении св. Даров, как при Вознесении Господа, вспоминаем его обещание таинственно быть с нами всегда.
С чувством любви и благодарности ко Спасителю нашему выходим мы из храма, стараясь распространять эту любовь на наших близких, на окружающих нас людей, делая им добро, ради страдавшего за нас и спасающего нас Иисуса Христа.
- Во что мы веруем?
|