Экономико-географическая характеристика
Соединенные Штаты Америки являются ведущей державой мира по большинству как экономических, так и иных показателей; они имеют самый большой в мире совокупный ВВП, составивший в 2004 г. почти $12 трлн. по паритету покупательной способности. США занимают четвертое место в мире по величине территории (9,4 тыс. кв. км) и третью позицию по численности населения (около 300 млн.). На душу населения в США приходится около $40 тыс., что также ставит США на первые места в рейтинге самых богатых стран мира.
Страна расположена практически во всех климатических поясах, что благоприятствует и сельскому хозяйству, и индустрии туризма, располагает более чем ста видами полезных ископаемых. Из природных ресурсов наибольшую долю в объеме продукции добывающей промышленности в стоимостном выражении (90%) составляют энергоресурсы: нефть, уголь, природный газ и уран. Около 75% добычи металлов приходится на железную руду и медь. Вместе с тем до 50% потребностей национальной экономики в минеральном сырье удовлетворяется за счет импорта. В частности, США не располагают запасами таких стратегических металлов, как хром, марганец, вольфрам, кобальт.
Исторически США развивались как страна переселенцев-эмигрантов, выходцев из Старого Света. Неосвоенные земли, дух свободы и предпринимательства манили на берега Нового Света все новых и новых переселенцев. По мере развития капиталистических отношений стали появляться и представители иных континентов, зачастую попадавшие в США не по своей воле, как афроамериканцы, но получившие впоследствии свободу и равные гражданские права с остальной частью населения. Таким образом, США превратились в многонациональную державу, которая продолжает оставаться оазисом свободы и уважения прав человека. США не только абсорбируют интеллектуальную элиту мира, но и служат убежищем для преследуемых и обездоленных изгоев всех стран и континентов, которые получают здесь возможность самореализации, неплохих заработков и которые, решая свои индивидуальные цели, работают на благо процветания американской экономики.
Своеобразие США заключается и в том. что довольно большую роль в стране играют различные религиозные конфессии. Около 90% граждан США исповедуют ту или иную религию, а более половины жителей регулярно посещает церковь, что ставит церковь по значимости в жизни страны практически на такие же позиции, как и институты власти (примерно такое же количество избирателей, даже чуть меньше, регулярно принимает участие в выборах). Таблица 6.1 показывает, что США практически ни в чем не уступают католической Италии по религиозности, но далеко отстают от других развитых стран мира по уровню сознательности избирателей.
Таблица 6.1. Политическая и религиозная активность населения в некоторых развитых стран мира
Страна | Процент избирателей, принимающих участие в национальных выборах | Процент домохозяйств, регулярно посещающих церковь |
США | 49,1 | 51,6 |
Германия | 82,2 | 20,0 |
Франция | 68,9 | - |
Великобритания | 71,5 | 23,6 |
Нидерланды | 78,3 | 28,9 |
Швеция | 78.6 | 10,0 |
Италия | 85,0 | 55,8 |
Япония | 58,8 | - |
Республика Корея | 63,9 | - |
США — самый емкий и конкурентоспособный рынок мира. Страна неизменно занимает первые позиции в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса. После валютно-финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии, России и Латинской Америке интересы международных инвесторов, ранее обращенные на данные регионы мира, переключились на трансатлантическую зону, объединяющую Северо-Американскую зону свободной торговли (Н АФТ А) и Европейское экономическое пространство. Экономика США является одной из двух движущих сил трансатлантической зоны.
Особенности экономического развития США
США стали мировым экономическим лидером в середине XX в., когда сама история изменила расстановку сил в мировом хозяйстве. Одной из основных причин лидирующих позиций США в мире стали мировые войны, которые значительно подорвали экономический потенциал европейских стран. Основные конкуренты США в борьбе за лидерство на мировом рынке, воюя друг с другом, надолго выбыли из борьбы, а США благодаря свободе рыночных отношений, своевременному государственному вмешательству в экономику, потенциал которой не был подорван войнами, переместились на первую позицию.
США удалось также оздоровить свою экономику в результате перехода к новой экономической доктрине после Великой депрессии 1929-1933 гг. Ситуация в экономике в период Великой депрессии была критической и даже в чем-то очень сильно напоминала современные финансовые кризисы конца XX в. Для выхода из кризиса 1929-1933 гг. президент Франклин Делано Рузвельт предложил свой знаменитый «Новый курс», который включал в себя следующие составляющие: финансовые законы, структурную перестройку экономики, социальные законы, региональную политику. Рассмотрим вкратце действие всех этих механизмов.
Финансовые законы. Здесь стоит выделить Чрезвычайный закон о банковской деятельности, который поставил под федеральный контроль деятельность всех банков страны и ввел гарантии федерального правительства по частным вкладам. Согласно новым правилам, банкам было запрещено осуществлять деятельность, противоречащую закону: быть держателями ценных бумаг, заниматься предпринимательством. Банки вынуждены были вернуться к своей исходной деятельности — кредитованию предпринимателей и граждан, что сразу снизило волну финансовых и иных спекуляций. Изменения были внесены и в сферу обращения ценных бумаг. С этой целью был принят Закон о честности биржевых операций и правилах торговли ценными бумагами. Таким образом США надолго обезопасили себя от возможности повторения финансового кризиса и кризиса банковской системы.
Структурная перестройка экономики. Во-первых, после введения «Нового курса» приоритет был отдан развитию национальной промышленности, американским производителям. Появился лозунг «Покупай американское!». Действовали запреты на закупки иностранных товаров по госзаказу (исключение составляли только такие случаи, если цена иностранного товара была как минимум вдвое ниже отечественного, а качество выше американских аналогов). Были введены квоты и высокие таможенные пошлины на импортные товары.
Во-вторых, изменения произошли в сельскохозяйственной политике. Основной проблемой сельского хозяйства были перепроизводство, избыток продовольствия на внутреннем рынке. Поэтому сельскохозяйственное производство было ограничено. Кроме того, были приняты Закон о фермерском кредитовании и Закон об ипотеке, согласно которым фермеры и городские жители получили доступ к кредитам под гарантии федерального правительства. Всего было предоставлено около 300 тыс. краткосрочных займов на сумму свыше $1,5 млрд.
Социальная политика. Наиболее пострадавшим от кризиса малоимущим гражданам была оказана чрезвычайная помощь. На организацию общественных работ с целью занятости малоимущих была выделена прямая финансовая помощь в размере $5 млрд. Этой помощью было охвачено свыше 4 млн. человек. Всего в рамках «Нового курса» действовало около 400 тыс. различных программ, в рамках которых было построено около 500 новых аэропортов, множество дорог, школ, прочих объектов инфраструктуры. Примечательно то, что помощь населению оказывалась не деньгами, а работами, на которых деньги нужно было зарабатывать трудом. Заметим, что главной целью программ была вовсе не их экономическая оправданность. Многие программы можно сравнить с пересыпанием из пустого в порожнее, но при этом население работало, а не тунеядствовало.
Для обеспечения работой молодежи и для борьбы с ростом преступности из-за безработицы был введен Закон о трудовых лагерях. Трудовые лагеря были созданы для охраны и консервации объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, сохранения природных богатств (создавались национальные парки и заповедники). В течение первых трех месяцев после принятия закона уже было создано 1300 лагерей на 300 тыс. молодых безработных. В течение 1933-1940 гг. через трудовые лагеря прошло около 2,5 млн. человек, которые строили дамбы, охраняли леса и т. д. Впоследствии люди, прошедшие через трудовые лагеря, сформировали контингент резервистов, востребованный в ходе Второй мировой войны.
Для контроля над уровнем цен была создана Государственная корпорация по управлению всеми монополистами коммунальных услуг. Естественные монополисты лишились возможности безраздельно диктовать обществу свои условия.
Региональная политика. Чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в депрессивных регионах страны, для них были разработаны специальные программы развития, включающие федеральное финансирование и управление. В частности, такая особая зона с федеральным управлением была создана в долине реки Тенесси и благополучно существует до сих пор.
«Новый курс» проводился Рузвельтом в условиях объединения нации. Американцам удалось сплотиться перед лицом кризиса, в обществе была достигнута консолидация. Действия президента поддержал конгресс, который и принимал все законы. Сам Рузвельт лично разъяснял американцам свою программу действий, убеждал избирателей, выступая по радио. Все это имело огромное значение, поскольку коммуникация с обществом значительно повышает шансы на успех. Не будем забывать и о связи «Нового курса» с передовыми экономическими теориями того времени, в особенности кейнсианской политикой управления совокупным спросом. Не удивительно, что «Новый курс» оказался действенным, он вывел страну из Великой депрессии и позволил США подойти к периоду Второй мировой войны с оздоровленной экономикой.
После окончания Второй мировой войны у США оказались также и значительные финансовые активы в виде запасов золота европейских стран, переведенного в предвоенное и военное время через океан в федеральное хранилище в Форте-Нокс. Имея возможности для обмена национальной валюты на золото, обладая мощной экономикой, не затронутой войнами, США стали во главе Бреттон-Вудской системы валютных курсов, сущность которой заключалась в господстве американской валюты в качестве всемирного платежного и резервного средства. Экономическое могущество Соединенных Штатов политически подкреплялось наличием ядерного оружия. Помогая восстановлению экономики послевоенной Европы, США стали оказывать значительную финансовую помощь европейским странам в рамках плана Маршалла. Кроме того, США путем экономической и консультационной поддержки во многом предопределили «восход солнца» над Японией. Таким образом, американские инвестиции широким потоком хлынули через океан, формируя так называемую вторую экономику Соединенных Штатов. По своему производственному и финансовому потенциалу «вторая экономика» США, созданная на базе зарубежных филиалов и дочерних компаний американских корпораций, не уступает национальной экономике многих ведущих стран мира. Не будем забывать также и о портфельных инвестициях, ссудном капитале. Итак, к началу 1950-х гг. США превращаются в однозначного мирового экономического и политического лидера со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако по мере восстановления экономики стран Западной Европы и Японии ситуация в мире начинает изменяться. Конкурентоспособность американских товаров снижается, снижается и курс доллара по отношению к валютам европейских стран и Японии. Поскольку в рамках Бреттон-Вудской системы валютных курсов $ 1 соответствовал 0,888 г золота и этот уровень с 1946 г. был неизменен, то фактическое падение курса доллара по отношению к другим валютам означало обмен меньшего, чем раньше, количества европейских валют или японских йен на доллары. Далее доллары могли быть обменены на золото или положены на депозит с начислением процентов. Таким образом, количество долларов на руках у иностранных резидентов нарастало, а накопленный Соединенными Штатами золотой запас неуклонно снижался. В результате США оказались в ситуации, когда имеющиеся запасы золота не смогли бы покрыть одновременно предъявленное к обмену на золото количество долларов, находящихся в руках иностранцев. В 1971 г. золотое содержание доллара было снижено, а с 1973 г. обмен долларов на золото был окончательно прекращен и валютный золотодолларовый стандарт канул в Лету.
По мере роста производственных мощностей европейских стран и Японии доля США в ВВП промышленно развитых стран начала снижаться, примерно на 1/3 снизилась и доля США в мировом производстве. Также начала падать доля США в мировом экспорте капитала; примерно в три раза снизилась доля американских ТНК в общем объеме мировых прямых зарубежных инвестиций. Европейские страны и Япония догнали США и по уровню производительности труда. В результате экспорт в США из стран Западной Европы и Японии возрос в два раза, а американский экспорт в Европу и Японию начал снижаться. К началу 1980-х гг. конкурентоспособная зарубежная продукция заполнила внутренний рынок США, а американская продукция все труднее находила зарубежных потребителей. В экономику США стали делать инвестиции окрепшие зарубежные ТНК, которые, приближаясь к рынкам сбыта, создавали здесь производственные и сборочные предприятия, компании по сервисному обслуживанию. Позиции США в мировой экономике, во внешней торговле значительно ухудшились. Дефицит торгового баланса в середине 1980-х гг. достиг $150 млрд., платежного — $140 млрд. США превращаются в чистого импортера товаров и капиталов.
Ввиду угрозы потери лидерства в мировой экономике США пришлось предпринять первоочередные ответные меры: для закрепления на мировом рынке высокотехнологичной продукции были значительно увеличены ассигнования на НИОКР, ускорилась и углубилась структурная перестройка промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулирования НТП. США стратегически правильно выбрали нишу на мировом рынке, сосредоточившись на экспорте интеллектуальной собственности, высокотехнологичной продукции, услуг.
Следует также отметить то, что в послевоенный период развития в США активно применялась кейнсианская политика управления совокупным спросом, в основе которой лежал постулат обеспечения полной занятости и высоких темпов экономического роста. Послевоенный период кейнсианства в американской экономике можно разделить на три этапа.
1) Пассивная антициклическая бюджетная макроэкономическая политика. (1946-1962 гг., период президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра). В рамках данного периода активно эксплуатировались «встроенные стабилизаторы» государственной бюджетной системы, правительство довольствовалось минимальными финансовыми инструментами воздействия на экономику. Постепенно отвергался докейнсианский догмат о сбалансированности государственного бюджета, вводился дефицитный бюджет по Кеннсу.
2) Активная бюджетная политика (1962-1977 гг., эпоха Д. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Д. Форда). Этот период времени связан с активным регулированием совокупного спроса с помощью государственного бюджета. В периоды спада сокращались государственные доходы и наращивались расходы правительства, а во время экономического бума поступления федерального правительства росли, а расходы, напротив, сокращались. В 1961-1963 гг. администрация Д. Кеннеди для форсирования экономического роста и сокращения безработицы напрямую перешла к бюджетному воздействию на совокупный спрос, что получило у экономистов такую характеристику, как американский «кейнсианскнй фискалнзм», поскольку государственный спрос наращивался за счет увеличения налогового бремени.
С начала 1970-х гг. была обнаружена негативная сторона такого процесса обеспечения полной занятости — инфляция (взаимосвязь инфляции и безработицы, показывает широко известная кривая Филипса). В результате от активного регулирования пришлось перейти к градуализму, т. е. замене широкомасштабных фискальных акций на умеренное и постепенное регулирование спроса. Поэтому период 1976-1977 гг. представляет собой своеобразную эклектику: взаимное существование обновленных принципов активной и пассивной стратегий государственного регулирования экономики.
3) Кейнсианский бюджетный консерватизм (1978-1980 гг., период президентства Д. Картера). В это время был осуществлен возврат к классической активной бюджетной политике, существовавшей при Д. Кеннеди. Сам президент Картер утверждал, что бюджетный дефицит время от времени необходим для поддержания покупательной способности, однако длительный бюджетный дефицит усугубляет инфляцию. Долговременной стратегией стал бездефицитный бюджет, для достижения которого предполагалось введение управления и контроля за федеральными расходами, а также сокращение налогов. Однако фактически сократить дефицит бюджета и сбить волну инфляции не удалось. Инфляция стала главным фактором, который подрывал стабилизационный потенциал кейнсиан-ской бюджетной макроэкономической политики.
Утеря стабилизационного кейнсианского подхода к регулированию макроэкономических процессов привела к необходимости смены такой модели развития и к началу «консервативной экономической революции», стартовавшей после победы на президентских выборах Рональда Рейгана.
Оздоровлению экономики США и возвращению былых внешнеэкономических позиций в немалой степени способствовали реформы, проведенные президентом Р. Рейганом, получившие название «рейганомика». «Рейганомика» была бы невозможной без сильной команды молодых экономистов — советников Рейгана. Огромная заслуга президента Рейгана как раз и заключается в том, что, будучи дилетантом в экономике (Рейган, как известно, в прошлом был киноактером), он окружил себя весьма квалифицированной командой реформаторов. В основе кредитно-денежной политики лежала теория Нобелевского лауреата Милтона Фридмена, над налоговой реформой трудились А. Лаффер и М. Фслдстейн, взаимодействовали с администрацией Рейгана и другие видные экономисты современности.
Уникальность ситуации заключалась в том, что реформаторам была предоставлена возможность проверить новаторские теоретические концепции на практике. В частности, авторы налоговой реформы и модели экономики предложения (supply-side economics), сменившей кейнснанскую экономику спроса, первоначально представляли собой просто группу журналистов, пишущих на экономические темы в «The Wall Street Journal*. Большинство сэппл-сайдеров были не сильны в экономической теории, по их статьи оказывали влияние на общественное мнение. С газетой сотрудничал и молодой экономист Артур Лаффер. который, в свою очередь, был увлечен идеями канадского профессора Роберта Манделла, преподававшего в Чикаго (впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике). Именно Манделл в начале 1970-х гг. начал пропаганду сокращения налогов и усиления монетарной политики, что должно было дать толчок экономическому росту и стать средством борьбы с Инфляцией. Идеи Манделла поддержали главный редактор «The Wall Street Journal* Д. Ванписки и экономист Р. Бартли. Вместе с Лаффером они вывели теорию, связывающую сокращение налогов, рост производства и доходов государства, известную как «кривая Лаффера».
Теория Лаффера, которая, в принципе, являлась наглядным изображением классических идей в области налогообложения, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Лаффер, экономист, которого никто никогда не воспринимал всерьез и который никогда до этого не принимал участия в каких-либо научных симпозиумах и конференциях, заставил призадуматься многих. Идеи Лаффера благодаря Ванниски и «The Wall Street Journal* нашли широкую поддержку среди бизнесменов, конгрессменов, оказали заметное влияние на будущего президента Р. Рейгана. Жизнь предоставила сэппл-сайдерам уникальный шанс проверить свою теорию на практике. Используя политическое влияние Ванниски и личного друга Лаффера Д. Шульца, ставшего впоследствии госсекретарем в администрации Рейгана, сэппл-сайдеры осуществили грандиозную налоговую реформу в США.
Основные программы «рейганомикн» позволили оживить тягу к предпринимательству и трудовой деятельности у американцев, сократить масштабы неэффективного государственного вмешательства в экономику. Концепция «рейганомикн» предполагала решение трех основных задач:
1. Снижение уровня инфляции.
2. Увеличение темпов экономического роста, производительности труда и занятости.
3. Сбалансированный федеральный бюджет.
Основные меры, предпринятые Рейганом и его командой, включали в себя следующие составляющие:
• жесткая кредитно-денежная политика способствовала снижению уровня инфляции, а повышение процентной ставки на первых порах привлекло в страну иностранный капитал, в немалой степени способствовавший модернизации американской промышленности (затем для обеспечения роста экономики процентные ставки были снижены);
• налоговая политика стимулировала предпринимательскую активность, новый порядок исчисления амортизации помог быстрому обновлению оборудования. Ставки федеральных налогов (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций) были резко снижены. Налоговая реформа 1986 г. установила предельную ставку индивидуального подоходного налога в 33% (в 1990 г. она была снижена до 31%), а максимальная ставка налога на прибыль корпораций стала 34%. Низкие налоговые ставки увеличили уровень сбережений и инвестиций, привели к оживлению рыночной конъюкту-ры, стимулировали экономический рост. Снижение налогов при одновременном расширении налоговой базы (ликвидация прежних налоговых льгот), как то и предсказывала кривая Лаффера, увеличило поступления федерального бюджета и оздоровило впоследствии государственные финансы;
• пересмотр социальной политики, сокращение федеральных расходов на всю социальную инфраструктуру заставили американцев трудиться более энергично, не быть иждивенцами на шее «государства благоденствия».
Пожалуй, самый главный стратегический элемент «рейганомики» — это поддержка НТП путем государственного финансирования НИОКР и стимулирования расходов на НИОКР со стороны частного бизнеса за счет соответствующих налоговых льгот. «Рейганомика» предполагала резкое увеличение финансирования НИОКР, фундаментальной науки. В настоящее время США не случайно имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира (около 3% ВВП), что в долгосрочной перспективе дает стране лидерство в мировом НТП, в современных технологиях.
В результате воплощения программ «рейганомики» изменилась структура федерального бюджета (сократились непроизводственные расходы правительства и вскоре повысились налоговые поступления), произошел отход от активной политики государственного вмешательства в экономику в пользу применения косвенных методов регулирования. Доля государственного сектора в результате реализации программ приватизации и дерегулирования сократилась, а частный сектор получил новый импульс для своего развития. С 1983 г. в США начался энергичный экономический подъем, который продолжался вплоть до начала 1990-х гг. Темпы экономического роста также были рекордными (в 1984 г., например, они равнялись 6,8%). Уровень инфляции снизился в три раза, а безработицу удалось уменьшить до ее «естественного» уровня в 5-6%. Тем не менее экономический подъем вопреки дефляционному эффекту сокращения федеральных расходов стимулировал огромный бюджетный дефицит.
«Рейганомика» сделала свое дело, и к концу 1980-х—началу 1990-х гг. положение США в мировой экономике значительно укрепилось, чему в немалой степени способствовало и окончание вооруженного противостояния по линии Запад — Восток. Самая важная политическая победа президента Р. Рейгана, пожалуй, заключается в развале «империи зла» путем подрыва экономического потенциала социалистической системы в результате гонки вооружений, путем внедрения западной неолиберальной идеологии в странах Восточной Европы и СССР. США немедленно воспользовались ослаблением наиболее вероятного военного (и экономического!) противника, захватив теперь уже не только системное, но и глобальное лидерство на просторах мировой экономики. Снижение военных расходов в период потепления отношений между США и СССР опять-таки пошло на пользу Америке. Ассигнования военно-промышленному комплексу США сократились, а высвободившиеся средства были использованы для структурной перестройки экономики. США, в частности, неуклонно наращивают выпуск наукоемкой продукции.
Несмотря на массу прочих экономических и политических достижений, цель ликвидации дефицита федерального бюджета при Рейгане так и не была достигнута. Напротив, были поставлены рекорды по дефициту (в 1988 г. дефицит бюджета превысил $155 млрд.). Успехи «рейганомики» в виде снижения инфляции и безработицы имели слишком высокую цену в виде колоссального бюджетного дефицита, который повышал уровень государственного долга и угрожал потерей прежних внешнеэкономических позиций.
Сменивший Р. Рейгана президент Джордж Буш-ст., ранее бывший вице-президентом, продолжил курс своего предшественника. Тем не менее, действуя по наработанным неоконсервативным рецептам, республиканцы к началу 1990-х гг. зашли в тупик, их основные методы макроэкономической политики начали себя исчерпывать. Снижение налоговых ставок, конечно, было огромным преимуществом для бизнеса и физических лиц, но вместе с тем это ослабило «автономные» бюджетные стабилизаторы. Оказалось, что рынок достаточно сильно потеснил государство в экономике и неоконсервативная политика стала нуждаться в корректировке. На президентских выборах 1992 г. на фоне кризиса идей эпохи «рейганомики» победу одержал кандидат от демократической партии Уильям (Билл) Клинтон, предложивший новую экономическую программу.
Б. Клинтон скорректировал консервативную экономическую стратегию в либеральном направлении. В основе реформ, проведенных Клинтоном, лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение основ стабильного экономического роста. Бюджет федерального правительства приобрел при этом новое стабилизационное значение. Осуществлялась селективная поддержка сфер НИОКР, образования, социальной инфраструктуры. В центр экономической политики Клинтона была поставлена новая бюджетная стратегия. Дефицитный федеральный бюджет, доставшийся Клинтону в наследство от предшественников-республиканцев, предполагалось ликвидировать, накапливая при этом федеральный государственный долг.
Программа Клинтона в области экономики включала в себя такие составляющие как:
1. Повышение основных федеральных налогов. Администрация Клинтона считала, что при Рейгане и Буше-ст. налоговые ставки были неоправданно занижены, они даже оказались ниже оптимума, приносящего, по Лафферу, наибольшие поступления в государственный бюджет. Поэтому максимальная ставка индивидуального подоходного налога, который приносит наибольшие доходы правительству, была вопреки всем прежним неоконсервативным постулатам повышена с 31 до 36,9%. Предполагалось также увеличить налог на прибыль корпораций с 34 до 36%, что и было сделано позднее. Подобные меры помогли увеличить доходы федерального бюджета, не подрывая налоговую базу.
2. Сокращение федеральных расходов. Был введен режим экономии расходов правительства, сокращены государственный аппарат и непроизводственные расходы.
3. Сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики.
Демократы критиковали республиканцев за невнимание к социальным проблемам, они считали, что сокращать дефицита бюджета за счет уменьшения финансирования общественного сектора — это деструктивно. Клинтон предложил программу увеличения инвестиций в общественный сектор экономики. Стимулировались государственные и частные инвестиции в науку и технологии, образование и переподготовку трудовых ресурсов. Предполагалось, что улучшение общественной инфраструктуры поможет обеспечить дальнейший рост экономики.
Первоначально программа Клинтона сохранила неоконсервативные традиции республиканцев, но затем она стала приспосабливаться к новым реалиям, закладывая основы новой версии смешанной экономики с более активной ролью государства. С 1993 г. в США начался очередной циклический подъем, который доказал правильность макроэкономической стратегии Клинтона. Результатами изменений, внесенных в макроэкономическую модель развития США правительством Б. Клинтона, стали значительное улучшение ситуации в государственных финансах и переход к новой стадии развития — так называемой новой экономики.
Приняв от Дж. Буша-ст. рекордный дефицит государственного бюджета (в 1992 г. он достигал $290,4 млрд. ), уже в 1998 финансовом году Клинтон ликвидировал бюджетный дефицит, а к 1999 г. положительное сальдо достигло $80 млрд. Впервые в современной истории США приостановился рост государственного долга, снизился государственный спрос на кредит. Это отразилось на понижательной тенденции движения уровня процентных ставок, что стимулировало долговременные инвестиции частного сектора, продолжая экономический рост. Объяснение достигнутого на положительного сальдо бюджета очевидно: неоконсерваторы подготовили бизнесу благоприятную почву развития, в результате чего налоговая база стала неуклонно расти, а скорректированные Клинтоном налоговые ставки позволили выйти на оптимальный уровень налогообложения, дающий наибольшие поступления в федеральный бюджет. Кроме того, были урезаны непроизводственные расходы правительства.
Основной же заслугой Клинтона стала «золотая экономика» США, возникшая в период его президентства. США удается одновременно поддерживать высокие темпы экономического роста и занятости при низком уровне инфляции. Инфляция была снижена до 2-3% в год, безработица — до 4,5, а экономический рост в конце 1990-х гг. составлял около 4%. Всего было создано 12 млн. новых рабочих мест, индекс Доу-Джонса (фондовый индекс ведущих американских корпораций) перешагнул за отметку в 11 тыс. пунктов. Даже мировой валютно-финансо-вый кризис 1997-1998 гг. оказался не страшен для экономики. Напротив, США извлекли из этого кризиса немалую выгоду: курс доллара в результате бегства инвесторов от сомнительных валют на тот момент времени значительно укрепился. Одновременно США удалось взять под свой экономический и идеологический контроль страны, пострадавшие от кризиса.
Причины успеха «клинтономики» кроются, во-первых, в предприимчивости и работоспособности американцев, для которых правительство создало все условия развития бизнеса; во-вторых, в успешной макроэкономической политике Клинтона; а в третьих, в интеграционных процессах в Северо-Американском регионе, которые как раз стартовали при Клинтоне. Экономическое управление администрации Клинтона оздоровило экономику США. позволило преодолеть неразрешимые неоконсервативные препятствия на пути развития. Тем не менее не следует отрицать того, что основы «золотой экономики» были все-таки заложены президентами Рейганом и Бушем-ст. (сокращение налогов и дополнительные стимулы развития бизнесу), а Клинтон скорректировал в нужном направлении прежний неоконсервативный курс.
Важное значение для роста экономики CIJ1А в 1990-е гг. имел курс на интеграцию в мировую систему. К настоящему времени на внешнем рынке реализуется 11% ВВП страны и около трети всех производимых в США материальных ценностей. США являются ядром североамериканской интеграционной группировки — Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА), включающей также Канаду и Мексику. По экономическому потенциалу (объем ВВП трех стран, емкость рынка) НАФТА является более мощным рынком, чем рынок Европейского союза. Североамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде мексиканской И канадской производственных баз, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда.
Долговременный безынфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность — экономика США, которую уже окрестили как «новая экономика». Американская модель «новой экономики» характеризуется прежде всего такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и революция информационных технологий.
Глобализация бизнеса означает активную интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуется за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь, США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с экспортом и импортом было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта и импорта.
Сильные внешнеполитические позиции США. лидерство американской модели развития экономики определяют их лидерство в процессе глобализации. Современная экономическая философия глобальной экономики во многом формируется под воздействием американского либерализма — модели, которая оказалась наиболее конкурентоспособной в современном мире.
Революция информационных технологий служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. Только в одной Силиконовой долине — центре американских технологий (штат Калифорния) — каждую неделю образуется более десятка новых компаний. Это по-настоящему перевернуло американскую экономику. Если до недавнего времени экономику страны двигали вперед автомобилестроение и жилищное строительство, то сейчас драйвером служат информационные технологии, которые дают примерно треть всего экономического роста. В сфере информатики и технологий США не имеют себе равных.
Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к реструктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок. В свою очередь, информационные технологии оказывают влияние на целый комплекс отраслей экономики. С помощью информационных технологий можно повысить производительность труда и эффективность управления, снизить издержки, сократить оборудование, в котором теперь отпадает необходимость, можно расширить каналы сбыта, используя глобальные компьютерные сети. Особенность «новой экономики» заключается еще и в том, что современные технологии постоянно совершенствуются, не давая кривой жизненного цикла продукта опускаться вниз. Постоянно появляются модификации существующих продуктов или принципиально новые товары и услуги. Технологии также способствуют устойчивому развитию — развитию без ущерба для экологии.1
«Новая экономика» была бы немыслима и без гибкости рынка труда в США. Каждый американец в среднем меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США удивительно мобильна и может в одночасье переместиться, скажем, с Западного побережья страны на Восточное и нао<