Дуглас МакГрегор и его теории «X» и «Y»

Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал представления автократичного руководителя о работникам теорией «X», а представления демократичного руководителя о работниках – теорией «Y».

Согласно теории «X»:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

3. Больше всего люди хотят защищенности;

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление (как правило, угрожать). Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он или она получает название благосклонного автократа.

Согласно теории «Y»:

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.

Можно графически изобразить автократично-либеральный континуум стилей руководства: Автократичный – Демократичный – Либеральный.

Либеральный руководитель дает почти полную свободу подчиненным в определении своих целей и контроле за своей работой.

2. Теория “Z”

Описывает японскую модель управления, адаптируемую к западным предприятиям.

Z-организации характеризуются долгосрочным наймом и обширными инвестициями в подготовку персонала (обучение). Это обеспечивает развитие специфических для компании навыков и относительно медленным продвижением сотрудников. При принятии решений много внимания уделяется тому, является ли действие приемлемым с точки зрения культуры организации.

Недостатки:

Z-организации очень трудно поддаются изменениям, особенно если не изменять ее культуру. В них развивается потеря профессионализма и предвзятость при подборе кадров. При всех недостатках Z-организации находятся среди длительно преуспевающих фирм.

Общие выводы по этим теориям:

  1. Во многих ситуациях демократический и ориентированный на человека стиль не приводят к большой удовлетворенности.
  2. Если работники действуют на уровне низких потребностей, то демократический стиль может снизить удовлетворенность. В то же время известны случаи, когда такой стиль был успешным по отношению к малоквалифицированным рабочим.
  3. Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Обычно, но не всегда, это приводит к увеличению производительности.
  4. Если высокий моральный настрой и большая удовлетворенность не всегда повышают производительность.

Во всех исследованиях не выявлено постоянной зависимости между стилем руководства и эффективностью.

Ситуационный подход

Ситуационная модель Фидлера

На руководителя влияют:

  • Отношения между руководителем и членом коллектива. Имеется в виду: лояльность подчиненных, их доверие к руководителю, и привлекательность личности руководителя для исполнителя.
  • Структура задачи, т.е. ее привычность и четкость формулировки.
  • Должностные полномочия, т.е. объем законной власти руководителя и уровень поддержки, оказываемой руководителю формальной организации. Согласно теории стиль руководителя в целом остается постоянным. Т.к. руководитель не может приспособить свой стиль к ситуации, то необходимо этого руководителя помещать в такую ситуацию, которая подходит к стабильному его стилю.


Наши рекомендации