Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы»

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Требования к уровню подготовки:

Учащиеся 7 класса должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа. Литература 5-11 классы под ред. Коровиной В.Я., Коровина В.И., М.:Просвещение, 2009)

  1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011 г.

Список литературы

1. Н.В.Золотарёва, Н.В. Егорова, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс» - М: «ВАКО», 2009


№ урока Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы» - student2.ru Дата урока Тема урока, тип урока Код КЭС Элементы содержания Код КПУ Основные учебные действия (умения)и модели Домашнее задание
  Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Беседа         Прочитать предания
Устное народное творчество
  Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Рассказ учителя. Беседа 1.3 Фольклор. Жанры фольклора 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Записи в тетради учить, читать былину «Вольга и Микула Селянинович»
  Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. Рассказ учителя. Беседа 1.3 2.2 Фольклор. Жанры фольклора. Былина 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Знать определение былины, ответить на вопросы учебника. Читать былину «Садко»
  Урок внеклассного чтения 1. Киевский цикл былин. Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос 1.3 2.2 Фольклор. Жанры фольклора. Былина 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Составить словарик «Так говорили былинные герои». Выучить отрывок из былины
  Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Рассказ учителя. Беседа 1.3 Фольклор. Жанры фольклора 2.11 Уметь понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою Составить письменное толкование понравившейся пословицы
Древнерусская литература.
  Древнерусская литература. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Рассказ учителя. Беседа 3.2 Произведения ДРЛ 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Составить конспект, ответить на вопросы учебника
  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. Внимание к личности, гимн любви и верности 3.2 Произведения ДРЛ 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Составить план пересказа эпизодов «Повести…» (по группам)
  Урок развития речи 1. Подготовка к письменной работе на тему: Нравственные идеалы и заветы древней Руси. 3.1 Использовать знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; Читать оды Ломоносова. Инд.: подготовить сообщения о Ломоносове
Творчество М.В.Ломоносова
  М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды. Рассказ учителя. Практикум 1.4 4.1 Литературные роды и жанры. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…» 1.2 2.1 2.7 2.8 2.4 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; выявлять тему, идею, проблематику произведения Знать определение оды, составить словарь устаревших слов. Выучить отрывок
Творчество Г.Р.Державина
  Г. Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку...», «Признание”. Рассказ учителя. Беседа 4.3 Творчество Г.Р.Державина 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы, читать поэму «Полтава»
Творчество А.С.Пушкина
  А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отр). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Беседа 5.5 1.4 Творчество А.С. Пушкина. Литературные роды и жанры 1.3 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Знать биографию А.С.Пушкина
  А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. Рассказ учителя. Беседа 5.5 Творчество А.С. Пушкина 2.1 2.7 2.8 2.5 уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств Выучить отрывок из поэмы (по выбору). Читать «Песнь о вещем Олеге»
  А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов древней Руси. Практикум. Беседа 5.5 Творчество А.С. Пушкина 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы. Читать «Борис Годунов»
  Урок развития речи 2. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» 5.5 Творчество А.С. Пушкина 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Выполнить задания учебника. Читать повесть «Станционный смотритель»
  А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. Беседа 5.5 Творчество А.С. Пушкина 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы (инд.)
  Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. Практикум 1.4 Литературные роды и жанры 2.11 Понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою Читать «Песню про … купца Калашникова». Инд.: сообщение о Лермонтове
Творчество М.Ю.Лермонтова
  М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Рассказ учителя. Беседа. 1.3 Основные факты жизни и творческого пути М.Ю. Лермонтова 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Подготовиться к тесту, ответить на вопросы
  Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. Беседа. Практикум     2.1 2.5 уметь воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств Читать стихи Лермонтова
  М. Ю. Лермонтов. Проблема гармонии человека и природы.«Когда волнуется желтеющая нива…». Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. Практикум 1.7 Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства 2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Выучить любое стихотворение по выбору. Подготовиться к контрольной работе
  Урок контроля 1. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Прочитать повесть Гоголя «Тарас Бульба»
Творчество Н.В.Гоголя
  Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Рассказ учителя. Беседа 1.3 Основные факты жизни и творческого пути Н.В.Гоголя 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Подготовиться к беседе по вопросам. Инд. задания (по эпизодам)
  Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. Практикум 1.6 Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой 1.2 2.4 2.6 Знать содержание изученных произведений. Уметь выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; Выучить наизусть речь о товариществе
  Урок развития речи 3. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)» 3.1 Использовать знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; Написать сочинение. Читать цикл «Записки охотника»
Творчество И.С.Тургенева
  И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос. «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. Рассказ учителя. Беседа 6.2 Творчество И.С.Тургенева 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Урок развития речи 4. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе 1.4 Литературные роды и жанры 2.10 Строить письменные высказывания в связи с изученным произведением Выучить наиз. «Русский язык»
Творчество Н.А.Некрасова
  Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Рассказ учителя. Беседа. Практикум 6.5 Творчество Н.А.Некрасова 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Урок внеклассного чтения 2. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Выучить отрывок по выбору
Творчество А.К.Толстого
  Урок внеклассного чтения 3. А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанове» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья 1.4 Литературные роды и жанры 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Знать определение баллады, ответить на вопросы. Читать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
  М. Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственноё превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Рассказ учителя. Беседа 6.6 Творчество М.Е. С-Щедрина 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Составить цитатный план сказки. Прочитать сказку «Дикий помещик»
  Урок развития речи 5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Написать характеристику одного из героев сказки от лица другого
  Урок контроля 2. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина» Читать главы из повести Толстого «Детство». Инд.: сообщение о Л.Толстом
Творчество Л.Н.Толстого
  Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». (Главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Рассказ учителя. Беседа 6.8 Творчество Л.Н.Толстого 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Выполнить задания в учебнике
  Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир     1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы. Читать рассказ Бунина «Цифры»
Творчество И.А.Бунина
  И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Рассказ учителя. беседа 7.1 Творчество Бунина 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Урок развития речи 6. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «3олотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И.А. Бунина» 1.2 2.1 2.7 2.8 2.10 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному. Строить письменные высказывания в связи с изученным произведением Написать сочинение. Читать рассказ Чехова «Хамелеон»
Творчество А.П.Чехова
  А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Рассказ учителя. Беседа. 6.10 Творчество А.П.Чехова 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы и выполнить задания в учебнике
  Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Практикум Прочитать рассказ «Злоумышленник»
  Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» Прочитать рассказы «Тоска», «Размазня», ответить на вопросы
  Урок внеклассного чтения 4. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Написать небольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»
  Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...«, «Благовест». И. А. Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии ХIХ века 1.7 Язык художественного произведения. Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении 2.5 Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;   Выучить стихотворение по выбору. Прочитать повесть М.Горького «Детство»
Творчество М.Горького
  М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни», дед Каширин. Изображение быта и характеров. Рассказ учителя     1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Подготовить художественный пересказ сцен (по вариантам)
  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Беседа     2.6 2.7 Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию Ответить на вопросы
  Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя. Практикум     2.1 Уметь воспринимать и анализировать художественный текст Прочитать «Легенду о Данко»
  Урок внеклассного чтения 5. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы. Подготовить иллюстрацию к «Легенде»
Творчество В.В.Маяковского
  В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Беседа 7.3 1.8 Творчество В.В.Маяковского Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Прочитать «Хорошее отношение к лошадям», подготовиться к беседе
  Урок внеклассного чтения 6. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Стихотворение по выбору выучить. Прочитать рассказ «Кусака»
Творчество Л.Н.Андреева
  Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения     1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы. Написать рассказ о любом животном. Читать рассказ «Юшка»
Творчество А.П.Платонова
  А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку     1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Подготовить пересказ эпизодов (по выбору). Читать рассказ «В прекрасном и яростном мире»
  Урок внеклассного чтения 7. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова 1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Урок развития речи 7. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века) 3.1 Использовать знания и умения для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; Написать сочинение
Творчество Б.Л.Пастернака
  Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов «Июль», «Никого не будет в доме...». Рассказ учителя. Беседа     2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Проанализировать стихотворение (по выбору)
  Урок контроля 3. Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения
Литература второй половины 20 века. Проза и поэзия.
  Урок внеклассного чтения 8. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. 2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади». Рассказ учителя. Беседа     1.2 2.1 2.7 2.8 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Написать мини-сочинение «о чём плачут лошади». Прочитать рассказ «Кукла»
  Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. Рассказ учителя.. Практикум     1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Выполнить задания из учебника. Прочитать рассказ «Тихое утро»
  Урок внеклассного чтения 9. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Рассказ учителя. Беседа 1.2 2.1 2.7 2.8 2.6 Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; Уметь сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев Ответить на вопросы
  Урок внеклассного чтения 10. Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами 2.5 Характеризовать роль изобразительно-выразительных средств Выполнить анализ стихотворения
  А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике Твардовского. «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Развитие понятия о лирическом герое. Рассказ учителя. Беседа 7.6 Творчество А.Т.Твардовского 2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Выучить стихотворение по выбору
  Урок внеклассного чтения 11. Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. 2.8 Уметь выражать своё отношение к прочитанному Законспектировать статью «Земля родная». Прочитать рассказы М.Зощенко
  М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Рассказ учителя. Беседа     2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Урок внеклассного чтения 12. Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности 7.10 Поэзия второй половины 20 века 2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Инд.зад
Из литературы народов России.
  Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта. Рассказ учителя. Беседа     2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
Зарубежная литература.
  Р. Бернс. Слово о поэте. Представления поэта о справедливости и честности. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Рассказ учителя. Беседа     2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. Рассказ учителя. Беседа. Практикум     2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Инд.зад
  Японские хокку (хайку). Особенности жанра. Рассказ учителя. Беседа     2.1 2.7 2.8   уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Прочитать «Дары волхвов»
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.
  О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Рассказ учителя. Беседа     1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Прочитать рассказ «Каникулы»
  Урок внеклассного чтения 13. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра 1.2 2.1 2.7 2.8   Знать содержание изученных произведений; уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному Ответить на вопросы
  Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето         Задания для летнего чтения

Наши рекомендации