Дуглас МакГрегор и его теории «X» и «Y»
Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал представления автократичного руководителя о работникам теорией «X», а представления демократичного руководителя о работниках – теорией «Y».
Согласно теории «X»:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
3. Больше всего люди хотят защищенности;
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление (как правило, угрожать). Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он или она получает название благосклонного автократа.
Согласно теории «Y»:
1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.
Можно графически изобразить автократично-либеральный континуум стилей руководства: Автократичный – Демократичный – Либеральный.
Либеральный руководитель дает почти полную свободу подчиненным в определении своих целей и контроле за своей работой.
2. Теория “Z”
Описывает японскую модель управления, адаптируемую к западным предприятиям.
Z-организации характеризуются долгосрочным наймом и обширными инвестициями в подготовку персонала (обучение). Это обеспечивает развитие специфических для компании навыков и относительно медленным продвижением сотрудников. При принятии решений много внимания уделяется тому, является ли действие приемлемым с точки зрения культуры организации.
Недостатки:
Z-организации очень трудно поддаются изменениям, особенно если не изменять ее культуру. В них развивается потеря профессионализма и предвзятость при подборе кадров. При всех недостатках Z-организации находятся среди длительно преуспевающих фирм.
Общие выводы по этим теориям:
- Во многих ситуациях демократический и ориентированный на человека стиль не приводят к большой удовлетворенности.
- Если работники действуют на уровне низких потребностей, то демократический стиль может снизить удовлетворенность. В то же время известны случаи, когда такой стиль был успешным по отношению к малоквалифицированным рабочим.
- Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Обычно, но не всегда, это приводит к увеличению производительности.
- Если высокий моральный настрой и большая удовлетворенность не всегда повышают производительность.
Во всех исследованиях не выявлено постоянной зависимости между стилем руководства и эффективностью.
Ситуационный подход
Ситуационная модель Фидлера
На руководителя влияют:
- Отношения между руководителем и членом коллектива. Имеется в виду: лояльность подчиненных, их доверие к руководителю, и привлекательность личности руководителя для исполнителя.
- Структура задачи, т.е. ее привычность и четкость формулировки.
- Должностные полномочия, т.е. объем законной власти руководителя и уровень поддержки, оказываемой руководителю формальной организации. Согласно теории стиль руководителя в целом остается постоянным. Т.к. руководитель не может приспособить свой стиль к ситуации, то необходимо этого руководителя помещать в такую ситуацию, которая подходит к стабильному его стилю.