Проект «Роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольника»
Актуальность:
В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Причины:
*Дети поступили в дошкольное учреждение из семей, различных по социальному статусу, нравственным идеалам.
*Не владение родителями и детьми нравственными ценностями, такими, как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание и т. д.
Ситуация минус:
1. Дети не умеют слушать друг друга, не умеют чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение.
2. Дети не знают нравственных норм и правил, поэтому не способны чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к близким людям.
3. Нет достаточно тесного контакта между детьми и родителями.
Ситуация плюс:
1. Родители желают активно участвовать в жизни детского
сада, группы.
2. Дети любознательны, активны. С интересом слушают сказки, сопереживают героям произведений.
Цель проекта:
*Способствовать развитию духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей.
*Сплотить детский коллектив и коллектив родителей. Способствовать установлению взаимопонимания между детьми и родителями.
Задачи проекта:
1. Сформировать и закрепить знания детей об основных духовно-нравственных понятиях. (доброе слово, добрые дела, семейные традиции и т. д.) .
2. Развить систему духовно-нравственных ценностей личности ребенка через устное народное творчество.
3. Сформировать эмоционально-образное восприятие ближней и дальней среды развития (Почему мир называется добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы) .
4. Сформировать личностное отношение к окружающему миру (Кого можно назвать верным другом? Какие добрые слова помогают в жизни) .
Тип проекта:
• По характеру: педагогический.
• По количеству: коллективный
• По длительности: продолжительный
Предполагаемый результат :
средняя группа:
С детьми и с родителями:
1. Подвести детей и их родителей к пониманию ценности доброго слова в жизни человека. Научить детей умению слушать доброе слово и вовремя его произносить.
2. Посредством знакомства с русскими народными сказками донести до восприятия ребенка то, что:
-Жизнь – великий дар, особая ценность.
- Мир полон чудес. Разглядеть их, познать, приобщиться к ним – наша задача.
- Каким образом я смогу сделать мир чище светлее и добрее.
3. Через понимание и восприятие ребенком образов доброй и ласковой мамы, теплого солнышка помочь родителям сохранить у детей солнечное и доброе восприятие мира (характерное для раннего детства) на всю жизнь.
4. Помочь родителям открыть ребенку то чудо, которое несет в себе добрая книга. Способствовать возрождению в семьях традиции читать вслух любимые книги, размышлять о прочитанном, собирать домашнюю библиотеку.
5. Создать доверительные, добрые отношения между родителями и детьми. Развить у дошкольников способность следовать нравственным нормам и правилам.
С педагогами:
1. Профессиональный рост педагогов, участвующих в реализации проекта, активизация их мыслительной творческой деятельности.
2. Заинтересованность педагогов и родителей в объединении усилий по духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Интеграция дошкольного образовательного учреждения и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Мероприятия
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы.
- Уведомление родителей о теме проекта.
- Разработка идей по содержанию проекта.
- Анкетирование для родителей.
- Проведение диагностики дошкольников.
- Оформление фотогалереи «Ребенок мой родной».
Сроки проведения: сентябрь-начало октября.
Ответственный: воспитатель группы,
.
Основной этап. План реализации.
Игровая деятельность:
-Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Праздники в семье», «Вечер в семье», «День рождения дочки», «Именины».
-Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» («Золотое яичко», «Колобок».
Ответственный: воспитатель группы.
Социальное развитие:
-Игровые приемы с детьми по типу: «Придумай продолжение к сказке… », «Что бы случилось с героями сказки, если бы… »
-Психологический тест для детей «Моя семья» (предложить ребенку нарисовать свою семью) .
-Тест для детей с использованием пиктограммы лица. (Задание:
покажи с помощью пиктограммы «Какое у тебя бывает лицо, когда ты смотришь на свою маму? », «Какое у мамы бывает лицо, когда она смотрит на тебя? ».)
-Совместное оформление (родителями и детьми) страниц альбома «Мои истоки» на темы:
- «Моя семья»; - «Любимое имя»(родители со слов детей записывают ласковые имена своего ребенка, которыми они его называют) ; - «Доброе слово»(родители записывают добрые слова, которые знает их ребенок) ; - «Ласковая песня»(любимая колыбельная песня ребенка, которую поет ему мама) ; - «Солнышко для мамы»(ребенок рисует солнышко, на лучиках- мама записывает как ребенок ласково ее называет) .
Ответственный: воспитатель группы,
родители детей.
Речь и речевое общение:
-Беседы с детьми на темы «Моя любимая семья», «Выходной день в моей семье», «Лето на даче», «Мои любимые питомцы»,
«Наше путешествие», «Как я помогаю дома старшим».
-Активные занятия с участием родителей на темы:
«Добрые слова», «Имя моего ребенка», «Любимый образ», «Колыбельная песня», «Праздничная песня. Рождество», «Добрый мир», «Любимая книга».
Ответственный: воспитатель группы.
Здоровье и физическое развитие:
-Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Ответственный: физкультурный работник.
-Составление режима дня для каждой семьи.
Ответственный: медсестра.
-Межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья! ».
Ответственный: физкультурный работник,
воспитатель группы.
-Презентация «Любимое сладкое блюдо моей семьи».
Ответственный: воспитатель группы,
родители.
-На основе презентации составление книги «Семейные рецепты»
Ответственный: родители.
Познавательное развитие:
Природа:
-Составление альбома «Домашние любимцы ребят нашей группы»
Ответственный: воспитатель.
-Организация осенней выставки «Что растет у нас на даче».
-Организация выставки поделок «Чудеса осени» (из овощей и из природного материала) .
Ответственный: воспитатель, родители.
Конструирование:
-Семейные постройки на тему «Дом моей мечты», «Любимая дача».
Ответственный: воспитатель, родители.
Дидактические игры (на классификацию) :
-«Выбери мебель, которая имеется в вашем доме», «Выбери посуду, которой пользуется ваша семья во время обеда», «Выбери посуду, необходимую для приготовления пищи», «Выбери продукты питания, которые вы с мамой покупаете в магазине».
Ответственный: воспитатель.
Эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:
-Рисование на темы: «Мой дом», «Обои для моей любимой комнаты».
-Лепка на темы: «Моя семья», «Мое любимое животное»
Ответственный: воспитатель.
Художественная литература:
Сентябрь:
-Знакомство с пословицами о добрых словах.
-Чтение русской народной сказки: «Кот, петух и лиса»
-Чтение и заучивание потешек.
Октябрь:
-Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке, объяснение содержания иллюстраций.
-Чтение стихотворных текстов: «Белая березка», «Доброе утро» (Э. Костина, «С добрым утром» (А. Яшин) .
Ноябрь:
-Заучивание любимых колыбельных песенок.
-Чтение колыбельных песенок (А. Майков).
-Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.
Декабрь:
-Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса», рассматривание иллюстраций.
-Чтение рассказа «Елка»(К. Лукашевич) .
Январь:
-Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
-Знакомство с пословицами о добрых людях.
-Чтение русской народной сказки «Курочка ряба»( «Золотое яичко») -Чтение стихотворного текста: «Праздник»(И. Рутенин)
Февраль:
-Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций.
-Чтение стихотворения «Мама».
Март:
-Чтение потешек о солнышке.
-Чтение закличек о солнышке.
-Чтение стихотворения «Солнечный зайчик»(А. Бродский) .
-Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», рассматривание иллюстраций.
Апрель:
-Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка»
-Чтение стихотворения «Наш дом»(Е. Королева)
-Чтение рассказа «Самый лучший в мире дом»(Э. Михаленко) .
-Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций. Игра-драматизация по сказке.
-Чтение рассказа «Самый вкусный пирожок»(Л. Нечаев) .
Май:
-Знакомство с пословицами о доброй книге.
-Чтение и заучивание потешек о домашних животных.
-Чтение стихотворных текстов: «Доброе лето»(Н. Полякова, «Хлопотливая птичка»(А. Плещеев, «Мальчик и рыбки»(Я. Егоров,
«Доброта»(И. Брусова) .
-Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца» и рассматривание иллюстраций.
-Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций.
-Литературная викторина по русским народным сказкам.
Ответственный: воспитатель группы.
Музыка:
Сентябрь:
-Хороводная песня «Ай-да береза».
Октябрь:
-Хороводная песня «Заинька».
-Хороводные игры: «Ходит Ваня», «Именины».
Ноябрь:
-Хороводная песня «Кто у нас хороший».
Декабрь:
-Праздничная песня «Рождество».
Январь:
-Хороводная «Песенка про солнышко».
Февраль:
-Хороводная игра «Вышла курочка гулять».
Март:
-Песенка для мамы. (разучивание) .
-Хороводная игра «Помощники».
Апрель:
-Слушание песни «Выглянуло солнышко».
-Разучивание песни «Есть у солнышка дружок».
-Хороводная игра «Солнышкино платьице».
Май:
-Хороводная игра «На лугу».
-Хороводная игра «Репка».
Ответственный :музыкальный руководитель,
воспитатель групп
.
Анкета для родителей
1. Чем больше всего вы любите заниматься в свободное время?
2. Есть ли у вас с детьми общие занятия, увлечения?
3. Какие традиции были в семье ваших родителей?
4. Бываете ли вы с детьми на выставках, концертах, в театрах?
5. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи, прочитанные книги?
6. Как вы проводите досуг в семье?
7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
8. Как в семье готовятся к детским праздникам?
9. Обсуждаете ли вы с детьми поступки героев книг, мультфильмов?
10. Умеет ли ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников?
11. Есть ли у вашего ребенка обязательные трудовые поручения дома?
12. Помогает ли он вам?
13. Есть ли у вас дома животные, растения?
14. Замечает ли ваш ребенок затруднения окружающих в чем-либо, стремится ли помочь?
15. Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками на ваш взгляд?
Критерии к диагностической карте для детей младшей группы по устному народному творчеству
Высокий уровень:
1. Знают потешки, прибаутки. Иногда используют их в речи.
2. Знают некоторые народные приметы.
3. Знают былинных и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Дети различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждения на данную тему.
5. Принимают участие в русских народных праздниках. Знают названия некоторых праздников и знают в какое время года они бывают.
6. Знают некоторые хороводные игры.
7. Знакомы с дымковскими народными игрушками, выделяют их из других игрушек.
8. Знают названия и назначение некоторых предметов русского народного быта.
9. Дети знают вежливые слова и используют их в разговорной речи.
Средний уровень:
1. Знают несколько потешек, прибауток.
2. Знают сказочных героев и умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
3. Дети различают поступки героев сказок (добрые и плохие) .
4. Принимают пассивное участие в русских народных праздниках.
5. Знакомы с дымковскими народными игрушками.
6. Знают название некоторых предметов русского народного быта.
7. Дети знают вежливые слова.
Низкий уровень:
1. Знают 1 потешку или не знают вообще.
2. Знают 1 – 2 сказочных героев.
3. Принимают пассивное участие в русских народных праздниках.
4. Знают название 1 – 2 предметов русского народного быта.
5. Дети знают 1-2 вежливых слова.
Приложение №2
Перспективно - тематическое планирование содержания организованной деятельности детей по освоению образовательных областей.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). В физическом развитии детей, равно как и при реализации других образовательных областей.
Задачи:
· Содействовать полноценному физическому развитию детей.
· Обеспечить безопасность жизнедеятельности детей.
· Продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной двигательной активности.
· Обогащать двигательный опыт детей за счет общеразвивающих и спортивных упражнений.
· Совершенствовать физические качества.
· Приобщать детей к ценностям физической культуры:
-охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- содействовать полноценному физическому развитию;
- обеспечивать безопасность жизнедеятельности;
- укреплять здоровье детей: широко использовать спортивные игры и упражнения, корригирующие упражнения, элементы ЛФК для профилактики нарушений осанки, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия; следить за поддержанием правильной осанки во время разных видов деятельности; укреплять организм, используя естественные природные закаливающие факторы (солнечный свет, воздух, вода); избегать перегрузки организованными занятиями; обеспечивать рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, дневной сон, достаточное пребывание на свежем воздухе; формировать сознательное
- поощрять двигательную активность ребёнка и создавать условия для её развития путём развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребёнка в движении в течение дня;