Основы организационного поведения
Понятие об организации. Организационная структура. Признаки организаций: наличие целей; организационная культура; организационная структура; постоянное взаимодействие с внешней средой; использование ресурсов; границы существования.
Классификация организаций в зависимости от способа социальной организации, формы собственности, отношения к прибыли, характера потребностей клиентов и пр.
Основные категории организационного поведения. Факторы, влияющие на организационное поведение (макро- и микроэкономические факторы, факторы социально-культурной и правовой среды). Жизненные циклы организации и их значение для организационного поведения. Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.
Типология организационной культуры. Морально-этические нормы организационного поведения. Духовно-нравственные основы формирования корпоративной культуры организации.
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Социально-психологические аспекты работы в группе
Определение основных понятий. Группа, виды групп. Мотивы вступления в группу. Характеристика внешней и внутренней среды группы и их влияние на организационное поведение. Этапы группового развития. Феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, групповая поляризация, деиндивидуализация, огруппление мышления, влияние меньшинства. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе.
Соотношение понятий «группа», «коллектив», «команда». Соотношение понятий «толпа» - «масса» - «публика». Факторы, влияющие на групповую сплоченность. Управление групповой эффективностью. Межгрупповое взаимодействие.
Личность, её социальная роль и развитие в организации
Соотношение понятий «человек» - «индивид» - «личность» - «индивидуальность». Типы личности и их отношение к профессиональной деятельности. Личностный, профессиональный, нравственный потенциал человека. Социально-психологические феномены поведения личности в группе. Установки и притязания личности. Роли и статусы личности в организации. Социализация и профессиональная адаптация личности в организации.
Целеполагание, мотивация и индивидуальная эффективность личности в организации. Взаимосвязь мотивации и стимулирования с результатами труда, оценкой и вознаграждением.
Кадровая политика в организации. Профессиональный отбор и расстановка кадров в организации. Работа с «трудным руководителем» и «трудным подчинённым».
Роль поисковой активности в оптимизации профессиональной деятельности личности. Персональное развитие в организации. Управление деловой карьерой.
Лидерство
Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель». Особенности лидерства и лидера как члена группы.
Критерии эффективности управления в организации. Особенности поведения успешного руководителя. Управленческий потенциал руководителя и его составляющие: интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность, конфликтность и пр. Трансформирующее лидерство. Изменения в организации и управление нововведениями.
Источники и типы власти. Характеристика стилей руководства: либеральный, авторитарный, демократический. Регулирование деятельности и взаимоотношений подчиненных.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Виды коммуникации в организации
Векторы каналов коммуникации и направленность общения в организации. Невербальные и вербальные средства общения. Межличностное и опосредованное, формальное и неформальное общение.
Организация конструктивного взаимодействия
С партнерами коммуникации
Базовые предположения современной практической психологии и их использование для организации эффективного взаимодействия.
Получение психодиагностической информации о партнерах коммуникации. Репрезентативные системы, их языковые, невербальные и бытовые проявления.
Зависимость успешности делового общения от умения слушать. Стили слушания. Совершенствование речевых высказываний. Приёмы, стимулирующие обсуждение.
Толерантность. Границы толерантности в деловом общении. Психологические уловки в общении и их нейтрализация.
Конфликты в организации
Закономерности возникновения и разгорания конфликтов, управление поведением в конфликтных ситуациях. Правила бесконфликтного общения. Управление организационным поведением в кризисных ситуациях.