Распределение времени по темам

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Учебная программа

и методические материалы

по специальности 080507 65 Менеджмент в организации

Королев, 2010

Бузмакова Т.И. Организационное поведение: Учебная программа. – Королев: КИУЭС, 2010 – 32 с.

Рецензент: к.и.н., доцент Афонин И.Д.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ, и Учебным планом КИУЭС по специальности 080507 65 Менеджмент в организации.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим

советом КИУЭС

Протокол №

от _________ 2010 г.

Программа обсуждена

и одобрена на заседании

кафедры гуманитарных

и социальных дисциплин

Протокол № __

от ____________ 2010 г.



Зав. кафедрой гуманитарных

и социальных дисциплин

к.и.н., профессор. В.А.Смирнов



Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки студентов по специальности Этот курс изучается в объеме 68 часов аудиторных занятий (лекции, семинарско-практические занятия, тренинги и практические работы).

Современные условия, вызывая более высокую напряженность труда, предъявляют широкие требования к молодым специалистам – выпускникам вузов: умение ценить время, необходи­мость владеть комплексом организационных и психоло­гических качеств, привносить элемент творчества в ра­боту и многое другое.

При всём внешнем различии между организациями, у каждой из них есть общие базовые признаки.

· Во-первых, организация – это некая социальная группа, выделяющаяся из общества. Это выделение в большинстве случаев определяется содержанием её основной деятельности.

· Во-вторых, существование каждой организации направлено на достижение конкретных целей.

· В-третьих, организация может успешно работать и достигать поставленных целей, если она каким-либо образом структурирована, а деятельность людей в ней упорядочена.

Важно понимать, что большинство организаций могут испытывать те или иные проблемы с технологией, сбытом, снабжением, финансами и пр.. Однако все эти трудности, в абсолютном большинстве случаев, являются отражением недостатков или провалов, связанных с особенностями деятельности и поведения работников (не знали, не захотели, не сумели, не сделали…), что в свою очередь обуславливается просчётами в управлении, неспособностью руководства организации обеспечить эффективную работу персонала.

В настоящее время теория и практика современного менеджмента уделяет всё большее внимание проблемам «человеческих ресурсов», влиянию человека на процесс управленческой и организационной деятельности, поэтому введение в учебные планы предмета «Организационное поведение» представляется оправданным и целесообразным. Такое название снимает проблему «ведомственности» данной дисциплины, подчёркивает возможность комплексного подхода к анализу всех проблем, помогающих описать и понять причины поведения и деятельности человека в организации.

В этой связи предмет «Организационное поведение» (по С.И.Ожегову: организационное – упорядочивающее, объединяющее, подготавливающее к осуществлению чего-либо; поведение – образ жизни и действий) приобретает особую значимость.

«Организационное поведение» интегрируетсоответствующие области общей, экспериментальной психологии, социальной психологии социологии, политологии, антропологии. Одновременно оно использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий.

Цели дисциплины можно сформулировать следующим образом:

· систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

· анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) в определённых условиях производственной среды;

· прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

· формирование комплекса практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения результативности деятельности организации.

Настоящая программа составлена таким образом, чтобы в ходе изучения предмета обеспечить решение ряда актуальных задач:

· Повышение уровня функционально связанных действий и коллектив­ных усилий членов групп обусловливает необходимость развития способности будущего руководителя к сис­тематическому анализу внешних объективных условий и факторов функционирования сформировавшихся групп, дос­тупныхнаблюдению в них процессов и явлений.

· Анализ методов ведения бесед помогает разрешению проблем деятельности и управления. Поэтому будущие руководители должны изучать и анализировать технические приемы прове­дения бесед с целью дальнейшего их совершенствования. При этом необходи­мо научиться объективно оценивать свое уме­ние внимательно слушать собеседника, творчески обду­мывать конкретные мероприятия и четко выражать свои мысли. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения де­ловых бесед необходимы для решения задач, связанных с управлением, органи­зацией дружного коллектива и его слаженной работы.

· Для развития умения руководить и подчиняться, обучающимся необходимо выработать систему логических приемов и методических правил, освоить от­сутствовавшие ранее формы поведения, адекватные опре­деленным условиям обстановки, применять их в процессе своей деятельности на основе саморазвития и творческого подхо­да.

· Здоровье – также важ­ный фактор экономического развития, ибо оно определяет не только продолжительность жизни человека, но и его трудоспособность. Поэтому чем выше уровень здоровья населения, тем выше потенциал трудовых ресурсов. При прочих равных условиях от здоровья зависит интенсив­ность труда и, следовательно, объем работы, который может быть выполнен. В этой связи руководитель должен овладеть ортобиотическими٭ умениями и навыками.

________________

٭Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья.

«Организационное поведение» – часть управленческой подготовки специалиста. При этом следует помнить, что ситуации, с которыми сталкиваются менеджеры в своей повседневной работе, часто неповторимы и уникальны. Поэтому специалист, изучая вопросы управления, должен не просто получить готовые рецепты на все случаи жизни, а на основе знания общих законов поведения человека в организации, овладеть умением самостоятельно анализировать возникающие проблемы, находить пути и методы их адекватного урегулирования.

Решение этих задач, в конечном итоге, направлено на достижение высокого уровня ка­чественных параметров будущей деятельности подготавливаемых специалистов.

Программа дисциплины содержит четыре раздела, разбитых на подразделы, которые включают перечень основных тем, раскрывающих ее содержание. Вопросы последовательно освещаются в лекционном курсе, рассматриваются в ходе семинарских, практических и тренинговых занятий, а также изучаются студентами самостоятельно. Также в программу включены следующие методические материалы: вопросы для зачета; темы рефератов; план семинарско-практических занятий и работ; рекомендации по изучению дисциплины; список рекомендуемой литературы. Это позволяет студенту в процессе обучения, а преподавателю во время контрольных мероприятий определить степень усвоения отдельных тем дисциплины.

Раздел 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

· о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения;

· о взаимосвязях дисциплины «Организационное поведение» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

· о моделях поведении людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

· о соотношении зависимости поведения людей от особенностей психики и социальной среды.

Студент должен знать:

· основы организационного поведения;

· классификацию, признаки, функции, элементы организаций;

· нормы и принципы поведения в организации;

· основные методы описания поведения работников, групп;

· об источниках повышения эффективности деятельности организации;

· основные черты и характеристики успешного руководителя;

· особенности взаимоотношений руководителя и подчиненного, служащего и посетителя;

· современные требования к организационному поведению в международном бизнесе;

· основы ортобиоза и психогигиены.

Студент должен уметь:

· анализировать причины и поступки (индивидуальные и групповые) людей в определенных условиях;

· реализовывать в практической деятельности принципы сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов;

· корректировать свое поведение для эффективной адаптации в новой среде;

· владеть коммуникативными навыками;

· соблюдать субординацию;

· определять форму взаимодействия в служебных ситуациях на основе понимания природы психики, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

· использовать знания о национальных особенностях управления и делового общения в практической деятельности;

· применять приемы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.

Раздел 3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Таблица 1

Вид занятия Количество часов
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
  Лекции    
  Практические занятия (Пз)٭    
  Практические работы (Пр)٭٭    
  Семинары (С)    
  Тренинги (Т)    
Самостоятельная работа    
   
  Вид итогового контроля     Зачёт (6 семестр)  

٭ – деловые игры, дискуссии, презентации, тестирование, выполнение самостоятельных работ и т.п.

٭٭– работы, предусматривающие оформление письменных отчётов.

Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Лидерство

Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель». Особенности лидерства и лидера как члена группы.

Критерии эффективности управления в организации. Особенности поведения успешного руководителя. Управленческий потенциал руководителя и его составляющие: интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность, конфликтность и пр. Трансформирующее лидерство. Изменения в организации и управление нововведениями.

Источники и типы власти. Характеристика стилей руководства: либеральный, авторитарный, демократический. Регулирование деятельности и взаимоотношений подчиненных.

С партнерами коммуникации

Базовые предположения современной практической психологии и их использование для организации эффективного взаимодействия.

Получение психодиагностической информации о партнерах коммуникации. Репрезентативные системы, их языковые, невербальные и бытовые проявления.

Зависимость успешности делового общения от умения слушать. Стили слушания. Совершенствование речевых высказываний. Приёмы, стимулирующие обсуждение.

Толерантность. Границы толерантности в деловом общении. Психологические уловки в общении и их нейтрализация.

Конфликты в организации

Закономерности возникновения и разгорания конфликтов, управление поведением в конфликтных ситуациях. Правила бесконфликтного общения. Управление организационным поведением в кризисных ситуациях.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОРТОБИОТИКА

Понятие, задачи и основные категории ортобиоза. Работоспособность человека и факторы её определяющие. Профессиональная дезадаптация и её преодоление. «Работоголизм» и его последствия. Синдром профессионального выгорания. Стресс и стрессовые ситуации. Прогнозирование и диагностика факторов стресса в организации. Стратегии управления стрессами в организации. Офисные заболевания. Основы психогигиены.


Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Приступая к изучению данного предмета, необходимо помнить о его синтетической междисциплинарной природе. Есть два равноценных подхода к организационному поведению. С одной стороны, категория «поведение» – это объект академической и прикладной психологии; с другой – исходной категорией является «организация» как объект управленческой науки.

Общим в двух подходах является то, что эти два вектора имеют одно направление – эффективность организации. А их ценность зависит от того, насколько корректно и полно в одном случае учитываются обстоятельства организации, а в другом – сущность и особенности человеческого поведения вообще.

Главное внимание при изучении дисциплины необходимо сосредоточить на теориях организации коммуникативных процессов; мотивации деятельности; управления групповой эффективностью; лидерства; развития личности в организации и её социальных ролей; управления организационным поведением в кризисных ситуациях; социально-профессиональной адаптации личности в организации; социально-психологических аспектах работы в группе.

Отталкиваясь от «классической» и современной проблематики дисциплины, необходимо учитывать, что в России много уникальных особенностей в историческом и геополитическом плане, и мы пока ещё недостаточно интегрированы в мировое культурно-экономическое пространство, поэтому нельзя искусственно «прививать» зарубежный опыт на нашу действительность. И здесь будет целесообразным изучение отечественных разработок, которые уже небезуспешно внедряются в классический опыт мировой науки.

Необходимо осваивать методы диагностики партнёров коммуникации, прогнозирования поведения людей в организации; изучать и применять на практике техники аналитического и эмпирического исследования механизмов управления поведением подчинённых и своим собственным; развивать психологическую культуру, целостное и, вместе с тем, многоаспектное организационное мышление.

Основными видами учебной деятельности здесь являются: лекции, семинары, практические занятия, практические работы и самостоятельные занятия, которые должны носить проблемно-деятельностный характер.

Самостоятельная работа должна быть направлена на углубленное изучение первоисточников по организационному поведению, литературы социально-психоло­гической области знаний, конфликтологии, педагогики и других смежных областей. Необходимо уделять внимание практическому применению полученных теоретических знаний, изучению реальных ситуаций и проблем организационного поведения.

Раздел 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Охарактеризуйте основные признаки организаций: наличие целей; организационная культура; организационная структура; постоянное взаимодействие с внешней средой; использование ресурсов, границы существования.

2. Классифицируйте организации в зависимости от способа социальной организации, формы собственности, отношения к прибыли, характера потребностей клиентов.

3. Укажите факторы, влияющие на организационное поведение.

4. Назовите основные принципы формирования корпоративной культуры.

5. Дайте определение группе, назовите типы групп.

6. Охарактеризуйте следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, групповая поляризация, деиндивидуализация, огруппление мышления.

7. В чем преимущества и недостатки работы в группе?

8. Какие факторы, влияют на групповую сплоченность?

9. Объясните понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

10. Охарактеризуйте понятия «мотивация» и «стимулирование деятельности».

11. Охарактеризуйте основные формы психологического воздействия групповых структур на личность:заражение, подражание, внушение, убеждение.

12. Дайте характеристику следующим социально-психологическим феноменам поведения личности в группе: установки личности; конформизм; негативизм; ригидность; коллективизм; фрустрация.

13. Охарактеризуйте критерии адаптации индивида в группе.

14. Какие источники и типы власти вы знаете?

15. Дайте характеристику понятий «формальное» и «неформальное лидерство».

16. Охарактеризуйте автократический, либеральный и демократичный стили руководства.

17. Назовите основные особенности поведения успешного руководителя.

18. Охарактеризуйте критерии эффективности управления в организации.

19. В чём заключаются особенности поведения успешного руководителя?

20. Объясните понятие «трансформирующее лидерство».

21. Дайте характеристику следующим составляющим управленческого потенциала руководителя: интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность, конфликтность.

22. Какие невербальные и вербальные средства общения вы знаете?

23. В чём сходство и различие формального и неформального общения?

24. Охарактеризуйте векторы каналов коммуникации и направленность общения в организации.

25. Охарактеризуйте языковые, невербальные и бытовые проявления людей с основным Vis-м, Kin-м, Aud-м и Dis-м каналами восприятия информации.

26. Охарактеризуйте рефлексивный и нерефлексивный стили слушания.

27. Дайте понятия «толерантность», «границы толерантности» в деловом общении.

28. Назовите основные манипулятивные уловки в общении и приёмы их нейтрализации.

29. Охарактеризуйте «работоголизм» и его последствия.

30. Назовите факторы, влияющие на работоспособность человека.

31. Назовите основные правила психогигиены личности и группы.

Раздел 7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Миссия и цели организации (основные теории).

2. Классификация формальных и неформальных организаций (основные теории).

3. Сущность и признаки организации (основные теории).

4. Структура организации (основные теории).

5. Функции организации (основные теории).

6. Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.

7. Анализ и прогнозирование организационного поведения.

8. Девиантность организационного поведения (основные теории).

9. Типология организационной культуры.

10. Организационно-культурные регуляторы поведения.

11. Корпоративная культура организации.

12. Морально-этические нормы организационного поведения.

13. Духовно-нравственные основы формирования организационного поведения.

14. Теории жизненных циклов организации и их значение для организационного поведения.

15. Поведение в организации и показатели её работы.

16. Управляемость и контроль в организации.

17. Соотношение понятий «группа», «коллектив», «команда» (основные теории).

18. Соотношение понятий «толпа» - «масса» - «публика» (основные теории).

19. Типы групп их структуры (основные теории).

20. Разновидности групп в организации и их характеристики (основные теории).

21. Теории формирования групп.

22. «Хоторнские эксперименты» и их вклад в изучение неформальных групп на производстве.

23. Характеристика внешней и внутренней среды группы и их влияние на организационное поведение (основные теории).

24. Факторы, влияющие на групповую сплочённость (основные теории).

25. Отношения внутри групп (основные теории).

26. Взаимоотношение личности и группы в организации (основные теории).

27. Теории поведения человека в организации.

28. Ролевое поведение в организации (основные теории).

29. Роли и статусы личности в организации (основные теории).

30. Механизмы влияния индивидуальных различий личности на продуктивность работы организации.

31. Источники различий в характеристиках личностей (основные теории).

32. Типы личности и их отношение к профессиональной деятельности (типы личности и профессия).

33. Типология и характерология личности в организационном поведении.

34. Индивидуальная эффективность личности в организации (основные теории).

35. Значение и функции установок личности в организационном поведении.

36. Взаимодействие с «трудным» руководителем.

37. Взаимодействие с «трудным» подчиненным.

38. Подготовка к интервью (собеседованию) при устройстве на работу.

39. Природа власти (основные теории).

40. Соотношение понятий вожак – лидер – руководитель.

41. Самые известные управленцы прошлого и современности.

42. Теории лидерства.

43. Стили руководства (основные теории).

44. Эффективные и деструктивные стили руководства.

45. Менеджмент и формирование рабочих команд.

46. Модификация поведения в организации как управленческая задача.

47. Критерии эффективности управления в организации (основные теории).

48. Особенности поведения успешного руководителя.

49. Санкции руководителя.

50. Культура речи руководителя.

51. Теоретические модели мотивации и их значение для управления поведением.

52. Общая и трудовая мотивация личности (основные теории).

53. Проблема мотивации в организационном поведении.

54. Коммуникационные процессы в организации (основные теории).

55. Коммуникативная компетентность менеджера.

56. Структура и стили коммуникаций в организации (основные теории).

57. Формальные и неформальные отношения в организации.

58. Организация эффективного взаимодействия партнеров коммуникации.

59. Организация и проведение деловых переговоров.

60. Анализ невербального языка коммуникации.

61. Психологические уловки в общении и их нейтрализация.

62. Скрытое управление.

63. Конфликт и его созидательные возможности.

64. Управление конфликтной ситуацией.

65. Адаптация молодого специалиста в коллективе.

66. Социализация и профессиональная адаптация в организации.

67. Управление деловой карьерой.

68. Преданность организации и карьера.

69. Удовлетворённость трудом и преданность организации.

70. Кадровая политика в организации.

71. Влияние изменений в организации на поведение её членов (основные теории).

72. Проектирование и развитие карьеры в организации.

73. Профессиональный отбор и расстановка кадров в организации.

74. Соотношение понятий «работоспособность», «трудолюбие», «работоголизм».

75. Профессиональная дезадаптация (основные теории).

76. Стрессоустойчивость и синдром сгорания на работе.

77. Стресс в работе руководителя.

78. Стратегии управления стрессами в организации.

79. Прогнозирование и диагностика факторов стресса в организации.

80. Управление организационным поведением в кризисных ситуациях.

81. Формирование имиджа фирмы.

82. Влияние национальных традиций и менталитета на корпоративную культуру.

83. Национальные особенности организационной культуры в Австралии; в Англии; в Германии; в Индии; Канаде; в Китае; в Латинской Америке; в странах Африканского континента; в странах ближнего зарубежья; в США; во Франции; в Японии и др.

Раздел 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебник для вузов / Алиев В.Г., Дохолян С.В.; Минобразование РФ, учеб.-метод. объед вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО, изд-во «Экономика», 2004. – 310 с.

2. Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. – 256 с.

3. Доблаев В.Л. Организационное поведение: учебное пособие / В.Л.Доблаев. - М.: ЗАО Издательство «Дело и Сервис», 2006.–416 с.

4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2002.–220 с.

5. Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. Пособие для студентов вузов / А.М.Сергеев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.

Дополнительная:

1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. – 320 с.

2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: Инфра-М, 2000.

3. Громкова М.Т. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ, 1999.

4. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. СПб.: Питер, 2002.

5. Доблаев В.Л. Организационное проектирование // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.

6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.

7. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. Для вузов. 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.

8. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Флинта ФМПСИ, 2000.

9. Камерон К. Куин Р. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.

10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по спец. «Менеджмент». – М.: Изд-ая гр-па НОРМА-ИНФРА-М,1999. – 528 с.

11. Ковалёв С.В. НЛП эффективного руководства. Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 252 с.

12. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.

13. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М.: Дело, 2003.

14. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. - 4-е изд. – М.: «Ось-89», 2000. – 240 с.

15. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.

16. Лютенс Ф. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: ИНФА-М, 1999.

17. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

18. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998.

19. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.

20. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

21. Организация и её деловая среда / В.Г.Смирнова, Б.З.Мильнер, Г.Р.Латффулин и др. – М.: Инфа-М, 2000.

22. Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрак-М», 2006 . – 752 с.

23. Первин Л., Джон о. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000.

24. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

25. Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

26. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: (Азбука психологии).

27. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 200 с.

28. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.

29. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб., 2001.

30. Холл. Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2000.

31. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.

32. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2000.

33. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. – М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. – 295 с.

34. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.– М.: Народное образование,1999. – 432 с.

35. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с.

36. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………..…. 3

Раздел 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………..…..… 7

Раздел 3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.......…… 9

Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Распределение времени по темам ……….………...……...……..…..……. 10

4.2 Содержание тем дисциплины …………………..…………….…………… 11

4.3 План семинарско-практических занятий и работ …..……...….….……… 15

Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………...……………………………….…………….…….….21

Раздел 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ………………………………………………23

Раздел 7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………………………………………………25

Раздел 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....………..…….……….….… 29

Бузмакова Тамара Ивановна, к. п. н., доцент.

Организационное поведение.

Учебная программа.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Учебная программа

и методические материалы

по специальности 080507 65 Менеджмент в организации

Королев, 2010

Бузмакова Т.И. Организационное поведение: Учебная программа. – Королев: КИУЭС, 2010 – 32 с.

Рецензент: к.и.н., доцент Афонин И.Д.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ, и Учебным планом КИУЭС по специальности 080507 65 Менеджмент в организации.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим

советом КИУЭС

Протокол №

от _________ 2010 г.

Программа обсуждена

и одобрена на заседании

кафедры гуманитарных

и социальных дисциплин

Протокол № __

от ____________ 2010 г.



Зав. кафедрой гуманитарных

и социальных дисциплин

к.и.н., профессор. В.А.Смирнов



Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки студентов по специальности Этот курс изучается в объеме 68 часов аудиторных занятий (лекции, семинарско-практические занятия, тренинги и практические работы).

Современные условия, вызывая более высокую напряженность труда, предъявляют широкие требования к молодым специалистам – выпускникам вузов: умение ценить время, необходи­мость владеть комплексом организационных и психоло­гических качеств, привносить элемент творчества в ра­боту и многое другое.

При всём внешнем различии между организациями, у каждой из них есть общие базовые признаки.

· Во-первых, организация – это некая социальная группа, выделяющаяся из общества. Это выделение в большинстве случаев определяется содержанием её основной деятельности.

· Во-вторых, существование каждой организации направлено на достижение конкретных целей.

· В-третьих, организация может успешно работать и достигать поставленных целей, если она каким-либо образом структурирована, а деятельность людей в ней упорядочена.

Важно понимать, что большинство организаций могут испытывать те или иные проблемы с технологией, сбытом, снабжением, финансами и пр.. Однако все эти трудности, в абсолютном большинстве случаев, являются отражением недостатков или провалов, связанных с особенностями деятельности и поведения работников (не знали, не захотели, не сумели, не сделали…), что в свою очередь обуславливается просчётами в управлении, неспособностью руководства организации обеспечить эффективную работу персонала.

В настоящее время теория и практика современного менеджмента уделяет всё большее внимание проблемам «человеческих ресурсов», влиянию человека на процесс управленческой и организационной деятельности, поэтому введение в учебные планы предмета «Организационное поведение» представляется оправданным и целесообразным. Такое название снимает проблему «ведомственности» данной дисциплины, подчёркивает возможность комплексного подхода к анализу всех проблем, помогающих описать и понять причины поведения и деятельности человека в организации.

В этой связи предмет «Организационное поведение» (по С.И.Ожегову: организационное – упорядочивающее, объединяющее, подготавливающее к осуществлению чего-либо; поведение – образ жизни и действий) приобретает особую значимость.

«Организационное поведение» интегрируетсоответствующие области общей, экспериментальной психологии, социальной психологии социологии, политологии, антропологии. Одновременно оно использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий.

Цели дисциплины можно сформулировать следующим образом:

· систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

· анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) в определённых условиях производственной среды;

· прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

· формирование комплекса практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения результативности деятельности организации.

Настоящая программа составлена таким образом, чтобы в ходе изучения предмета обеспечить решение ряда актуальных задач:

· Повышение уровня функционально связанных действий и коллектив­ных усилий членов групп обусловливает необходимость развития способности будущего руководителя к сис­тематическому анализу внешних объективных условий и факторов функционирования сформировавшихся групп, дос­тупныхнаблюдению в них процессов и явлений.

· Анализ методов ведения бесед помогает разрешению проблем деятельности и управления. Поэтому будущие руководители должны изучать и анализировать технические приемы прове­дения бесед с целью дальнейшего их совершенствования. При этом необходи­мо научиться объективно оценивать свое уме­ние внимательно слушать собеседника, творчески обду­мывать конкретные мероприятия и четко выражать свои мысли. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения де­ловых бесед необходимы для решения задач, связанных с управлением, органи­зацией дружного коллектива и его слаженной работы.

· Для развития умения руководить и подчиняться, обучающимся необходимо выработать систему логических приемов и методических правил, освоить от­сутствовавшие ранее формы поведения, адекватные опре­деленным условиям обстановки, применять их в процессе своей деятельности на основе саморазвития и творческого подхо­да.

· Здоровье – также важ­ный фактор экономического развития, ибо оно определяет не только продолжительность жизни человека, но и его трудоспособность. Поэтому чем выше уровень здоровья населения, тем выше потенциал трудовых ресурсов. При прочих равных условиях от здоровья зависит интенсив­ность труда и, следовательно, объем работы, который может быть выполнен. В этой связи руководитель должен овладеть ортобиотическими٭ умениями и навыками.

________________

٭Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья.

«Орган

Наши рекомендации