Распределение времени по темам
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Учебная программа
и методические материалы
по специальности 080507 65 Менеджмент в организации
Королев, 2010
Бузмакова Т.И. Организационное поведение: Учебная программа. – Королев: КИУЭС, 2010 – 32 с.
Рецензент: к.и.н., доцент Афонин И.Д.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ, и Учебным планом КИУЭС по специальности 080507 65 Менеджмент в организации.
РЕКОМЕНДОВАНО
Учебно-методическим
советом КИУЭС
Протокол №
от _________ 2010 г.
Программа обсуждена
и одобрена на заседании
кафедры гуманитарных
и социальных дисциплин
Протокол № __
от ____________ 2010 г.
Зав. кафедрой гуманитарных
и социальных дисциплин
к.и.н., профессор. В.А.Смирнов
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки студентов по специальности Этот курс изучается в объеме 68 часов аудиторных занятий (лекции, семинарско-практические занятия, тренинги и практические работы).
Современные условия, вызывая более высокую напряженность труда, предъявляют широкие требования к молодым специалистам – выпускникам вузов: умение ценить время, необходимость владеть комплексом организационных и психологических качеств, привносить элемент творчества в работу и многое другое.
При всём внешнем различии между организациями, у каждой из них есть общие базовые признаки.
· Во-первых, организация – это некая социальная группа, выделяющаяся из общества. Это выделение в большинстве случаев определяется содержанием её основной деятельности.
· Во-вторых, существование каждой организации направлено на достижение конкретных целей.
· В-третьих, организация может успешно работать и достигать поставленных целей, если она каким-либо образом структурирована, а деятельность людей в ней упорядочена.
Важно понимать, что большинство организаций могут испытывать те или иные проблемы с технологией, сбытом, снабжением, финансами и пр.. Однако все эти трудности, в абсолютном большинстве случаев, являются отражением недостатков или провалов, связанных с особенностями деятельности и поведения работников (не знали, не захотели, не сумели, не сделали…), что в свою очередь обуславливается просчётами в управлении, неспособностью руководства организации обеспечить эффективную работу персонала.
В настоящее время теория и практика современного менеджмента уделяет всё большее внимание проблемам «человеческих ресурсов», влиянию человека на процесс управленческой и организационной деятельности, поэтому введение в учебные планы предмета «Организационное поведение» представляется оправданным и целесообразным. Такое название снимает проблему «ведомственности» данной дисциплины, подчёркивает возможность комплексного подхода к анализу всех проблем, помогающих описать и понять причины поведения и деятельности человека в организации.
В этой связи предмет «Организационное поведение» (по С.И.Ожегову: организационное – упорядочивающее, объединяющее, подготавливающее к осуществлению чего-либо; поведение – образ жизни и действий) приобретает особую значимость.
«Организационное поведение» интегрируетсоответствующие области общей, экспериментальной психологии, социальной психологии социологии, политологии, антропологии. Одновременно оно использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий.
Цели дисциплины можно сформулировать следующим образом:
· систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;
· анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) в определённых условиях производственной среды;
· прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;
· формирование комплекса практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения результативности деятельности организации.
Настоящая программа составлена таким образом, чтобы в ходе изучения предмета обеспечить решение ряда актуальных задач:
· Повышение уровня функционально связанных действий и коллективных усилий членов групп обусловливает необходимость развития способности будущего руководителя к систематическому анализу внешних объективных условий и факторов функционирования сформировавшихся групп, доступныхнаблюдению в них процессов и явлений.
· Анализ методов ведения бесед помогает разрешению проблем деятельности и управления. Поэтому будущие руководители должны изучать и анализировать технические приемы проведения бесед с целью дальнейшего их совершенствования. При этом необходимо научиться объективно оценивать свое умение внимательно слушать собеседника, творчески обдумывать конкретные мероприятия и четко выражать свои мысли. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения деловых бесед необходимы для решения задач, связанных с управлением, организацией дружного коллектива и его слаженной работы.
· Для развития умения руководить и подчиняться, обучающимся необходимо выработать систему логических приемов и методических правил, освоить отсутствовавшие ранее формы поведения, адекватные определенным условиям обстановки, применять их в процессе своей деятельности на основе саморазвития и творческого подхода.
· Здоровье – также важный фактор экономического развития, ибо оно определяет не только продолжительность жизни человека, но и его трудоспособность. Поэтому чем выше уровень здоровья населения, тем выше потенциал трудовых ресурсов. При прочих равных условиях от здоровья зависит интенсивность труда и, следовательно, объем работы, который может быть выполнен. В этой связи руководитель должен овладеть ортобиотическими٭ умениями и навыками.
________________
٭Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья.
«Организационное поведение» – часть управленческой подготовки специалиста. При этом следует помнить, что ситуации, с которыми сталкиваются менеджеры в своей повседневной работе, часто неповторимы и уникальны. Поэтому специалист, изучая вопросы управления, должен не просто получить готовые рецепты на все случаи жизни, а на основе знания общих законов поведения человека в организации, овладеть умением самостоятельно анализировать возникающие проблемы, находить пути и методы их адекватного урегулирования.
Решение этих задач, в конечном итоге, направлено на достижение высокого уровня качественных параметров будущей деятельности подготавливаемых специалистов.
Программа дисциплины содержит четыре раздела, разбитых на подразделы, которые включают перечень основных тем, раскрывающих ее содержание. Вопросы последовательно освещаются в лекционном курсе, рассматриваются в ходе семинарских, практических и тренинговых занятий, а также изучаются студентами самостоятельно. Также в программу включены следующие методические материалы: вопросы для зачета; темы рефератов; план семинарско-практических занятий и работ; рекомендации по изучению дисциплины; список рекомендуемой литературы. Это позволяет студенту в процессе обучения, а преподавателю во время контрольных мероприятий определить степень усвоения отдельных тем дисциплины.
Раздел 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
· о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения;
· о взаимосвязях дисциплины «Организационное поведение» с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;
· о моделях поведении людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;
· о соотношении зависимости поведения людей от особенностей психики и социальной среды.
Студент должен знать:
· основы организационного поведения;
· классификацию, признаки, функции, элементы организаций;
· нормы и принципы поведения в организации;
· основные методы описания поведения работников, групп;
· об источниках повышения эффективности деятельности организации;
· основные черты и характеристики успешного руководителя;
· особенности взаимоотношений руководителя и подчиненного, служащего и посетителя;
· современные требования к организационному поведению в международном бизнесе;
· основы ортобиоза и психогигиены.
Студент должен уметь:
· анализировать причины и поступки (индивидуальные и групповые) людей в определенных условиях;
· реализовывать в практической деятельности принципы сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов;
· корректировать свое поведение для эффективной адаптации в новой среде;
· владеть коммуникативными навыками;
· соблюдать субординацию;
· определять форму взаимодействия в служебных ситуациях на основе понимания природы психики, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
· использовать знания о национальных особенностях управления и делового общения в практической деятельности;
· применять приемы управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.
Раздел 3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
Вид занятия | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Практические занятия (Пз)٭ | |
Практические работы (Пр)٭٭ | |
Семинары (С) | |
Тренинги (Т) | |
Самостоятельная работа | |
Вид итогового контроля | Зачёт (6 семестр) |
٭ – деловые игры, дискуссии, презентации, тестирование, выполнение самостоятельных работ и т.п.
٭٭– работы, предусматривающие оформление письменных отчётов.
Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Лидерство
Соотношение понятий «вожак – лидер – руководитель». Особенности лидерства и лидера как члена группы.
Критерии эффективности управления в организации. Особенности поведения успешного руководителя. Управленческий потенциал руководителя и его составляющие: интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность, конфликтность и пр. Трансформирующее лидерство. Изменения в организации и управление нововведениями.
Источники и типы власти. Характеристика стилей руководства: либеральный, авторитарный, демократический. Регулирование деятельности и взаимоотношений подчиненных.
С партнерами коммуникации
Базовые предположения современной практической психологии и их использование для организации эффективного взаимодействия.
Получение психодиагностической информации о партнерах коммуникации. Репрезентативные системы, их языковые, невербальные и бытовые проявления.
Зависимость успешности делового общения от умения слушать. Стили слушания. Совершенствование речевых высказываний. Приёмы, стимулирующие обсуждение.
Толерантность. Границы толерантности в деловом общении. Психологические уловки в общении и их нейтрализация.
Конфликты в организации
Закономерности возникновения и разгорания конфликтов, управление поведением в конфликтных ситуациях. Правила бесконфликтного общения. Управление организационным поведением в кризисных ситуациях.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОРТОБИОТИКА
Понятие, задачи и основные категории ортобиоза. Работоспособность человека и факторы её определяющие. Профессиональная дезадаптация и её преодоление. «Работоголизм» и его последствия. Синдром профессионального выгорания. Стресс и стрессовые ситуации. Прогнозирование и диагностика факторов стресса в организации. Стратегии управления стрессами в организации. Офисные заболевания. Основы психогигиены.
Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Приступая к изучению данного предмета, необходимо помнить о его синтетической междисциплинарной природе. Есть два равноценных подхода к организационному поведению. С одной стороны, категория «поведение» – это объект академической и прикладной психологии; с другой – исходной категорией является «организация» как объект управленческой науки.
Общим в двух подходах является то, что эти два вектора имеют одно направление – эффективность организации. А их ценность зависит от того, насколько корректно и полно в одном случае учитываются обстоятельства организации, а в другом – сущность и особенности человеческого поведения вообще.
Главное внимание при изучении дисциплины необходимо сосредоточить на теориях организации коммуникативных процессов; мотивации деятельности; управления групповой эффективностью; лидерства; развития личности в организации и её социальных ролей; управления организационным поведением в кризисных ситуациях; социально-профессиональной адаптации личности в организации; социально-психологических аспектах работы в группе.
Отталкиваясь от «классической» и современной проблематики дисциплины, необходимо учитывать, что в России много уникальных особенностей в историческом и геополитическом плане, и мы пока ещё недостаточно интегрированы в мировое культурно-экономическое пространство, поэтому нельзя искусственно «прививать» зарубежный опыт на нашу действительность. И здесь будет целесообразным изучение отечественных разработок, которые уже небезуспешно внедряются в классический опыт мировой науки.
Необходимо осваивать методы диагностики партнёров коммуникации, прогнозирования поведения людей в организации; изучать и применять на практике техники аналитического и эмпирического исследования механизмов управления поведением подчинённых и своим собственным; развивать психологическую культуру, целостное и, вместе с тем, многоаспектное организационное мышление.
Основными видами учебной деятельности здесь являются: лекции, семинары, практические занятия, практические работы и самостоятельные занятия, которые должны носить проблемно-деятельностный характер.
Самостоятельная работа должна быть направлена на углубленное изучение первоисточников по организационному поведению, литературы социально-психологической области знаний, конфликтологии, педагогики и других смежных областей. Необходимо уделять внимание практическому применению полученных теоретических знаний, изучению реальных ситуаций и проблем организационного поведения.
Раздел 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Охарактеризуйте основные признаки организаций: наличие целей; организационная культура; организационная структура; постоянное взаимодействие с внешней средой; использование ресурсов, границы существования.
2. Классифицируйте организации в зависимости от способа социальной организации, формы собственности, отношения к прибыли, характера потребностей клиентов.
3. Укажите факторы, влияющие на организационное поведение.
4. Назовите основные принципы формирования корпоративной культуры.
5. Дайте определение группе, назовите типы групп.
6. Охарактеризуйте следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, групповая поляризация, деиндивидуализация, огруппление мышления.
7. В чем преимущества и недостатки работы в группе?
8. Какие факторы, влияют на групповую сплоченность?
9. Объясните понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
10. Охарактеризуйте понятия «мотивация» и «стимулирование деятельности».
11. Охарактеризуйте основные формы психологического воздействия групповых структур на личность:заражение, подражание, внушение, убеждение.
12. Дайте характеристику следующим социально-психологическим феноменам поведения личности в группе: установки личности; конформизм; негативизм; ригидность; коллективизм; фрустрация.
13. Охарактеризуйте критерии адаптации индивида в группе.
14. Какие источники и типы власти вы знаете?
15. Дайте характеристику понятий «формальное» и «неформальное лидерство».
16. Охарактеризуйте автократический, либеральный и демократичный стили руководства.
17. Назовите основные особенности поведения успешного руководителя.
18. Охарактеризуйте критерии эффективности управления в организации.
19. В чём заключаются особенности поведения успешного руководителя?
20. Объясните понятие «трансформирующее лидерство».
21. Дайте характеристику следующим составляющим управленческого потенциала руководителя: интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность, конфликтность.
22. Какие невербальные и вербальные средства общения вы знаете?
23. В чём сходство и различие формального и неформального общения?
24. Охарактеризуйте векторы каналов коммуникации и направленность общения в организации.
25. Охарактеризуйте языковые, невербальные и бытовые проявления людей с основным Vis-м, Kin-м, Aud-м и Dis-м каналами восприятия информации.
26. Охарактеризуйте рефлексивный и нерефлексивный стили слушания.
27. Дайте понятия «толерантность», «границы толерантности» в деловом общении.
28. Назовите основные манипулятивные уловки в общении и приёмы их нейтрализации.
29. Охарактеризуйте «работоголизм» и его последствия.
30. Назовите факторы, влияющие на работоспособность человека.
31. Назовите основные правила психогигиены личности и группы.
Раздел 7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Миссия и цели организации (основные теории).
2. Классификация формальных и неформальных организаций (основные теории).
3. Сущность и признаки организации (основные теории).
4. Структура организации (основные теории).
5. Функции организации (основные теории).
6. Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.
7. Анализ и прогнозирование организационного поведения.
8. Девиантность организационного поведения (основные теории).
9. Типология организационной культуры.
10. Организационно-культурные регуляторы поведения.
11. Корпоративная культура организации.
12. Морально-этические нормы организационного поведения.
13. Духовно-нравственные основы формирования организационного поведения.
14. Теории жизненных циклов организации и их значение для организационного поведения.
15. Поведение в организации и показатели её работы.
16. Управляемость и контроль в организации.
17. Соотношение понятий «группа», «коллектив», «команда» (основные теории).
18. Соотношение понятий «толпа» - «масса» - «публика» (основные теории).
19. Типы групп их структуры (основные теории).
20. Разновидности групп в организации и их характеристики (основные теории).
21. Теории формирования групп.
22. «Хоторнские эксперименты» и их вклад в изучение неформальных групп на производстве.
23. Характеристика внешней и внутренней среды группы и их влияние на организационное поведение (основные теории).
24. Факторы, влияющие на групповую сплочённость (основные теории).
25. Отношения внутри групп (основные теории).
26. Взаимоотношение личности и группы в организации (основные теории).
27. Теории поведения человека в организации.
28. Ролевое поведение в организации (основные теории).
29. Роли и статусы личности в организации (основные теории).
30. Механизмы влияния индивидуальных различий личности на продуктивность работы организации.
31. Источники различий в характеристиках личностей (основные теории).
32. Типы личности и их отношение к профессиональной деятельности (типы личности и профессия).
33. Типология и характерология личности в организационном поведении.
34. Индивидуальная эффективность личности в организации (основные теории).
35. Значение и функции установок личности в организационном поведении.
36. Взаимодействие с «трудным» руководителем.
37. Взаимодействие с «трудным» подчиненным.
38. Подготовка к интервью (собеседованию) при устройстве на работу.
39. Природа власти (основные теории).
40. Соотношение понятий вожак – лидер – руководитель.
41. Самые известные управленцы прошлого и современности.
42. Теории лидерства.
43. Стили руководства (основные теории).
44. Эффективные и деструктивные стили руководства.
45. Менеджмент и формирование рабочих команд.
46. Модификация поведения в организации как управленческая задача.
47. Критерии эффективности управления в организации (основные теории).
48. Особенности поведения успешного руководителя.
49. Санкции руководителя.
50. Культура речи руководителя.
51. Теоретические модели мотивации и их значение для управления поведением.
52. Общая и трудовая мотивация личности (основные теории).
53. Проблема мотивации в организационном поведении.
54. Коммуникационные процессы в организации (основные теории).
55. Коммуникативная компетентность менеджера.
56. Структура и стили коммуникаций в организации (основные теории).
57. Формальные и неформальные отношения в организации.
58. Организация эффективного взаимодействия партнеров коммуникации.
59. Организация и проведение деловых переговоров.
60. Анализ невербального языка коммуникации.
61. Психологические уловки в общении и их нейтрализация.
62. Скрытое управление.
63. Конфликт и его созидательные возможности.
64. Управление конфликтной ситуацией.
65. Адаптация молодого специалиста в коллективе.
66. Социализация и профессиональная адаптация в организации.
67. Управление деловой карьерой.
68. Преданность организации и карьера.
69. Удовлетворённость трудом и преданность организации.
70. Кадровая политика в организации.
71. Влияние изменений в организации на поведение её членов (основные теории).
72. Проектирование и развитие карьеры в организации.
73. Профессиональный отбор и расстановка кадров в организации.
74. Соотношение понятий «работоспособность», «трудолюбие», «работоголизм».
75. Профессиональная дезадаптация (основные теории).
76. Стрессоустойчивость и синдром сгорания на работе.
77. Стресс в работе руководителя.
78. Стратегии управления стрессами в организации.
79. Прогнозирование и диагностика факторов стресса в организации.
80. Управление организационным поведением в кризисных ситуациях.
81. Формирование имиджа фирмы.
82. Влияние национальных традиций и менталитета на корпоративную культуру.
83. Национальные особенности организационной культуры в Австралии; в Англии; в Германии; в Индии; Канаде; в Китае; в Латинской Америке; в странах Африканского континента; в странах ближнего зарубежья; в США; во Франции; в Японии и др.
Раздел 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебник для вузов / Алиев В.Г., Дохолян С.В.; Минобразование РФ, учеб.-метод. объед вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО, изд-во «Экономика», 2004. – 310 с.
2. Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. – 256 с.
3. Доблаев В.Л. Организационное поведение: учебное пособие / В.Л.Доблаев. - М.: ЗАО Издательство «Дело и Сервис», 2006.–416 с.
4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2002.–220 с.
5. Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. Пособие для студентов вузов / А.М.Сергеев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288с.
Дополнительная:
1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. – 320 с.
2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М.: Инфра-М, 2000.
3. Громкова М.Т. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. СПб.: Питер, 2002.
5. Доблаев В.Л. Организационное проектирование // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. – 344 с.
7. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учеб. Для вузов. 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 720 с.
8. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Флинта ФМПСИ, 2000.
9. Камерон К. Куин Р. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по спец. «Менеджмент». – М.: Изд-ая гр-па НОРМА-ИНФРА-М,1999. – 528 с.
11. Ковалёв С.В. НЛП эффективного руководства. Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
12. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.
13. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. М.: Дело, 2003.
14. Кузин Ф.А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. - 4-е изд. – М.: «Ось-89», 2000. – 240 с.
15. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.
16. Лютенс Ф. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: ИНФА-М, 1999.
17. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.
18. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1998.
19. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.
20. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.
21. Организация и её деловая среда / В.Г.Смирнова, Б.З.Мильнер, Г.Р.Латффулин и др. – М.: Инфа-М, 2000.
22. Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрак-М», 2006 . – 752 с.
23. Первин Л., Джон о. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2000.
24. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.
25. Психология и этика делового общения / Под ред. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
26. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: (Азбука психологии).
27. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 200 с.
28. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000.
29. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб., 2001.
30. Холл. Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2000.
31. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.
32. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2000.
33. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. – М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. – 295 с.
34. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.– М.: Народное образование,1999. – 432 с.
35. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 184 с.
36. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………..…. 3
Раздел 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………..…..… 7
Раздел 3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.......…… 9
Раздел 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Распределение времени по темам ……….………...……...……..…..……. 10
4.2 Содержание тем дисциплины …………………..…………….…………… 11
4.3 План семинарско-практических занятий и работ …..……...….….……… 15
Раздел 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………...……………………………….…………….…….….21
Раздел 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ………………………………………………23
Раздел 7. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………………………………………………25
Раздел 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....………..…….……….….… 29
Бузмакова Тамара Ивановна, к. п. н., доцент.
Организационное поведение.
Учебная программа.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Учебная программа
и методические материалы
по специальности 080507 65 Менеджмент в организации
Королев, 2010
Бузмакова Т.И. Организационное поведение: Учебная программа. – Королев: КИУЭС, 2010 – 32 с.
Рецензент: к.и.н., доцент Афонин И.Д.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ, и Учебным планом КИУЭС по специальности 080507 65 Менеджмент в организации.
РЕКОМЕНДОВАНО
Учебно-методическим
советом КИУЭС
Протокол №
от _________ 2010 г.
Программа обсуждена
и одобрена на заседании
кафедры гуманитарных
и социальных дисциплин
Протокол № __
от ____________ 2010 г.
Зав. кафедрой гуманитарных
и социальных дисциплин
к.и.н., профессор. В.А.Смирнов
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки студентов по специальности Этот курс изучается в объеме 68 часов аудиторных занятий (лекции, семинарско-практические занятия, тренинги и практические работы).
Современные условия, вызывая более высокую напряженность труда, предъявляют широкие требования к молодым специалистам – выпускникам вузов: умение ценить время, необходимость владеть комплексом организационных и психологических качеств, привносить элемент творчества в работу и многое другое.
При всём внешнем различии между организациями, у каждой из них есть общие базовые признаки.
· Во-первых, организация – это некая социальная группа, выделяющаяся из общества. Это выделение в большинстве случаев определяется содержанием её основной деятельности.
· Во-вторых, существование каждой организации направлено на достижение конкретных целей.
· В-третьих, организация может успешно работать и достигать поставленных целей, если она каким-либо образом структурирована, а деятельность людей в ней упорядочена.
Важно понимать, что большинство организаций могут испытывать те или иные проблемы с технологией, сбытом, снабжением, финансами и пр.. Однако все эти трудности, в абсолютном большинстве случаев, являются отражением недостатков или провалов, связанных с особенностями деятельности и поведения работников (не знали, не захотели, не сумели, не сделали…), что в свою очередь обуславливается просчётами в управлении, неспособностью руководства организации обеспечить эффективную работу персонала.
В настоящее время теория и практика современного менеджмента уделяет всё большее внимание проблемам «человеческих ресурсов», влиянию человека на процесс управленческой и организационной деятельности, поэтому введение в учебные планы предмета «Организационное поведение» представляется оправданным и целесообразным. Такое название снимает проблему «ведомственности» данной дисциплины, подчёркивает возможность комплексного подхода к анализу всех проблем, помогающих описать и понять причины поведения и деятельности человека в организации.
В этой связи предмет «Организационное поведение» (по С.И.Ожегову: организационное – упорядочивающее, объединяющее, подготавливающее к осуществлению чего-либо; поведение – образ жизни и действий) приобретает особую значимость.
«Организационное поведение» интегрируетсоответствующие области общей, экспериментальной психологии, социальной психологии социологии, политологии, антропологии. Одновременно оно использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий.
Цели дисциплины можно сформулировать следующим образом:
· систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;
· анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) в определённых условиях производственной среды;
· прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;
· формирование комплекса практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения результативности деятельности организации.
Настоящая программа составлена таким образом, чтобы в ходе изучения предмета обеспечить решение ряда актуальных задач:
· Повышение уровня функционально связанных действий и коллективных усилий членов групп обусловливает необходимость развития способности будущего руководителя к систематическому анализу внешних объективных условий и факторов функционирования сформировавшихся групп, доступныхнаблюдению в них процессов и явлений.
· Анализ методов ведения бесед помогает разрешению проблем деятельности и управления. Поэтому будущие руководители должны изучать и анализировать технические приемы проведения бесед с целью дальнейшего их совершенствования. При этом необходимо научиться объективно оценивать свое умение внимательно слушать собеседника, творчески обдумывать конкретные мероприятия и четко выражать свои мысли. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения деловых бесед необходимы для решения задач, связанных с управлением, организацией дружного коллектива и его слаженной работы.
· Для развития умения руководить и подчиняться, обучающимся необходимо выработать систему логических приемов и методических правил, освоить отсутствовавшие ранее формы поведения, адекватные определенным условиям обстановки, применять их в процессе своей деятельности на основе саморазвития и творческого подхода.
· Здоровье – также важный фактор экономического развития, ибо оно определяет не только продолжительность жизни человека, но и его трудоспособность. Поэтому чем выше уровень здоровья населения, тем выше потенциал трудовых ресурсов. При прочих равных условиях от здоровья зависит интенсивность труда и, следовательно, объем работы, который может быть выполнен. В этой связи руководитель должен овладеть ортобиотическими٭ умениями и навыками.
________________
٭Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья.
«Орган