Следует так же учитывать, что срок службы материалов и оборудования российских фабрик при правильном его использовании составляет 7 и более лет.

Среди номенклатуры товаров для детских садов и школ Монтессори российских фабрик указано и спортивное оборудование, игрушки, музыкальные инструменты , а так же материалы для художественной и иной продуктивной деятельности детей.

В приложении к тексту Программы приводим коммерческие предложения по каталогам мебели и автодидактических материалов, которые производятся на специализированных Российских фабриках дидактического оборудования для детских садов и школ Монтессори: НПО «Монтессор г. Омск, www.montessori-material.ru и ООО «Монтессори-Питер» г. Санкт-Петербург, www.montessori-piter.ru с указанием примерной их стоимости.

Технические средства обучения и администрирования образовательной организации, а так же расходные материалы к ним рассчитываются каждой организацией в соответствии с ее конкретными возможностями.

Приблизительные расчеты затрат на оборудование групп для детей 3-6 лет, работающих по системе Монтессори из рассчета на 4 квартал 2013 года

Обеспечение группы автодидактическими развивающими материалами

Пространства (зонирование) в разновозрастной группе, Базовый набор, руб. Максимальный набор, руб.
Пространство упражнений в практической жизни 16 550 27 109
Пространство сенсорного развития 60 560 106 260
Пространство математики 42 290 68 440
Пространство русского языка 34 110 46 752
Пространство основ культуры истории и естествознания 27 403 29 430
Пространство творческой деятельности 12 000 23 000
Пространства игровой деятельности и двигательной активности 89 000 113 000
Пространство чтения, уединения, отдыха 8 800 10 500
  Итого 290 713 424 491

2. Обеспечение групп мебелью, посудой, хозяйственным оборудованием и инвентарем

Оборудование инвентарь Группа кратковременного пребывания Группа полного дня
Мебель для оборудования группы 230 000 290 000
Посуда 20 000
Мягкий инвентарь (ковры, полотенца, постельное белье, шторы, спецодежда) 18 000 45 000
Хозяйственный инвентарь 4 000 4 000
  Итого 253 500 359 000

Приблизительные расчеты затрат на оборудование групп для детей 0-3 лет, работающих по системе Монтессори.

Оборудование инвентарь Группа кратковременного пребывания, Руб. Группа полного дня, Руб.
Развивающие материалы 60 000 (макс. 80 000) 60 000 (макс.80 000)
Материалы для развития крупной моторики, координации движений, двигательной активности 35 000 35 000
Игровые материалы 40 000 40 000
Материалы для творчества 10 000 10 000
Мебель для оборудования группы 52 000 95 000
Посуда 20 000
Мягкий инвентарь (ковры, полотенца, постельное белье, шторы, спецодежда) 18 000 45 000
Хозяйственный инвентарь 4 000 4 000
  Итого 220 500 309 000


Затраты указаны в соответствии с ценами 4 квартала 2013г.

Если сравнивать эти цифры с расходами на дидактическое оборудование в обычном детском саду, то видно, что они примерно на сто тысяч рублей выше. Но опытные руководители детских садов Монтессори утверждают, что вложение в автодидактические Монтессори- материалы растянуто во времени, они не требуют ежегодного восполнения и замены на новые, как этого требуют игрушки, особенно пластмассовые, тканевые, а также картонные и бумажные настольно-печатные развивающие игры. Поэтому дидактическое оборудование для групп Монтессори с экономической точки зрения получается выгоднее, чем затраты на подобные игрушки приобретаемые для обычной дошкольной группы.

Условия административного управления реализации Программы в Образовательной Организации

В процессе лицензирования дошкольной организации, предоставляющей Образовательную Программу на основе Примерной общеобразовательной Программы «Детский сад по системе Монтессори», дошкольной организации предлагается предварительно провести самоанализ своей организационно-педагогической работы, руководствуясь положениями самоэкспертизы, представленной в Карте оценки качества работы образовательной организации. Результаты самоэкспертизы предоставляются в Комитет по образованию, где на основе той же Карты проводится внешняя экспертиза дошкольного образовательной организации.

Карта самооценки и внешенй экспертной оценки качества работы образовательной организации, работающей по программе «Детский сад по системе Монтессори»



Вопросы Результаты
Управление Образовательной организацией (ОО)
1.1. Имеется Устав ОО, утвержденный в положенном законом порядке ДА В РАЗРАБОТКЕ НЕТ
1.2. Разработана Концепция деятельности ОО Доля участия педагогов в разработке Концепции (в%) Была принята и утверждена на совете педагогов ОО ДА В РАЗРАБОТКЕ НЕТ
 
  (ДАТА, № ПРОТОКОЛА)
1.3. Разработана «Программа развития ОО» Доля участия в ее разработке педагогов (в %) Была принята на совете педагогов ОО ДА В РАЗРАБОТКЕ НЕТ
 
  (ДАТА, № ПРОТОКОЛА)
1.4. В «Образовательной программе ОО», разработанной администрацией ОО и принятой и утвержденной педагогическим советом ОО соблюдаются принципы Монтессори – метода? ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
1.5. Через нормативные локальные акты и другие основные документы показаны принципы Монтессори – педагогики: Образовательная программа ОО Правила внутреннего трудового распорядка Должностные инструкции сотрудников Положения, регламентирующие деятельность служб ОО   ДА   ЧАСТИЧНО   НЕТ
ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
1.6. Имеется годовой план работы ОО, в котором отражаются цели, задачи, пути их решения в согласии с положениями Монтессори – метода ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
1.7. При комплектовании групп соблюдаются условия: -разновозрастность групп (1,5-3; 3-6; 6-9); ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-наполняемость групп раннего возраста -15-16 чел.; групп дошкольного возраста 3-6 лет не менее 20 чел.  
-примерно равное соотношение по возрастам и по гендерному признаку;  
-постепенный набор вновь принимаемых детей ДА   НЕТ
1.8. Администрация ОО регулярно проводит анализ деятельности педагогов и результатов работы, демонстрируемых детьми Анализ оформляется в виде справок и используется в дальнейшем планировании и корректировке планов и программ ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
1.9. Администрация открыто предоставляет информацию о принципах работы, о коллективе, о программах, о проблемах и достижениях ОО. Через свой сайт Через СМИ Другие способы (указать) ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
 
2. Организация образовательного процесса
2.1. Группа раннего возраста (тодлеры)
2.1.1. Социокультурная предметно-пространственная развивающая среда
    -соблюдается принцип зонирования ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдается последовательность в расстановке материалов ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдается принцип доступности материалов ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдается принцип необходимости и достаточности ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдаются условия безопасности жизнедеятельности ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-большое пространство отводится под зону двигательной активности (развития крупной моторики) ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-достаточно пространства для разных видов и форм деятельности (индивидуальная, подгрупповая, групповая) ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-общая эстетика среды   УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА
-среда соответствует актуальному состоянию детей ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-имеется паспорт группы, перечень материалов ДА   НЕТ
-имеется план по работе со средой ДА   НЕТ
-атмосфера принятия, доброжелательности, партнерства ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
2.1.2 Организация образовательного процесса
  -реализуется принцип свободы выбора деятельности, места, партнеров, способа и продолжительности работы ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-продолжительность свободной самостоятельной и совместной деятельности  
-использование разных видов и форм занятий, их гибкое сочетание (индивидуальная, подгрупповая, групповая, самостоятельная)  
-реализация основополагающих принципов во всех режимных моментах, всех видах деятельности детей и взрослых ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-наличие правил группы и выполнение их всеми субъектами образовательного процесса ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
2.2. Разновозрастная группа 2,5- 6 лет
2.2.1. Социокультурная предметно-пространственная развивающая среда
  -соблюдается принцип зонирования ( перечислить зоны и уголки) ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдается последовательность в расстановке материалов (план расстановки материалов) ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдается принцип доступности материалов ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдается принцип необходимости и достаточности ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-соблюдаются условия безопасности жизнедеятельности ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-достаточно пространства для разных видов и форм деятельности (индивидуальная, подгрупповая, групповая) ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-общая эстетика среды   УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ НА ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА
-среда соответствует актуальному состоянию детей ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-имеется паспорт группы, перечень материалов ДА   НЕТ
-имеется план по работе со средой ДА   НЕТ
2.2.2 Организация образовательного процесса
  -реализуется принцип свободы выбора деятельности, места, партнеров, способа и продолжительности работы ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-продолжительность свободной самостоятельной и совместной деятельности  
-использование разных видов и форм занятий, их гибкое сочетание (индивидуальная, подгрупповая, групповая, самостоятельная)  
-реализация основополагающих принципов во всех режимных моментах, всех видах деятельности детей и взрослых ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-наличие правил группы и выполнение их всеми субъектами образовательного процесса ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
-поддерживается устойчивая рабочая атмосфера во время свободной работы с материалами ВСЕГДА ЧАСТО ИНОГДА
-индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия строятся на основе активности детей и их взаимодействия ДА ЧАСТИЧНО НЕТ
Родители в образовательном процессе
  - проводится работа до поступления ребенка в группу, помощь в сознательном выборе метода, педагога  
-повышение психолого-педагогической компетенции родителей: проведение семинаров, тренингов, консультаций, родительских клубов  
-организация обмена информацией с родителями в достаточном объеме и высокого качества    
-участие родителей в деятельности учреждения и его образовательном процессе ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
 
-общественное управление группой, детским садом; самоорганизация родителей в общественное объединение ЕСТЬ НЕТ
 
Педагоги и их деятельность
  -владеют основными техниками работы с детьми: презентация 3-х ступенчатый урок подгрупповые занятия общие занятия уроки тишины проведение линии организация и руководство свободной работой (указать в %) ВСЕГДА ЧАСТО ИНОГДА
-демонстрируют сами и поддерживают правила группы (указать в %) ВСЕГДА ЧАСТО ИНОГДА
-демонстрируют способы эффективного общения и обучают этому детей (указать в %) ВСЕГДА ЧАСТО ИНОГДА
-демонстрируют умение подготовить материалы по теме для конкретного ребенка (указать в %) ВСЕГДА ЧАСТО ИНОГДА
  -педагоги ведут необходимую документацию по планированию деятельности: перспективный план и план на месяц план на неделю, в котором отражена подгрупповая и групповая работа ежедневный план план презентаций (указать в %)   ДА   ДА ДА ДА     ЧАСТИЧНО   ЧАСТИЧНО     ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО     НЕТ   НЕТ     НЕТ НЕТ  
-педагоги наблюдают за деятельностью группы ( держит в поле) (указать в %) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
-педагоги ведут записи в дневнике наблюдений (указать в %) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
-педагоги проводят диагностику детей 2 раза в год, заполняют и анализируют карту развития ребенка (указать в %) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
  -педагоги строят диаграммы нормализации мин.2 раза в год (указать в %) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
-педагоги регулярно обсуждают состояние группы и отдельных детей с администрацией , супервизором ( данные по группам) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
-педагоги проводят рефлексию своей деятельности (указать в %) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
-у педагогов группы сложились партнерские отношения, вырабатываются общие позиции и цели (данные по группам) ДА   ЧАСТИЧНО НЕТ
Результаты
  -нормализация детей (указать в %) ВЫСОКАЯ СРЕДНЯЯ НИЗКАЯ
-уровень сформированности учебно-познавательных компетенций (указать в %) ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
-уровень сформированности социальных компетенций (помимо показателей нормализации) (указать в %) ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ
               

Наши рекомендации