Следует так же учитывать, что срок службы материалов и оборудования российских фабрик при правильном его использовании составляет 7 и более лет.
Среди номенклатуры товаров для детских садов и школ Монтессори российских фабрик указано и спортивное оборудование, игрушки, музыкальные инструменты , а так же материалы для художественной и иной продуктивной деятельности детей.
В приложении к тексту Программы приводим коммерческие предложения по каталогам мебели и автодидактических материалов, которые производятся на специализированных Российских фабриках дидактического оборудования для детских садов и школ Монтессори: НПО «Монтессор г. Омск, www.montessori-material.ru и ООО «Монтессори-Питер» г. Санкт-Петербург, www.montessori-piter.ru с указанием примерной их стоимости.
Технические средства обучения и администрирования образовательной организации, а так же расходные материалы к ним рассчитываются каждой организацией в соответствии с ее конкретными возможностями.
Приблизительные расчеты затрат на оборудование групп для детей 3-6 лет, работающих по системе Монтессори из рассчета на 4 квартал 2013 года
Обеспечение группы автодидактическими развивающими материалами
№ | Пространства (зонирование) в разновозрастной группе, | Базовый набор, руб. | Максимальный набор, руб. |
Пространство упражнений в практической жизни | 16 550 | 27 109 | |
Пространство сенсорного развития | 60 560 | 106 260 | |
Пространство математики | 42 290 | 68 440 | |
Пространство русского языка | 34 110 | 46 752 | |
Пространство основ культуры истории и естествознания | 27 403 | 29 430 | |
Пространство творческой деятельности | 12 000 | 23 000 | |
Пространства игровой деятельности и двигательной активности | 89 000 | 113 000 | |
Пространство чтения, уединения, отдыха | 8 800 | 10 500 | |
Итого | 290 713 | 424 491 |
2. Обеспечение групп мебелью, посудой, хозяйственным оборудованием и инвентарем
№ | Оборудование инвентарь | Группа кратковременного пребывания | Группа полного дня |
Мебель для оборудования группы | 230 000 | 290 000 | |
Посуда | 20 000 | ||
Мягкий инвентарь (ковры, полотенца, постельное белье, шторы, спецодежда) | 18 000 | 45 000 | |
Хозяйственный инвентарь | 4 000 | 4 000 | |
Итого | 253 500 | 359 000 |
Приблизительные расчеты затрат на оборудование групп для детей 0-3 лет, работающих по системе Монтессори.
№ | Оборудование инвентарь | Группа кратковременного пребывания, Руб. | Группа полного дня, Руб. |
Развивающие материалы | 60 000 (макс. 80 000) | 60 000 (макс.80 000) | |
Материалы для развития крупной моторики, координации движений, двигательной активности | 35 000 | 35 000 | |
Игровые материалы | 40 000 | 40 000 | |
Материалы для творчества | 10 000 | 10 000 | |
Мебель для оборудования группы | 52 000 | 95 000 | |
Посуда | 20 000 | ||
Мягкий инвентарь (ковры, полотенца, постельное белье, шторы, спецодежда) | 18 000 | 45 000 | |
Хозяйственный инвентарь | 4 000 | 4 000 | |
Итого | 220 500 | 309 000 |
Затраты указаны в соответствии с ценами 4 квартала 2013г.
Если сравнивать эти цифры с расходами на дидактическое оборудование в обычном детском саду, то видно, что они примерно на сто тысяч рублей выше. Но опытные руководители детских садов Монтессори утверждают, что вложение в автодидактические Монтессори- материалы растянуто во времени, они не требуют ежегодного восполнения и замены на новые, как этого требуют игрушки, особенно пластмассовые, тканевые, а также картонные и бумажные настольно-печатные развивающие игры. Поэтому дидактическое оборудование для групп Монтессори с экономической точки зрения получается выгоднее, чем затраты на подобные игрушки приобретаемые для обычной дошкольной группы.
Условия административного управления реализации Программы в Образовательной Организации
В процессе лицензирования дошкольной организации, предоставляющей Образовательную Программу на основе Примерной общеобразовательной Программы «Детский сад по системе Монтессори», дошкольной организации предлагается предварительно провести самоанализ своей организационно-педагогической работы, руководствуясь положениями самоэкспертизы, представленной в Карте оценки качества работы образовательной организации. Результаты самоэкспертизы предоставляются в Комитет по образованию, где на основе той же Карты проводится внешняя экспертиза дошкольного образовательной организации.
Карта самооценки и внешенй экспертной оценки качества работы образовательной организации, работающей по программе «Детский сад по системе Монтессори»
№ | Вопросы | Результаты | |||||
Управление Образовательной организацией (ОО) | |||||||
1.1. | Имеется Устав ОО, утвержденный в положенном законом порядке | ДА | В РАЗРАБОТКЕ | НЕТ | |||
1.2. | Разработана Концепция деятельности ОО Доля участия педагогов в разработке Концепции (в%) Была принята и утверждена на совете педагогов ОО | ДА | В РАЗРАБОТКЕ | НЕТ | |||
(ДАТА, № ПРОТОКОЛА) | |||||||
1.3. | Разработана «Программа развития ОО» Доля участия в ее разработке педагогов (в %) Была принята на совете педагогов ОО | ДА | В РАЗРАБОТКЕ | НЕТ | |||
(ДАТА, № ПРОТОКОЛА) | |||||||
1.4. | В «Образовательной программе ОО», разработанной администрацией ОО и принятой и утвержденной педагогическим советом ОО соблюдаются принципы Монтессори – метода? | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||
1.5. | Через нормативные локальные акты и другие основные документы показаны принципы Монтессори – педагогики: Образовательная программа ОО Правила внутреннего трудового распорядка Должностные инструкции сотрудников Положения, регламентирующие деятельность служб ОО | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||
ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||||
ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||||
ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||||
1.6. | Имеется годовой план работы ОО, в котором отражаются цели, задачи, пути их решения в согласии с положениями Монтессори – метода | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||
1.7. | При комплектовании групп соблюдаются условия: -разновозрастность групп (1,5-3; 3-6; 6-9); | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||
-наполняемость групп раннего возраста -15-16 чел.; групп дошкольного возраста 3-6 лет не менее 20 чел. | |||||||
-примерно равное соотношение по возрастам и по гендерному признаку; | |||||||
-постепенный набор вновь принимаемых детей | ДА | НЕТ | |||||
1.8. | Администрация ОО регулярно проводит анализ деятельности педагогов и результатов работы, демонстрируемых детьми Анализ оформляется в виде справок и используется в дальнейшем планировании и корректировке планов и программ | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||
ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||||
1.9. | Администрация открыто предоставляет информацию о принципах работы, о коллективе, о программах, о проблемах и достижениях ОО. Через свой сайт Через СМИ Другие способы (указать) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | |||
2. | Организация образовательного процесса | ||||||
2.1. | Группа раннего возраста (тодлеры) | ||||||
2.1.1. | Социокультурная предметно-пространственная развивающая среда | ||||||
-соблюдается принцип зонирования | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдается последовательность в расстановке материалов | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдается принцип доступности материалов | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдается принцип необходимости и достаточности | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдаются условия безопасности жизнедеятельности | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-большое пространство отводится под зону двигательной активности (развития крупной моторики) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-достаточно пространства для разных видов и форм деятельности (индивидуальная, подгрупповая, групповая) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-общая эстетика среды | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА | ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА | ||||
-среда соответствует актуальному состоянию детей | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-имеется паспорт группы, перечень материалов | ДА | НЕТ | |||||
-имеется план по работе со средой | ДА | НЕТ | |||||
-атмосфера принятия, доброжелательности, партнерства | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
2.1.2 | Организация образовательного процесса | ||||||
-реализуется принцип свободы выбора деятельности, места, партнеров, способа и продолжительности работы | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-продолжительность свободной самостоятельной и совместной деятельности | |||||||
-использование разных видов и форм занятий, их гибкое сочетание (индивидуальная, подгрупповая, групповая, самостоятельная) | |||||||
-реализация основополагающих принципов во всех режимных моментах, всех видах деятельности детей и взрослых | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-наличие правил группы и выполнение их всеми субъектами образовательного процесса | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
2.2. | Разновозрастная группа 2,5- 6 лет | ||||||
2.2.1. | Социокультурная предметно-пространственная развивающая среда | ||||||
-соблюдается принцип зонирования ( перечислить зоны и уголки) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдается последовательность в расстановке материалов (план расстановки материалов) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдается принцип доступности материалов | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдается принцип необходимости и достаточности | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-соблюдаются условия безопасности жизнедеятельности | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-достаточно пространства для разных видов и форм деятельности (индивидуальная, подгрупповая, групповая) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-общая эстетика среды | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬ НА | ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА | ||||
-среда соответствует актуальному состоянию детей | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-имеется паспорт группы, перечень материалов | ДА | НЕТ | |||||
-имеется план по работе со средой | ДА | НЕТ | |||||
2.2.2 | Организация образовательного процесса | ||||||
-реализуется принцип свободы выбора деятельности, места, партнеров, способа и продолжительности работы | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-продолжительность свободной самостоятельной и совместной деятельности | |||||||
-использование разных видов и форм занятий, их гибкое сочетание (индивидуальная, подгрупповая, групповая, самостоятельная) | |||||||
-реализация основополагающих принципов во всех режимных моментах, всех видах деятельности детей и взрослых | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-наличие правил группы и выполнение их всеми субъектами образовательного процесса | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-поддерживается устойчивая рабочая атмосфера во время свободной работы с материалами | ВСЕГДА | ЧАСТО | ИНОГДА | ||||
-индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия строятся на основе активности детей и их взаимодействия | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
Родители в образовательном процессе | |||||||
- проводится работа до поступления ребенка в группу, помощь в сознательном выборе метода, педагога | |||||||
-повышение психолого-педагогической компетенции родителей: проведение семинаров, тренингов, консультаций, родительских клубов | |||||||
-организация обмена информацией с родителями в достаточном объеме и высокого качества | |||||||
-участие родителей в деятельности учреждения и его образовательном процессе | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-общественное управление группой, детским садом; самоорганизация родителей в общественное объединение | ЕСТЬ | НЕТ | |||||
Педагоги и их деятельность | |||||||
-владеют основными техниками работы с детьми: презентация 3-х ступенчатый урок подгрупповые занятия общие занятия уроки тишины проведение линии организация и руководство свободной работой (указать в %) | ВСЕГДА | ЧАСТО | ИНОГДА | ||||
-демонстрируют сами и поддерживают правила группы (указать в %) | ВСЕГДА | ЧАСТО | ИНОГДА | ||||
-демонстрируют способы эффективного общения и обучают этому детей (указать в %) | ВСЕГДА | ЧАСТО | ИНОГДА | ||||
-демонстрируют умение подготовить материалы по теме для конкретного ребенка (указать в %) | ВСЕГДА | ЧАСТО | ИНОГДА | ||||
-педагоги ведут необходимую документацию по планированию деятельности: перспективный план и план на месяц план на неделю, в котором отражена подгрупповая и групповая работа ежедневный план план презентаций (указать в %) | ДА ДА ДА ДА | ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО ЧАСТИЧНО | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | ||||
-педагоги наблюдают за деятельностью группы ( держит в поле) (указать в %) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-педагоги ведут записи в дневнике наблюдений (указать в %) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-педагоги проводят диагностику детей 2 раза в год, заполняют и анализируют карту развития ребенка (указать в %) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-педагоги строят диаграммы нормализации мин.2 раза в год (указать в %) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-педагоги регулярно обсуждают состояние группы и отдельных детей с администрацией , супервизором ( данные по группам) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-педагоги проводят рефлексию своей деятельности (указать в %) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
-у педагогов группы сложились партнерские отношения, вырабатываются общие позиции и цели (данные по группам) | ДА | ЧАСТИЧНО | НЕТ | ||||
Результаты | |||||||
-нормализация детей (указать в %) | ВЫСОКАЯ | СРЕДНЯЯ | НИЗКАЯ | ||||
-уровень сформированности учебно-познавательных компетенций (указать в %) | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ||||
-уровень сформированности социальных компетенций (помимо показателей нормализации) (указать в %) | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ||||