Дневник включенного педагогического наблюдения
Основным методом работы Монтессори-педагога является метод научного наблюдения спонтанных проявлений детей в условиях их жизни в группе детского сада. Наблюдение помогает педагогам видеть детей такими, какие они есть на самом деле. Педагог наблюдает жизнь детей, чтобы понять, что происходит с ребенком, увидеть изменения в его развитии с течением времени, определить его потребности, интересы и умения, внести изменения в среду группы, определить моменты, вызывающие озабоченность и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации.
Позиция педагога, как участника группы, требует от него включенного наблюдения. Однако, педагог может быть как участником совместно- разделенной деятельности с детьми, так и наблюдать за их жизнью со стороны, но при этом, сохраняя свою педагогическую позицию, как участник группы.
Метод научного наблюдения предполагает возможность подтвердить или опровергнуть свои гипотезы в отношении собственных педагогических действий.
Включенное наблюдение – это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с Монтессори-материалами, игр на свежем воздухе, в процессе творческой деятельности, а также поведении детей в ежедневных бытовых ситуациях при одновременном активном участии в них самого педагога.
Педагог фиксирует свои наблюдения про каждого ребенка в специальных Дневниках. Ведение дневников – процесс, требующий не только постоянной точной фиксации происходящего с ребенком, но и педагогической герменевтики (интерпретации наблюдений через призму понимания процесса развития ребенка в педагогике М. Монтессори).
Информацией, содержащейся в Дневниках педагогических наблюдений, могут воспользоваться и родители.. Это дает им возможность больше узнать о потребностях своих детей, сильных сторонах их деятельности и характере выстраивания отношений с другими людьми. Такой обмен информацией способствует углублению подлинного партнерства педагогов и родителей в воспитании детей.
Образцом ведения дневниковых записей научных наблюдений за жизнью детей могут служить тексты М. Монтессори, Ю.И. Фаусек и других современных педагогов-исследователей.
Портфолио детских работ
Деятельностный подход, на котором выстраивается дидактика системы Монтессори, предполагает выделение продуктов деятельности детей, придание им особой ценности и непосредственное использование их для анализа и оценки всестороннего психического развития ребенка.
Коллекция детских работ собирается в индивидуальное портфолио ребенка и периодически (не реже 2-х раз в год) анализируется педагогом в соответствии с поставленной им задачей. Например, педагог выделяет из коллекции ребенка его письменные работы и анализирует их с точки зрения формирования навыка письма. Подобным образом, он может исследовать развитие навыков элементарного счета и способов их записи; навыков ручного труда; как отражает ребенок образ самого себя и окружающего мира через рисунок, а также другие темы). Таким образом, в портфолио могут входить рисунки детей; гербарии; первые написанные ребенком цифры, буквы и слова; записки детей, фотографии детских поделок, а также фото-снимки детей за работой в разные периоды.
Портфолио наглядно демонстрирует прогресс в развитии ребенка и наряду с дневниками педагогических наблюдений и картой достижений ребенка представляется на обсуждение с родителями и другими заинтересованными участниками образовательного процесса (логопедом, психологом, коррекционным педагогом, врачом, методистом детского сада).
Портфолио старших дошкольников могут предъявляться будущим учителям начальной школы, что обеспечивает преемственность работы с ребенком в детском саду и школе.
Особой ценностью портфолио обладает и для самого ребенка, который, разглядывая историю своей жизни в детском саду через собственные работы, формирует и укрепляет свою самооценку и стремление сравняться в своих знаниях и умениях со сверстниками.
Любой документ детского портфолио является результатом умения ребенка довести начатое дело до конца и естественным образом, без специальных взрослых назиданий, приучает детей ценить сам труд и его результаты.