Основная обязательная часть Программы музыкального развития детей реализуется в пространстве с материалами для развития музыкальных способностей.
Музыка – одно из важнейших средств развития ребенка, его чувственной и духовной сферы жизни. Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя с музыкой и шумами, производимыми любым движением. Упражнения в этом сравнении способствует утончению слуха и помогают формированию музыкальной интуиции ребенка. Монтессори называла их упражнениями в тишине, и они являются одной из составляющих музыкального воспитания в детском саду.
Вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и «в поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». «Движение по линии» в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» и несложные песенки с движением, которые очень любят дети – являются обязательными ежедневными «музыкальными процедурами», которые проводятся педагогами группы. А также звучание музыки может встречать детей по утрам, созывать на круг и использоваться, как фон, при рисовании и других видах спокойной деятельности.
В специально подготовленной среде группы находится материал «колокольчики Маккерони», работая с которым, ребенок развивает свой звуковысотный слух, различая тона и полутона, подбирая звуковые пары. С помощью музыки – песни, танца, игры в оркестре, ребята легко объединяются в общий коллектив, увлеченный одним творческим делом.
Для групповых занятий педагогам предлагается выбрать программу «Элементарное музицирование», основанную на принципах системы музыкального воспитания австрийского педагога Карла Орфа.
Музыкальные инструменты и инвентарь для музыкальных занятий (примерный набор):
1. Набор детских музыкальных инструментов:
- шумовые: барабан, бубен, трещетки, клавесы, бубенчики, маракасы
- звуковысотные ударные инструменты: металлофоны, ксилофоны
- духовые: свирели/флейты, свистульки
2. Фортепиано/синтезатор/скрипка/гитара (любой музыкальный инструмент, которым владеет педагог)
3. Музыкальный центр
4. CD-диски с музыкальными произведениями для слушания, движения, музицирования.
5. Наборы лент, платков.
6. Мячи разные по размеру и фактуре, гимнастические палки.
Часть программы, разрабатываемая участниками образования может реализовать следующие задачи:
Слушание
Приобщать детей к народной и классической музыке. Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Знакомить с музыкальными жанрами.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведение.
Музыкально-ритмические движения
Способствовать формированию умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемымипредметами. Способствовать развитию танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.).
Пение
Способствовать развитию певческих навыков, совершенствованию певческого голоса и вокально-слуховой координации.
Способствовать формированию практических навыков выразительного исполнения песен индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
Способствовать формированию умения самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Игра на детских музыкальных инструментах
Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
Способствовать формированию навыков игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре в ансамбле.
Возможная подготовленная среда и содержание работы
Содержание | Оборудование |
Слушание, пение, песенное творчество, музыкальное экспериментирование различение признаков программности в музыке: изобразительных средств, передающих звучание тембра различных инструментов. Работа над восприятием программной музыки передающей образы стихий (ветер, море, дождь). Различение движения мелодии вверх-вниз путём выкладывания на фланелеграфе нот с использованием лесенки. пение без сопровождения Работа над ритмом мелодии:- петь весело, легко, подвижно, точно передавая пунктирный ритм;- петь напевно, ласково, не спеша, в темпе вальса, выдерживая паузы; петь напевно, нежно, легко, петь бодро с подъёмом, Работа над навыками самостоятельной импровизации Различение долгих и коротких звуков путём выкладывания ритмических палочек на фланелеграфе. Слушание музыкальных произведений, интонирование мелодии, подпевание, пение без напряжения в голосе, начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем. | Музыкальные колокольчики Маккерони музыкальные инструменты: фортепиано, металлофон музыкальные игрушки (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино, детская гитара); музыкально-дидактические игры; экранных, звуковых и экранно-звуковых (аудио визуальных) пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским |
Музыкально-ритмические движения и музыкально-игровое и танцевальное творчество Работа над умениями передавать в движении образы животных (лошадка, кошка, петух и т.д.) упражнять в движениях: - шаг с высоким подъёмом ног; - сильный поскок Отработка плавных лёгких движений рук вверх и вниз на каждую музыкальную фразу. Работа над отдельными элементами народного танца (шаг и притоп, ковырялочка и т.д.) работа над умением двигаться изящно, задорно, с лёгкими поскоками, отмечать сильные доли такта, фразы, части. Упражняться в импровизации музыкально-игровых образов разных персонажей (лыжник, конькобежец и пр.) Упражнения на импровизацию движений вальса | Музыкальные инструменты К.Орфа Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольники, металлофон, колокольчики, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, маракасы колотушка); музыкальным репертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибутов и костюмов для игр. |
Игра на детских музыкальных инструментах слушание и воспроизведение бодрого, торжественного характера музыки в исполнении ударных инструментов; слушание и воспроизведение ласковой напевной мелодии; индивидуальная (сольная) игра на металлофоне, на ударных инструментах (треугольник, бубен, барабан) игра в ансамбле | Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольники, металлофон, колокольчики, ложки, ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, маракасы, колотушка) |
Примерные формы, приёмы организации образовательного процесса
Музыкального развития
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | самостоятельная деятельность детей | образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятия Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка) Беседы с детьми о музыке Музыкально-дидактическая игра Театрализованная деятельность Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Рассматривание портретов композиторов | Использование музыки: -на утренней гимнастике - во время умывания - в сюжетно-ролевых играх - в компьютерных играх - перед дневным сном - при пробуждении Музыкально-дидактическая игра Индивидуальная работа Праздники Развлечения Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов | Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор» Сюжетно-ролевые игры Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок Придумывание простейших танцевальных движений. Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Импровизация на инструментах Музыкально-дидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр | Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров Прослушивание аудиозаписей. Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов Просмотр видеофильмов Обучение игре на музыкальных инструментах |
Также возможно использование парциальной программы «Элементарное детское музицирование» Т.Э. Тютюнниковой, разработок Л.В. Виноградова «Коллективное музицирование».
Физическое развитие
Цель: достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, становление ценностей здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
· развитие физических качеств: координация и гибкость; равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
· освоение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением;
· формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
· овладение подвижными играми с правилами;
· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
· овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Организация образовательного процесса по методу Марии Монтессори включает принцип свободы движения В течение всего дня дети находятся в постоянном движении при работе с Монтессори-материалами, так, например, упражнения в практической жизни, работа с сенсорным, математическим, языковым материалом предполагает двигательную активность ребенка.
Свобода выбора места работы позволяет ребенку выполнять задания как сидя за столом, так и сидя или лежа на коврике,
Свобода выбора деятельности позволяет ребенку в любое время выбирать двигательную активность, предполагает возможность посещения спортивного или тренажерного зала, спортивного уголка в зависимости от собственной потребности
Свобода выбора времени занятия позволяет ребенку заниматься той или иной деятельностью, в том числе и двигательной, столько времени, сколько ребенок ощущает потребность в движении.
Помимо двигательной активности во время свободной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной двигательной активности предполагается организация непосредственной деятельности по физкультуре в соответствии с СанПиН 3 раза в неделю: один раз свободная двигательная активность детей разного возраста в подготовленной среде (напр., в тренажерном зале, или зале с выставленным спортивным оборудованием), один раз в подгруппе детей примерно одного возраста (с разбросом примерно в 1 год) с заданиями, соответствующими возрасту детей, один раз на улице.
Двигательная активность на улице во время прогулок осуществляется в соответствии с принципами монтессори-педагогики (свобода выбора деятельности, свобода выбора времени), включает игровую, трудовую, экспериментальную деятельность на природе.