Краткая презентация программы

Образовательная программа дошкольного образование разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 года.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• духовно - нравственные качества, патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к социокультурным традициям и ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, двигательная, музыкальная. восприятия художественной литературы и фольклора.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствии давления предметного обучения.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития.
Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей: вторая группы раннего возраста- 2-3 года, младший дошкольный
возраст — от 3 до 4 лет , средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Структура основной образовательной программы
ООП в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел (презентация ООП).
Каждый из основных разделов включает обязательную часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика детского сада и приоритетные направления работы.
Кроме того, ООП ДОУ снабжена введением, в котором представлены основные понятия.
В соответствии с ФГОС ДО структура ООП включает следующие структурные элементы.



I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Цели и задачи деятельности образовательной организации по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1.1.2 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
1.1.3 Значимые для разработки и реализации образовательной программы характеристики
1.2 Планируемые результаты освоения образовательной программы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Общие положения

2.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
2.2.1 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
2.2.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
2.2.3 Образовательная область «Речевое развитие»
2.2.4 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
2.2.5 Образовательная область «Физическое развитие»
2.3. Организация образовательного процесса по дополнительным образовательным программам
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО
2.4.1 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.4.2 Способы и направления поддержки детской инициативы
2.4.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
   
2.5. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования
2.6. Взаимодействие детского сада и социума
2.7. Психолого - педагогическое сопровождение программы

III. Организационный раздел

3.1. Материально – техническое обеспечение программы;

3.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды;

3.3. Кадровые условия реализации программы ;

3.4. Планирование образовательной деятельности;

3.5.Режим дня и распорядок;

3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания программы.

3.8. Перечень нормативных и нормативно – методических документов;

3.9. Перечень литературных источников.

3.10. Краткая презентация программы ДО

Приложения

Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
1.Целевой раздел
Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются:
• цели и задачи реализации ООП ;
• принципы и подходы к формированию ООП ;
• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.
Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП соответствуют целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием ДОУ, наличием приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.
В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об организации и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в ДОУ, а также информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Эта часть ООП ДО составлена на основе соответствующего раздела Пимерной основной образовательной Программы дошкольного образования (2015г) (обязательная часть) и дополнена описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты.

2.Содержательный раздел
В данном разделе описываются содержание психолого – педагогической работы по пяти областям ФГОС:

• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Здесь же раскрываются формы и методы, средства , способы реализации программы.

В соответствии с ФГОС, в этой части представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной образовательной программы являются следующие:
- подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей и родителей, участие в конкурсах;
- проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения;
- привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах.

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:

- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребёнка;

- учёт в содержании общения с родителями разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;

- нацеленность содержания общения с родителями на укрепление детско-родительских отношений;

- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;

- практическая направленность психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).

Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:

- ценностного отношения к детству как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого.

- деятельностный в отношениях «педагог-семья».

- интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи.

- доверительных отношений в системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности друг друга.

- разграничение ответственности между педагогом и родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли.

- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.

- системности: связан с упорядоченностью периодов развития воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к воспитанию его в разных периодах детства.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.
В соответствии с ФГОС, данная часть ООП учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции детского сада и групп.
Дошкольное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сулпылар» создает и применяет на практике модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на культурную среду Зауралья и Республики Башкортостан. Этому способствует использование в образовательном процессе региональной программы «Академия детства» авторов Азнабаевой Ф.Г., Агзамовой З.А. и Фаизовой М.И. (Уфа 2016).

МАДОУ реализует Программу с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Парциальные программы и образовательные проекты интегрируются в содержание обязательной части программы, их освоение воспитанниками осуществляется в процессе ООД и в режимных моментах.

Задачи социально-коммуникативного развития как приоритетного решаются через реализацию содержания парциальной программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.

Организационный раздел

В данном разделе описываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. Дана характеристика материально – техническому обеспечению программы. Раскрыты особенности организации развивающей предметно – пространственной среды. Подраздел «Кадровые условия реализации программы» показывает как укомплектован детский сад педагогическими, учебно-вспомогательными работниками. В подразделе «Планирование образовательной деятельности» даются особенности планирования в детском саду. Планирование должно быть гибким и учитывать интересы и потребности воспитанников.

В подразделе «Режим дня и распорядок» описываются режим дня в детском саду с учетом санитарно – эпидемиологических требований.
Организационный раздел составлен с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях
реализуется ООП . В этом разделе представлены:
• режим дня;
• традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия;
• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
• требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Модель организации образовательного процесса в МДОБУ ЦРР детский сад «Курай»

  1-я половина дня 2- я половина дня
Социально-коммуникативное развитие · Формирование у детей правил общения между сверстниками и взрослыми. · Мероприятия по ознакомлению детей с морально – нравственными ценностями в обществе людей. · Ежедневное формирование культуры принятия пищи · Ежедневное обучение культурно – гигиеническим навыкам. · Индивидуальные трудовые поручения и совместный хозяйственно – бытовой труд · Кукольный театр, драматизация и инсценирование постановок по формированию социально – нравственных отношений в обществе людей. · Приобщение детей к истокам русской народной культуры; · Совместные сюжетно – ролевые, творческие, театрализованные игры · Праздники и тематические мероприятия, презентации к главным социальным праздникам страны: День знаний, новогодний праздник, День Защитников Отечества, День Космонавтики, «День Победы», «Выпускной бал» и т.д. · Совместное устройство эстетики быта группы · Работа в книжном уголке · Сюжетно – ролевые игры · Просмотр мультфильмов, способствующих социально – нравственному воспитанию детей. · Игры с ряженьем · Общение младших и старших детей. · Выставки семейных работ
Познавательное развитие · Совместная и самостоятельная деятельность по познавательному развитию, включающая в себя изучение предметов окружающего мира · Экскурсии с наблюдением объектов окружающего мира, природы, экскурсии по ознакомлению с родным городом · Познавательные беседы · Деятельность по изучению родного края, экскурсии в музеи, патриотическое воспитание детей. · Исследовательская детская деятельность. · Опыты и эксперименты на изучение свойств и характеристик предметов и объектов окружающего мира. · Индивидуальная работа с детьми по всестороннему развитию. · Интеллектуальные досуги и развлечения, викторины и КВН;
Речевое развитие · Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи · Игры и упражнения по развитию речи · Чтение художественной литературы · Заучивание стихов · Беседы · Пересказывание сказок · Кукольный театр, драматизация и инсценирование постановок по знакомым худ. произведениям и на бытовые темы. · Праздники и тематические мероприятия · Игры и упражнения по развитию речи · Разгадывание загадок · Индивидуальная работа с детьми по развитию речи · Общение детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками
Художественно – эстетическое развитие · Совместная музыкальная деятельность · Совместная образовательная деятельность по изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование · Совместная образовательная деятельность по конструированию · Наблюдение красивых пейзажей в природе. · Участие в конкурсах поделок внутри детского сада и на уровне города. · Утренники, презентации, тематические занятия: Праздник осени, Проводы Зимы, Летний праздник, «Весна красна». · Музыкальные досуги. · Работа кружков по художественно-изобразительному творчеству. · Выставки работ детского творчества; · Ручной труд. Детская продуктивная деятельность вне занятий.
Физическое развитие · Прием детей на воздухе в теплое время года · Утренняя гимнастика · Гигиенические процедуры. · Физкультурные занятия · В организованной образовательной деятельности: физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз · Прогулка с высокой двигательной активностью. · Физкультура на воздухе. · Подвижные игры, игры с правилами в течение дня. · Индивидуальная работа с детьми по развитию основных движений. · Ароматерапия (луковая, хвойная, чесночная). · Воздушное закаливание, режим проветривания и кварцевания. · Комплекс оздоровительных процедур и витаминотерапия в осеннее – зимний период по графику с октября по май: поливитамины, оксолиновая мазь, настойка шиповника, витаминизация блюд. · Массаж стопы на массажных дорожках после сна. · Физкультурные досуги, праздники, развлечения. · Прогулка с высокой двигательной активностью · Индивидуальная работа с детьми по развитию основных движений · Свободные игры с самостоятельной двигательной деятельностью. · Труд. Самостоятельная двигательная активность детей. · В летнее время обширное умывание водой. · Семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

Наши рекомендации