Динамические модели знания

Само заключение или оценка того или иного явления зависит не от какой-то констант­ной системы заданных постулатов и правил – эти правила и постулаты сами меняются.

Более того, не существует повторяемых явлений, невозможно задать четкого закона яв­лений, ибо сама закономерность явлений меняется, она в ином промежутке времени имеет лишь похожий характер, на то, что было ранее.

Интересны в этом отношении тезисы к несозданному исследованию о природе исторического мышления выдающегося отечественного историка А.И. Неусыхина (1898-1969). Вот что в он писал в них в 1931 году: «Историческое мышление есть осо­бый тип научно-философского мышления, являющийся продуктом понимания различных исторических образований во всей их конкретности, т.е. в их своеобразии и общности одновременно. При этом историческое мышление возникает там, где эти об­разования (в которых общее нерасторжимо переплетено с частным, повторяющееся с неповторяемым, родовое и типическое с индивидуальным и своеобразным и т.д.) рас­сматриваются как живые, подвижные и движущиеся вечно …звенья единой цепи (или нескольких единичных цепей – все равно!)» (Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974. С.503)

И далее он пишет об историческом мышлении: «Оно – подвижная система, вечно ме­няющаяся сеть для уловления чередующихся конкретностей, с одной стороны, и уста­новления общих перспектив – с другой» (Неусыхин А.И. Проблемы европейского фео­дализма. Избранные труды. М., 1974. С.504).

1. КАТАСТРОФИЗМ

Концепция Кювье инициировала накопление фактов о наличии в прошлом животных и растительных видов, кардинально отличающихся от современных.

2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

ГЕОЛОГИЗМ

Принцип «актуализма-униформизма» был дан Ч.Лайелем. Он считал, что силы, которые действуют сейчас при формировании земного ландшафта таковы же, каковы они были в далеком прошлом. «Градуализм» – единообразие скорости изменения.

СТРАТИГРАФИЯ

Основы стратиграфии были даны Николаем Стеноном (1638-1687). Опубликованные в 1669 г. выводы стали фундаментом геологии. Это стратиграфический закон о возрастной последовательности первичного горизонтального напластования отложе­ний. Это геотектонический закон – о вторичном нарушении горизонтального напластования.

Концепция фаций была дана Грессли (1838). Фация – это единица ландшафта, образованная осадочными породами, которая на всем протяжении обладает одинако­вым литологическим составом и заключающий одинаковую фауну и флору. Совокуп­ность животных и растений, связанных с фацией называется биоценозом, совокупность физико-географических условий – биотопом. Есть более «масштабные» объединения. Это сервия – комплекс фаций постепенно переходящих друг в друга и образующих единое целое. А также есть нимия – комплекс сервий, постепенно переходящих друг в друга и образующих целые географические области.

ЛАМАРКИЗМ

ДАРВИНИЗМ

Как известно, идеи эволюционизма получили повсеместное распро­стра­нение во второй половине XIX века со времен выхода работ Лайеля, Дарвина и Уоллеса. Наиболее яр­ким представителем эволюционизма в новоевропейской философии является Г. Спенсер (1820-1903). Хотя эволюционизмом проникнуты все космогонические сюжеты мифов и ранних натурфилософских концепций. Для Г. Спен­сера эволюция имела уни­версальный характер, которая объясняла все природные и со­циокультурные процессы.

Эволюционизм – это основной «архетип» менталитета, который стал довлеющим в ев­ропейской культуре во второй половине XIX века. Принципы эволюционизма были за­ложены уже в констатации необратимости физических про­цессов, которые были вы­ска­заны Сади Карно и получили воплощение во втором начале термо­динамики, который содержит утверждение о том, что Вселенная идет по пути к рассеяния энер­гии. В связи с этим В. Томпсон выдвинул в 1852 году по­ложение о «тепловой смерти» Все­ленной. Но, этот принцип, с одной стороны, задает вектор не эволюции, а, вернее дис­солюции.

В качестве же фундаментального принцип эволюционизма получил разработку в сфере биологии со времен Ч. Дарвина. Но с этих времен он так и не получил распространения в каче­стве общенаучного принципа. Этот принцип эволюционизма несовместим с вто­рым началом термодинамики. Если биологи

Как известно, сама Вселенная может быть представлена как эволюционирующая, кото­рая воз­никла примерно 20 млрд. лет тому назад из сингулярной точки. К этой картине «расширяю­щейся Вселенной» вполне применимы принципы эволюционизма.

Английский ученый и философ Джулиан Хаксли (1887-1975) – эволюция как религия.

Тейяр де Шарден

Одним из известных современных представителей эволюционизма является академик Н.Н. Моисеев, который следует идеям универсального эволюционизма, стремясь вос­создать единую картину развития Вселенной.

ИСТОРИЦИЗМ

После распада христианской картины истории не произошло возникнове­ние нового по­нимания исторического процесса сразу. После последнего представителя христиан­ского провиденциализма Боссюэ, который изложил в своем «Рассуждении о всемирной ис­тории» классическую схему христианского видения истории, обозна­чился переход к неисториче­скому меха­нистическому мышлению. Тем не менее уже во последней трети семнадцатого века обозначи­лись общие очертания исто­риче­ского се­куляризованного мышления, формирование теории прогресса, ко­торую можно связать с од­ним из цен­тральных проблем европейской культуры на рубеже между сем­надцатым и восем­на­дцатым столетием - «Спором о древних и новых». Можно согласиться с О. Кон­том, ко­торый утверждает, «…что идея прогресса как нечто необходимое и определенное на­чала приобретать философское содержание и действительно привлекла к себе обще­ст­венное внимание только после знаменитого «Спора между древними и но­выми», с ко­то­рыми с таким блеском открылся новый век. Этот спор, значение кото­рого до сих пор не было достаточно оценено, являет собой, в моих глазах, настоящее событие, под­го­товленное всеобщей историей человеческого разума, впервые осмелив­шегося заявить, что он су­щественно продвинулся впе­ред» (Comte A. Course de philoso­phie positive, vol.4, p.1 Paris, 1839, p.234-235). Условно началом можно считать 27 ян­варя 1687 год, когда член Французской академии Шарль Перро (1628-1703) на заседании Французской ака­демии прочел свою поэму «Век Людовика Ве­ликого», в ко­торой Ш.Перро, сравнивая век Ав­густа с веком Людовика, утверждает преимущество последнего.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Сутью философии как традициологии является история человеческой культуры. Здесь можно полностью согласиться с Б. Кроче, который писал: «Философия… не может быть ничем иным, как методологическим моментом Историографии, разъяснением основных категорий исторического суждения или основных понятий исторического толкования» (Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998.С.91)

3. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ

ПОЗНАНИЕ ПРОШЛОГО

Е.П. Никитин (1966) вводит понятие «ретросказание», и «глубину ретросказания».

АРХЕОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ М.ФУКО

ГЕОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Наши рекомендации