Эмоционально-волевая регуляция управленческой деятельности
Тесная взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, их определяющее влияние на контроль человека за своими состояниями в ходе деятельности зафиксированы в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний. В содержание этого обобщенного понятия входят понятия - эмоций, воли, состояний, а также особенности их проявления в деятельности.
Эмоции (от лат.еmovere - возбуждать, волновать) определяются как одна из форм психического отражения, состоящая в непосредственном, пристрастном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их объективных свойств и потребностей субъекта. Чувства - это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; они отличаются достаточно высокой стабильностью, сложностью и, как правило, осознанностью. Эмоции и чувства выполняют две основные функции - сигнальную и регулирующую. Воля в качестве психического процесса определяется как сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей. При ее характеристике ключевое значение имеют три следующих понятия - волевого акта (и его структуры), волевого усилия и волевых свойств личности.
В структуре волевого акта выделяются три основных звена (этапа). Первое - это осознание человеком цели и возникновение желания ее достичь. Второй этап - фаза "борьбы мотивов", связанная с выбором между той или иной целью и принятие решения о выборе конкретной цели, а также обобщенного способа ее достижения. Третий этап - реализация принятого решения.
Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней предельно высокой эмоциогенности и стрессогенности (содержит огромное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний) и ответственностью, высокими требованиями к эффективности и жесткости регулятивных действий. Управленческая деятельность, как никакая иная, содержит обширный спектр причин и факторов, порождающих эмоциональные реакции.
"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" (Г. Селье). "Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен".
В самом общем плане проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс.
Фрустрация (лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние, переживания неудачи, обусловленное невозможностые удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимы* непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
Резистентность (лат. resistentia - сопротивление, противодействие; син сопротивляемость) организма - устойчивость организма к воздействию повреждающие факторов. Формирование резистентности связано с необходимостью вырабатывание готовности к экстренным действиям в состоянии стресса, исходя из характера фрустрационных реакций личности. Необходимо развитие способности личности ь мобилизации защитных механизмов в угрожающих ситуациях. Имеются в виду каь механизмы психологической защиты, так и биологические механизмы.
Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:• упорство в работе;• настойчивость и целеустремленность;• воспитание потребности доводить начатое до конца.
Важной основой работоспособности делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор здоровья. Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в атмосфере доброжелательности.