Тема 6. Эмоционально-волевая регуляция личности

1. Понятие о чувствах и эмоциях. Основные функции, формы чувств.

2. Понятие воли в психологии. Основные характеристики воли.

3. Стресс: определение и характеристика.

Ключевые понятия

Эмоции, чувства, аффект, эстетические чувства, интеллектуальные чувства, воля, сила воли, решительность, выдержка, локус контроля, стресс, стрессоустойчивость личности.

Контрольные вопросы

· Определение и характеристика эмоций и чувств.

· Характеристика аффекта.

· Стресс, характеристика стресса, его причины, стадии.

· Как коррелируют стресс и пол?

· Определите уровень стрессоустойчивости личности. Каковы методы психологической саморегуляции и разгрузки?

· Воля: определение, характеристика.

· Каковы признаки волевого акта?

· Возможно ли развитие воли? Какими методами и приемами возможно наиболее эффективное развитие воли?

Проблемные вопросы

1. Одним из проявлений воли человека является его выдержка. Понаблюдайте за собой и установите, умеете ли вы владеть собой во время работы на семинарских и практических занятиях, на зачёте, экзамене, при выполнении трудных и нестандартных заданий и является ли выдержка привычной для вас или требует больших усилий?

2. Прочтите приведенный ниже отрывок из пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?

Раневская и Гаев, герои пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад», разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… Вишнёвый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишнёвый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет всё, как я желаю! Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада! За всё могу заплатить!».

2. Определите чувства в следующих высказываниях (свой ответ аргументируйте):

А. «Староста группы был совершенно подавлен тем, что однокурсники назвали его» предателем; так как он сообщил куратору группы о проступке одного из студентов группы».

Б. «После долгих и кропотливых усилий студенту удалось справиться с трудным заданием, что привело его в состояние восторга».

В. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к «Онегину» (из письма П.И.Чайковского).

3. Довольно часто мы сталкиваемся со случаями, когда, приняв решение, человек иногда вновь начинает сомневаться в его правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении, пытается убедить себя, что с исполнением решения можно подождать. Чем объяснить возникновение этих противоречий? О каких особенностях личности это говорит?

Тема 7. Психологическое содержание и методы установления межличностных отношений

1. Общение: общая характеристика, особенности и методы установления эффективных отношений.

2. Психологические барьеры и конфликты в общении.

Ключевые понятия

Общение, коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения, психологические барьеры, методы установления эффективного общения, конфликт.

Контрольные вопросы

· Определите роль общения в системе межличностных отношений и взаимодействия людей.

· Каковы основные функции общения?

· В чем отличия межличностного общения и массовой коммуникации?

· Какова структура общения?

· Обозначьте формы общения. Приведите примеры.

· Выберите из предложенных определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность социально-психологического явления, составляющего научное содержание понятия «общение»:

А. «Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие».(Р.С.Немов)

Б. «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». (Психологический словарь)

В. «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, действиями, восприятие и понимание партнера». (Краткий психологический словарь)

Г. «Общение – взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью». (В.М.Шепель)

· Какова роль коммуникации в конфликтном взаимодействии?

· Определите функции общения в конфликте.

· Охарактеризуйте коммуникационные «барьеры».

Проблемные вопросы

1. Являются ли общением следующие примеры:

А. Дюжина бурлаков молча тянут баржу.

Б. Мать укачивает младенца.

В. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает вопросов, не подает реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – трудно сказать.

2. Место и роль общения в профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.

3.Сформулируйте правила бесконфликтного поведения. Обоснуйте роль эффективной коммуникации в профессиональной деятельности современного специалиста.

В современном мире, насыщенном различными техническими средствами коммуникации от мобильных телефонов, видеоконференций и World Wide Web, казалось бы, должна быть решена коммуникационная проблема. На самом деле новейшая техника лишь обеспечивает нас новыми оперативными и портативными каналами связи, но качество осуществляемой с их помощью коммуникации продолжает определяться людьми, находящимися на обоих концах канала. А как известно, коммуникационные неудачи затратны, и затраты эти определяются не просто временем и ресурсами, а и неприятными последствиями для того, кто получил искаженную информацию. Данная тема поможет приобрести практические навыки беспрепятственного прохождения неискажённых сообщений и преодоления коммуникационных барьеров.

Целевая установка: закрепить знания по проблеме межличностных отношений и методам их установления в процессе общения и совместной деятельности; формировать навыки и умения установления желательных межличностных отношений и преодоления основных психологических барьеров в этих отношениях.

1. Подготовка к занятию:

· изучить рекомендуемую литературу по проблеме психологического содержания межличностных отношений и общения;

· знать основные методы установления межличностных отношений
и психологические барьеры, возникающие в ходе их
установления, а также пути их преодоления.

2. Ход занятия:

· дискуссия по теоретическим проблемам психологии межличностных отношений и общения;

· практическое проведение фрагмента тренинга по методике «взаимного интервью».

Комментарий к взаимному интервью

Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – трудная задача. Однако вы уже достаточно долго знакомы друг с другом и можете откровенно и искренно отвечать на вопросы.

Каждый из вас приготовил по несколько вопросов друг другу, каждый готов ответить другому на вопросы, дать интервью.

Основное правило этого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше понять себя, так как вопросы будут касаться и особенностей вашего характера, привычек, интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Важно помнить , что в значительной степени наша способность понять партнера зависит от точности задаваемых нами вопросов. Полезно прочувствовать возможности и ограничения двух типов вопросов – открытых и закрытых.

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ.

Пример: -- Ты владеешь китайским языком?

--Нет.

--Твой адрес?

-- Улица Панкратова, дом 7.

Открытые вопросы – это вопросы, требующие развернутого ответа. Как правило, они начинаются со слов: почему, каким образом, зачем и т. п.

Пример: --Что ты подумал, когда впервые увидел нашу группу?

-- Каким ты видишь свое будущее через пять лет?

Итак, каждый из вас – очень интересный человек. Кто готов первым давать интервью?

3. Подведение итогов занятия.

Наши рекомендации