Ритуально-символический блок

Особую атмосферу могут создать вечерние туалеты участников бенефиса, о наличии которых необходимо указать в афише и пригласительном билете.

Церемония приветствия участников.Приглашенных на входе могут встречать: служители театра в вечерних туалетах, швейцар в парадной форме, администратор во фраке, группа молодых актеров с гитарой, сказочные персонажи, хорошенькие актрисы в театральных туалетах, гусары (с гитарой, шампанским, пивом, квасом и пр.).

Особый акцент на появлении гостя –аккорд на гитаре, звон колокольчика, гонг, открытие музыкальной шкатулки, громкое оглашение имени входящего (типа: «Господа, к нам на бенефис пожаловали студенты,... семья,... поклонники бенефицианта,...»).

Особое, ситуативное обращение. Регистрация приглашенных, интервью для прессы; запись на диктофон обращения поклонников к бенефицианту с поздравлением, пожеланием, комплиментом, перечислением заслуг, выражением своего отношения и др. (в дальнейшем эта запись может быть публично подарена бенефицианту); выяснением формы поздравления; записью в «записную книжку бенефицианта» и заполнением поздравительной, персональной поздравительной визитной карточки бенефицианта и т.п.

Ситуативная активизация.

1. В фойе театра или Дома культуры можно организовать несколько бенефисных экспозиций: «Семейные реликвии бенефицианта» (семейные фотографии, фантики-бантики, игрушки, письма, рисунки и пр.); «Театральные афиши бенефицианта», «Его жизнь в театре» (макеты оформления спектаклей, фрагменты декораций, бутафория, реквизит, фотографии, вырезки из газет, программы спектаклей и пр.); «Подиум Арт бенефицианта» (театральные костюмы, парики, на фоне фотографий и афиш) и др. При этом бенефисные экспозиции могут «работать» одновременно, а в роли экскурсоводов выступать молодые коллеги актера.

2. «Бенефисная ресторация или буфетная» – за символическую плату участникам бенефиса предлагается отведать любимые пирожки, бутерброды, салатики, компотики, чай по рецептам бенефицианта. Это может быть и угощение с лотка, с рекламными зазываниями, благотворительной продажей рецептов.

3. «Объяснение в любви бенефицианту» – для этого на стене укрепляется рулон бумаги, который свитком ложится на столик, возле которого может стоять «человек от театра», приглашающий выразить свою любовь и признательность бенефицианту. Над столиком следует укрепить плакат, извещающий о том, что запись признания участвует в конкурсе на самое-самое лучшее признание и трех авторов понравившихся надписей ожидает награда от бенефицианта: автограф, цветок, поцелуй, приглашение на спектакль.

4. Благотворительный аттракцион «Разбитые сердца» заключается в том, что группа «несчастных актеров и поклонников» всех возрастов под шарманку, скрипку, гитару и пр. поют жалостливую песню о неразделенной любви и при этом собирают в благотворительную кружку или шляпу деньги на всеобщий подкуп сердца бенефицианта (в ходе бенефиса можно огласить сумму благотворительного сбора «Разбитых сердец» и потребовать за него слово бенефицианта о любви; монолог из спектакля, стихи, песню и пр.).

Знакомство с содержанием бенефисного представленияможет проходить через специальную программу, которая может продаваться по фиксированной цене или по свободной, но при этом стоимость, назначенная покупателем, опускается в специальный накопитель с надписью «Наградной фонд бенефицианта».

Ритуально-символический блок завершается традиционным приглашением в театральный зал через звонок, колокольчик, после которого может быть исполнена всеми участниками «от театра» ритуально-символического блока песня-приглашение на бенефисное представление.

Основная часть бенефиса

Основная часть бенефиса, как правило, делится на зрелищно-игровую и поздравительный церемониал. Они могут следовать друг за другом, а могут чередоваться. Это зависит от характера зрелищно-игровой части. Безусловно, если она представлена премьерным спектаклем или специальной концертной программой, в главной роли с бенефициантом, то границы имеют четкое разделение: сначала спектакль, а затем поздравительный церемониал.

Наблюдение за бенефисами в театрах, телевизионных версиях, Домах культуры позволяют выделить несколько вариантов организации зрелищно-игровой части. Итак, это может быть:

– театральный спектакль (юбилейный, премьерный, прощальный), главную роль в котором исполняет бенефициант;

– сольная программа бенефицианта (монологи, стихи, отдельные сцены из спектаклей в концертном исполнении, песенные и танцевальные номера как специально подготовленные, так и отобранные из репертуарных спектаклей);

– театрализованное представление, специально подготовленное по случаю бенефиса с использованием сценарных ходов типа: «Герои сходят с театральных афиш», «Объяснение в любви Примадонне театра», «Поединок театральных героев за право быть главным героем сердца бенефицианта», «Шкатулка театральных реликвий бенефицианта» (веер, перчатки, платок, украшение и пр., которые дают право на иллюстративный показ сцены из спектакля, с ними связанной) и т.п.;

– театрализованный «капустник»от труппы;

– театрализованное ревю-феерия на тему «Ее величество Примадонна», «Мастер сцены», «Великий маг театра», «Любите ли вы театр так, как он?» и пр. В театрализованном бенефисном ревю-феерии может быть использована целая полифония разных видов и жанров искусств: драматические сцены, оригинальный жанр, эстрадные номера, пародии, танцы на роликах и клоунада, кино и видеопоказы и т.п.

Поздравительный церемониал может быть решен самостоятельным блоком в том случае, если зрелищно-игровая часть представлена полным спектаклем или театрализованным представлением, которое нельзя прерывать. В остальных случаях поздравления и одаривание чередуются между номерами сольной концертной программы бенефицианта или эпизодами театрализованного представления.

Поздравительную церемонию можно построить по принципу официального ранжирования: управление, общественные организации, администрация, творческие коллективы, спонсоры, друзья, поклонники, родные, актерская труппа. Поздравительная церемония завершает «творческий портрет» бенефицианта.

Поздравительную церемонию можно решить с помощью сценарно-режиссерских ходов, типа: «Записная книжка бенефицианта» (готовится специальная, очень красивая записная книжка бенефицианта и в ней указаны в алфавитном порядке фамилии друзей-поздравителей, организации, учреждения, заведения, услугами которых пользовался бенефициант: «А» – администрация театра, «Б» – баня, «В» – вокзал, «Г» – газета, «Д» – друзья и т.п. – каждая буква алфавита записной книжки дает возможность рассказать о бенефицианте и пригласить к поздравлению конкретное лицо), «Поздравительная лотерея визиток» – в шкатулку, шляпу, на блюдо выкладываются визитки желающих поздравить бенефицианта, и который сам наугад выбирает последовательность; «Бенефисный серпантин» – в цветные воздушные шарики закладывается серпантинная лента с указанием фамилии, имени, должности поздравителя (претендент на поздравление сам вписывает в серпантинную ленту свое имя и надувает шарик, во время ритуально-символического блока). Бенефициант прокалывает шарик и оглашает надпись на серпантине.

Завершается основная часть, как правило, выходом всей труппы с поздравлением и вручением своего подарка. Это поздравление
является кульминационным моментом и носит поэтически-возвышенный, лирический, зрелищный характер. Это может быть коллективное исполнение любимого романса, специально написанной песни, стихов и пр.

В заключении основной части бенефициант обращается к присутствующим с речью благодарности и приглашением в театр на спектакли. По традиции, самые близкие друзья, родные, труппа продолжают чествовать бенефицианта за праздничным ужином. Поздравительные речи, подарки, тосты носят камерный, личностный характер. В зависимости от материальной стороны и обстоятельств, праздничный стол может быть организован за счет бенефицианта, складчину или быть подарком от администрации.

Бенефис как форма носит не только благотворительно-творческий характер. Он может стать рекламной акцией театра, привлекающей зрителей. Этому обстоятельству будет способствовать регулярная организация и проведение бенефисов как клубной, театрализованной акции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арменский, Ю. Азбука театра / Ю. Арменский. – М.: Искусство, 1973.

2. Белинский, В.Г.. Полн. собр. соч.: в 13 т.– М.: Искусство, 1955. – Т. 8. Русский театр в Петербурге - С. 367-369.

3. Данилов, С.С. Русский драматический театр XIX века / С.С. Данилов, М.Г. Португалова – М.: Искусство, 1974. - Т.2. – С.114, 134, 231, 233, 238, 321.

4. Ежегодник Московского Художественного театра. – М., 1951, 1952, 1956.

5. К истории бенефисов // Ежедневное приложение «Ярославских губернских ведомостей» - Ярославль, 1897.- № 38 (17 мая).

6. Островский, А.Н.. Собр. соч.: в 10 т. – М.: Худ. литература, 1960. Т.10. О наградных бенефисах – С. 351-359.

7. Театральная энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1961. – Т.1. – С. 535.

8. Щепкина-Куперник, Т.Л. О М.Н. Ермоловой (из воспоминаний) / Т.Л. Щепкина-Куперник. – М.-Л., 1940.

ВАРЬЕТЕ - КАБАРЕ

Варьете (от фр. variete – разнообразие, от лат. – смесь) – вид театров, в представлениях которых сочетаются различные жанры театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название произошло от театра «Варьете», основанного в Париже в 1720 году. Термин «Варьете» употреблялся на Западе и в более широком смысле, соответствующем понятию «эстрада», и охватывает представления кабаре и театров бурлеск.

Бурлеск (от фр. burlesgue – насмешливый от ит. Burlesco – шутливый) один из жанров комедийного театра. Отличается вычурно- комическим изображением событий, пародийностью. Даже возвышенные темы в этом театре излагались низменным языком, буффонными театральными приемами. Бурлеск был направлен на разрушение канонических, застывших форм театральных представлений. В литературных комедиях этот жанр был развит в середине XVII века, усиленно культивировался французским ярмарочным театром XVII – XVIII веков, боровшимся против «высокого» стиля привилегированного театра «Комедия Франсез». В Австрии этот театр существовал в виде представлений бродячих актерских трупп, направленных против «правильных трагедий, комедий» «Бургтеатра» в конце XVII начале XIX века [7].

Спектакли театров варьете носят преимущественно легкий, развлекательный характер. Изначально они были рассчитаны на буржуазного, обывательского зрителя. Для них характерны комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы варьете входят одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, музыкантов, акробатов, жонглеров, фокусников, иллюзионистов, стриптизеров и пр.

Как тип зрелищного предприятия варьете получило распространение в крупнейших (в основном столичных) городах капиталистических стран в конце XIX – начале XX веков. Во Франции предшественниками варьете были парижские кафе-шантаны и кабаре.

Кафе-шантан (от фр. – ресторан поющий) – кафе или ресторан, в котором демонстрируется эстрадная программа легкого развлекательного характера. Первые кафе-шантаны появились во Франции в 50-х годах XIX века. Здесь выступали певцы, исполнявшие злободневные, а часто фривольные песенки. В России с конца XIX века, в ресторанах и трактирах выступали хоры, ансамбли арфисток, чтецы, акробаты, танцоры, фокусники, звукоподражатели. Популярностью пользовались гармонисты и куплетисты, но преимущественное внимание владельцы кафе-шантанов уделяли шансоньеткам, исполнявшим мелодраматичные, интимные, двусмысленные песенки и демонстрировавшим свои туалеты (боа, меха, шелка, шляпы, нижнее белье, украшения), которые, как правило, менялись в каждой песне.

В России кафе-шантаны прекратили свое существование после Октябрьской революции (на короткое время они возродились в период НЭПа).

В начале своего зарождения кабаре являлось богемным, интимным представлением, где артистическая богема устраивала импровизированные дивертисменты, камерные представления, которые отличались пышностью постановки, слащавой сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками.

Дивертисмент (от фр. divertissement – развлечение) – форма театрального представления.

1) Вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях XVII-XIX веков.

2) Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и пр.), показывавшаяся в конце основного представления, начиная с XVII века и, как правило, с ним не связанная [7].

Кабаре (от фр. cabaret – кабачок) – первоначально были импровизированными представлениями, которые устраивали актеры, музыканты, поэты в ресторанчиках и кафе, и которые стали пользоваться популярностью. Получили первоначально распространение в Париже, в 80-х годах XIX века, где появились литературно-художественные кафе, носившие спонтанный, клубный характер. В кафе поэты читали стихи, актеры распевали злободневные песенки, разыгрывали сатирические сценки. Программу вел конферансье, объявлявший фамилии выступающих, шутивший со зрителями и поддерживающий атмосферу непосредственности и веселья.

После того как они стали необычайно популяры, кабаре стала посещать буржуазная публика, и они начали все более и более терять свой первоначальный импровизированный характер, этот процесс происходил повсеместно.

Первое коммерческое кабаре – «Ша нуар» («Черная кошка») – открыл в Париже Салис. В Берлине в начале 20-х годов успех имело кабаре Вольцогена, в котором большое внимание уделялось политическим, злободневным номерам. В 1907 г. в Будапеште были организованы кабаре «Бонбоньер» (здесь выступал актер и поэт-импровизатор Э. Надь, номера которого носили характер политического обозрения) и «Модерн».

Первые кабаре в России были созданы в 1908 году – «Летучая мышь» (Москва), «Лукоморье» (организовано в Петербурге при Театральном клубе), «Кривое зеркало». В 1912 году Б.К. Пронин создает в Петербурге литературно-художественное кабаре «Бродячая собака», преемником которого становится «Провал комедиантов». Со временем лучшие кабаре («Летучая мышь», «Кривое зеркало») превращаются в театры миниатюр, другие в рестораны, где даются эстрадные представления [1; 2; 3; 4; 5].

Расцвет театров варьете наблюдается в начале XX века в Западной Европе и Америке, которые сочетались как варьете при кабаре и очень часто отличались эксцентричностью, сентиментальностью, пышностью, фривольностью и непристойностью. Но встречались исключения. Например, в парижских варьете («Мулен руж», «Аполло») выступали одаренные артисты М. Шевалье, Ж. Беккер, развивавшие эстрадную манеру непринужденного выразительного пения, построенного на речитативе и мелодекламации, сочетавшие вокальное исполнение с актерской игрой.

В целом можно отметить общее для развития варьете в начале XX века: эстрадное шоу, яркое и зрелищное представление, рассчитанное на праздную и состоятельную публику; коммерческое заведение при кафе-ресторане, литературно-художественном клубе. Характер варьете носил петербургский «Театр-буфф», театры миниатюр «Кривое зеркало» и «Летучая мышь», рестораны «Салон-варьете», «Омон», «Вилла-Родэ», «Аквариум», «Эрмитаж» (Петербург) [1; 3; 4; 5].

В силу исторических обстоятельств в России после Октябрьской революции все развлекательные заведения, не занимавшиеся агитацией и пропагандой коммунистических идей, были закрыты. Поэтому форма варьете и кабаре не имела в России дальнейшего развития [2].

В настоящее время снова возник интерес к театру типа варьете. Данная форма реставрирована в кабаре «Летучая мышь» (Москва), «Сиреневый туман» (ТВ), клубы-кафе, тематические «Голубые огоньки», «Капустники» – как интимные актерские и студенческие забавы.

Основу варьете-кабаре составляет эстрадное представление. Отмечается две разновидности: ревю-феерия и камерное ревю [8, с. 99].

Принцип построения ревю, то есть обозрения на определенную тему, его сюжет, его «ход», логика подачи номеров различных жанров, возможности соединения патетического и комического – все это является предметом подробного изучения.

В ревю-феерии определяющим является сочетание значительности содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерий характерна для мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного типа.

Мюзик-холл (от анг. – музыкальный зал) – музыкальный, эстрадный театр. Этим определяется стиль и жанровые особенности спектаклей мюзик-холла.

В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, а также цирковые и драматические номера, большие коллективы – танцевальные группы, эстрадные оркестры. Стремление к масштабности номеров – характерная черта мюзик-холла.

В ревю-феериях важнейшую роль играет музыка, оно немыслимо без первоклассного эстрадного оркестра. Не случайно музыкальным руководителем Ленинградского мюзик-холла был И.О. Дунаевский, Московского – Д.Я. Покрасс.

Сценическое решение ревю-феерий отличает эффективное использование технических возможностей сцены (мгновенная перемена мест действия, всевозможные превращения, сложное в техническом отношении оформление, особенная световая партитура, использование киноматериалов, радиоаппаратуры и т.д.) [1, с. 57].

Наиболее известные режиссеры-постановщики – Н.Н. Евреинов, Ф.Ф. Комиссаржевский, В.Э. Мейерхольд, позднее – Ф.Н. Каверин, Н.В. Петров, Н.О. Волконский, А.П. Конников, И.Я. Рахлин.

В камерных ревю, в отличие от феерии, первостепенное значение приобретают разговорные жанры. Разнообразие конферанса, сценок, интермедий, скетчей в значительной степени определяет стиль камерного ревю. Эстрадные номера других жанров играют здесь подчиненную роль. В этом основное различие между феерией и камерным ревю. В постановочном отношении оно значительно скромнее, сдержаннее, нежели ревю-феерия. И если в последней режиссура, стремясь создать яркое зрелище, уделяет большое внимание чисто постановочным эффектам, то в камерном ревю основное внимание обращено на актера. Поэтому проблема профессионального мастерства актеров речевых жанров приобретает здесь первостепенное значение.

Для практики учреждений досуга наибольший интерес представляет опыт кабаре-варьете в первоистоке, когда они олицетворяли собой клубное, импровизационное начало по типу клуб-кафе, клуб – творческую встречу «старых друзей», кафе-ретро-ностальгию и пр. Примеры удачной реставрации кабаре-варьете демонстрирует современное телевидение, которое делает акцент на клубности, общении, творческой встрече с яркой личностью, дебюте и пр. Например, «Рождественские встречи А. Пугачевой», «Вернисажи И. Резника», «Сиреневый туман», некоторые программы «Аншлага», «Белый попугай», дуэта «Кабаре-Академия» и др.

Изучая опыт варьете-кабаре прошлых лет и адаптируя его к современной практике культурно-досуговой деятельности клубов, мы предлагаем следующую структуру организации современного варьете как гостевой формы, соединяющей в себе творческое общение, развлечение и угощение.

Примерные варианты содержания современного
кабаре-варьете

Наши рекомендации