Контрольная работа, ее характеристика
Контрольная работа выполняется на заочном отделении специальности и является важным этапом самостоятельной работы студента, позволяющей углубить и расширить теоретические и практические знания по дисциплине. Работа выполняется по вариантам соответственно последней цифре зачетной книжки. Объем работы 12 - 20 страниц с учетом полного раскрытия темы. Применяются следующие параметры: формат листа – А4, шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5. Поля: верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Формат А 4.
На титульном листе указывается – название института, кафедры, дисциплины, тема работы, Ф.И.О. студента, шифр зачетной книжки, специальность, курс, группа, Ф.И.О. преподавателя, год выполнения работы.
Контрольная работа включает в себя следующие разделы:
1. План
2. Введение
3. Основная часть (главы и параграфы)
4. Заключение
5. Список литературы.
При написании основной части контрольной работы внизу страницы приводится обычная сноска на использованную литературу и источники в такой форме:
1. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. Учебник для вузов. 2-е изд.– М.: Дашков и К, 2009. – 591 с.
Студенты должны указать в конце работы список использованной литературы.
Качество выполнения контрольной работы рассматривается как один из критериев при итоговой оценке знаний студента по данной дисциплине.
Тематика контрольных работ
Вариант 1.
1. Функциональные модели коммуникации.
2. Проведите исследование коммуникативной среды в банковской сфере: информационно-символическая, социопсихоантропологическая и др.
Вариант 2.
1. Современные формы коммуникации и мифология (маркетинг, PR, реклама и т.д.)
2. Составьте структуру презентации: приемы привлечения внимания в туристической сфере
Вариант 3.
1. Определяющие параметры для коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный.
2. Правила и система обработки возражений клиентов, методы преодоления возражений.
Вариант 4.
1. Методы исследования коммуникации.
2. Ситуативное управление при выступлении: внешний вид, невербальное поведение, приемы привлечения внимания, работа с возражениями клиентов
Вариант 5.
1. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики.
2. Составьте структуру презентации: приемы привлечения внимания
Вариант 6.
1. Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов.
2. Постановка целей коммуникации на конкретном примере (например: 1)убедить граждан регулярно обследоваться у врачей;
2) отговорить общественность от идеи сноса памятника.
Вариант 7.
3. Актуальность межкультурной коммуникации. Семантические барьеры.
4. Выполнение невербальной коммуникацией функций контроля, регуляции, информации, диагностики и коррекции взаимодействия (составить невербальный рассказ по выбору).
Вариант 8.
1. Знаковый треугольник Фреге. Социальные символы.
2. Передача сообщения при помощи коммуникативно-предметного поля.
Вариант 9.
1.Сущность коммуникативных барьеров. Причины появления коммуникативных барьеров.
2. Передача сообщения при помощи имиджа.
Вариант 10.
1. Коммуникативные роли и обмен информацией в коммуникативной сфере. Социальные роли коммуникатора.
2. Составьте эссе на тему: интерпретация событий «по установке» (фирмы, руководства, политических ситуаций).
3.5. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины
Тема занятий самостоятельной работы студента | Кол-во часов | Срок выпол-нения, неделя | Вид контроля | Источники литературы |
Тема 1. Определения коммуникации. Виды коммуникативных теорий. Коммуникология как социальная наука. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. Иконическое искусство и невербальная коммуникация. Коммуникации древних цивилизаций. Индустриальная неокультурная книжность. Генезис массовых коммуникаций. Три коммуникационные революции. | опрос | (1), (2), (3), (4),(5) | ||
Тема 2. Типология элементов коммуникации. Социальные сферы коммуникации. Материальная, генетическая, психическая, социальная коммуникации. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации. | опрос | (3), (4),(5) | ||
Тема 3.Процесс коммуникации и модели коммуникации. Модель Аристотеля. Модель Лассуэлла (США). Замкнутые модели. Функциональные модели Якобсона. Нелинейные модели коммуникации. Способы передачи информации в коммуникативном процессе. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации Функции компонентов коммуникации (по К.Бюлеру и Р.О.Якобсону). | опрос, письменная работа | (4) (5), | ||
Тема 4.Невербальная коммуникация. Особенности невербальной коммуникации. Язык тела: жесты, мимика, положение тела, кинесика, проксемика, тактильная коммуникация. Виды жестов. Межкультурные различия в проксемике. Паралингвистические средства. Вокалика. Артефакты и язык костюма. Имидж внешний и внутренний. Эффективное использование пространства. Типы пространства: фиксированное и неформальное. Коммуникативная мимикрия. Сфера искусства. Эстетика. Homo ludens – человек играющий. Коммуникативно-предметное поле. | опрос эскизы фото | (3), (5) | ||
Тема 5. Знак как средство передачи информации различного вида.Знаки и знаковые системы. Семиотика - наука о знаках. Весь мир культуры как бесконечный, безграничный текст. Разделы семиотики. Семиотика языкакоммуникации: синтактика, семантика, прагматика.Компоненты значения знака. Коммуникационные знаки и их классификация. Знаковый треугольник Фреге.Символьная коммуникация. Социальные символы. Семиотическая граница социума. «Языковой имидж» как стереотип. | опрос, письменная работа | (3), (5) | ||
Тема 6. Коммуникативная личность Фигура коммуникатора: индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Модели коммуникативной личности. Оценка коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный. Теории речевого акта. Ассертивы, комиссивы, директивы, декларативы, эмотивы как типы (категории) речевых актов. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Границы ком-муникативной сферы. Социальные роли коммуникатора. Успешность комму-никации и коммуникативные навыки. | опрос, написа-ние эссе | (3) | ||
Тема 7.Законы и принципы коммуникации. Специфика коммуникационных законов. Виды коммуникационных законов: зеркального развития общения, коммуникативного самосохранения, речевого самовоздействия, самопорождения информации в группах общения, искажения информации при ее передаче, узкого круга, ближнего круга, эмоциональной аффилиации и т.д. Использование законов и принципов коммуникации в сфере PR. Принципы коммуникации. Максимы П.Грайса. Понятие о принципе Кооперации. Максимы Дж. Линча. Принципы бесконфликтного общения. | опрос | (1), (2), (3), (4),(5) | ||
Тема 8. Современные концепции коммуникации. Методы исследования коммуникации. Технократические подходы к изучению коммуникации (концепция Г.М.Маклюэна, математическая теория коммуникации К.Шеннона). Интеракционные подходы к изучению коммуникации (символический интер-акционизм, этнометодология, интеракционистские культурологические теории). Лингвистические подходы к изучению коммуникации. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации (исторический, структурный, функциональный, системный и др.). Частнонаучные методы исследования коммуникации. Конкретные методы анализа социальной коммуникации (корреляционный, факторный, дисперсионный). | опрос | (1), (2), (3), (4),(5) | ||
Всего часов: |
3.6. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Исторические вехи возникновения коммуникации в социуме. (Иконическое искусство, археокультурная словесность, палеокультурная книжность, мануфактурная и индустриальная книжность).
2. Понятие социальной коммуникации. Сущность коммуникации.
3. Виды коммуникации (материальная, генетическая, психическая, социальная).
4. Невербальная коммуникация.
5. Вербальные виды коммуникации (устноречевая и письменноречевая).
6. Коммуникационная деятельность и общение.
7. Типология элементов коммуникации.
8. Коммуникационные действия, их формы (подражание, диалог, управление) и виды
9. Содержание коммуникации. Знания, умения, стимулы, эмоции как виды информации.
10. Информация как передача когнитивной, волюативной и экспрессивной структуры.
11. Коммуникация как процесс. Производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации.
12. Структурные модели коммуникации.
13. Иерархия человеческих потребностей и цели коммуникации.
14. Коммуникативная мимикрия.
15. Коммуникация как структура. Коммуникатор, содержание и аудитория как составные части коммуникативной цепи.
16. Участники коммуникации.
17. Объективная и субъективная характеристика аудитории коммуникации.
18. Функции компонентов коммуникации (по Р.О.Якобсону).
19. Коммуникации в группах.
20. Межличностная коммуникация.
21. Понятие о коммуникационных действиях Виды коммуникационной деятельности (микрокоммуникация, мидикоммуникация, макрокоммуникация).
22. Групповая и массовая коммуникация.
23. Прагматическая характеристика речевой коммуникации. Теория речевых актов (ТРА).
24. Понятие о речевом акте (речевом действии). Типы речевых актов.
25. Локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты речевого акта.
26. Понятие о законах коммуникации.