Практики по внеурочной воспитательной работе

Рабочая программа

Практики по внеурочной воспитательной работе

Спец. 050202 «Информатика»

Дзержинск - 2007

Одобрена на заседании кафедры Составлена в соответствии с

психолого-педагогических дисциплин государственными требова-

ниями к минимуму

содержания и уровню

подготовки выпускников

Протокол №_____от________________

Зав.кафедрой

Л.И.Давыдова_______________________

Рассмотрено на экспертной

комиссии при НМС

Протокол

№___ от________

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по научно-

методической работе

И.В.Тухман__________

Составители: А.Н. Кириллова

Рецензент: Н.А. Тунина

Пояснительная записка

Практика по внеурочной воспитательной работе является важным звеном в подготовке студентов к практической деятельности. Практика проводится в общеобразовательной школе, что позволяет будущим педагогам практически убедиться в объективно существующей роли школы в развитии и воспитании детей. Данный вид практики позволяет студентам изучить особенности работы классного руководителя в совместной творческой работе с детьми при активном участии педагогов.

Программа практики составлена в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности 050202 «Информатика».

Студенты работают по подгруппам один раз в неделю по 2 часа в качестве помощника классного руководителя.

Цель практики: подготовка студентов к целостному выполнению функций классного руководителя, формирование профессиональной компетентности будущих специалистов

Задачи практики:

1. Изучить специфику организации внеклассной воспитательной работы в основной общеобразовательной школе, расширить представления о функциональных обязанностях учителя информатики, классного руководителя.

2. Формировать практические навыки организации внеклассной воспитательной работы в основной общеобразовательной школе с использованием разнообразных форм и методов её проведения.

3. Овладеть методами и приёмами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего школьного возраста.

4. Развивать педагогические способности

Умения и навыки:

- наблюдать, анализировать, планировать и осуществлять внеклассную воспитательную работу;

- определять задачи воспитательной работы, исходя из общих целей воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

- разрабатывать конспекты внеклассных занятий;

- выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для проведения внеклассных занятий с учётом особенностей физического и психического развития учащихся;

- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные);

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности и деятельности других практикантов;

- развивать проективные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и другие педагогические способности.

Основные виды деятельности студентов в ходе практики

1 Знакомство с учебно-материальной базой школы, основными направлениями воспитательной работы общеобразовательной школы.

2. Наблюдение за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя, изучение документации классного руководителя (план воспитательной работы, личные дела учащихся, классный журнал).

3. Помощь педагогам школы в подготовке и организации внеклассной воспитательной работы с учащимися основной общеобразовательной школы.

4. Подготовка и проведение внеклассных занятий с использованием различных форм и методов организации творческой деятельности учащихся разного возраста (викторины, беседы, игры, конкурсы, соревнования и т.д.).

5. Изготовление наглядных средств, осуществление оформительской деятельности, применение новых информационных технологий в деятельности учителя, классного руководителя

6. Наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, анализ эффективности используемых методов и средств образовательно-воспитательной деятельности.

7. Изучение учащихся класса с использованием различных диагностических методик с целью написания представлений на коллектив и отдельно взятого ученика.

8. Наблюдение за деятельностью учителя информатики, посещение и анализ уроков информатики в основной общеобразовательной школе

Организация практики

Практика по внеурочной воспитательной работе проводится в VII семестре в условиях общеобразовательной школы. В ходе практики студенты работают группами по 5-6 человек. Каждый студент по плану проводит внеклассные занятия (в микрогруппах и самостоятельно) и выполняет другие виды работ, предусмотренные данной программой.

Отчётная документация.

По завершении данного вида практики студенты представляют руководителю следующую отчётную документацию:

1. Дневник практики с записью всех наблюдений и самостоятельных

работ.

2. Методическую копилку с конспектами внеклассных мероприятий и другими материалами по данному виду практики.

3. Анализ плана воспитательной работы классного руководителя.

4. Представление на ученика и классный коллектив.

5. Отчёт о своей работе.

На основании представленной документации и оценок за проведённые занятия студентам выставляется итоговая оценка.

По результатам практики проводится отчётная конференция студентов и руководителей практики.

Приложения

Приложение 1

Обязанности практиканта.

1. Подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы и руководителей практики.

2. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики.

3. Присутствовать на родительских собраниях, когда это диктует содержание и задачи педагогической практики.

4. Заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявленные к внешнему виду учителя.

5. Регулярно вести педагогический дневник и своевременно предоставлять всю требуемую отчётность руководителю практики.

Приложение 2

Примерный календарно – тематический план

Сроки Содержание занятия
1 нед. Инструктивное совещание о целях, задачах, содержании практики, требованиях к отчётной документации.
2 нед. Знакомство с учебно-материальной базой школы и школьной документацией, основными направлениями воспитательной работы в школе. Экскурсия по школе.
3 нед. Наблюдение и анализ открытого внеклассного мероприятия. Работа с планом воспитательной работы классного руководителя.
4нед.-15нед. Работа по индивидуальному плану студентов. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий. Знакомство с методиками по изучению коллектива и отдельного ученика. Сбор материала для написания представления на классный коллектив и отдельного ученика. Посещение и анализ родительского собрания. Встреча со специалистами школы. Наблюдение и анализ деятельности учителя информатики
16нед.-19нед. Оформление отчётной документации. Подведение итогов практики.

Приложение 3

Схема оформления дневника по практике

Дневник

практики по воспитательной работе

в МОУСОШ №

студента(ки) группы ...

Ф.И.О. .....

1 стр.: Данные о школе

Школа

Адрес Телефон

Класс

Ф.И.О. учителя (классного руководителя)

Ф.И.О. руководителя практики

Расписание уроков и звонков.

2 стр.: Список класса, список актива класса.

3-4 стр.:План воспитательной работы классного руководителя.

с 5 стр. дневника записи оформляются в виде таблицы:

Дата Цель, задачи занятия Содержание Анализ, выводы, примечания
       

Приложение 4

Приложение 5

Оформление титульного листа

ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж»

Конспект

пробного внеклассного занятия (урока)

Тема занятия

Форма проведения

Место проведения

Дата проведения

Ф.И. практиканта

Группа

Учитель

Методист

Дзержинск - 2007

Приложение 6

Приложение 7

Индивидуальный план работы студента

может включать след. виды деятельности:

1. Помощь классному руководителю в организации учебной и воспитательной работы.

2. Самостоятельное проведение студентами отдельных воспитательных мероприятий или их фрагментов.

3. Дежурство по школе.

4. Участие в оформлении стенгазет, стендов, альбомов и т.д.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

6. Участие в подготовке и проведении родительского собрания.

7. Посещение и анализ воспитательных мероприятий у сокурсников.

8. Проведение подвижных игр в перемены.

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Вопросы к отчёту.

1. № школы, класс, Ф.И.О. учителя.

2. В каких направлениях деятельности Вы принимали участие? В чём оно выражалось?

3. С какими формами внеклассной воспитательной работы вы познакомились?

4. Общая оценка организации, содержания и методики проведения наблюдаемых воспитательных занятий (актуальность, интерес учащихся, степень их подготовленности, степень самостоятельности практикантов в процессе подготовки и проведения занятий и т.д.).

5. Какой положительный опыт Вы приобрели в процессе практики?

5. С какими проблемами Вы столкнулись и как они решались в процессе практики?

6. Ваши предложения, пожелания по улучшению организации данного вида практики

Рабочая программа

практики по внеурочной воспитательной работе

Спец. 050202 «Информатика»

Дзержинск - 2007

Одобрена на заседании кафедры Составлена в соответствии с

психолого-педагогических дисциплин государственными требова-

ниями к минимуму

содержания и уровню

подготовки выпускников

Протокол №_____от________________

Зав.кафедрой

Л.И.Давыдова_______________________

Рассмотрено на экспертной

комиссии при НМС

Протокол

№___ от________

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по научно-

методической работе

И.В.Тухман__________

Составители: А.Н. Кириллова

Рецензент: Н.А. Тунина

Пояснительная записка

Практика по внеурочной воспитательной работе является важным звеном в подготовке студентов к практической деятельности. Практика проводится в общеобразовательной школе, что позволяет будущим педагогам практически убедиться в объективно существующей роли школы в развитии и воспитании детей. Данный вид практики позволяет студентам изучить особенности работы классного руководителя в совместной творческой работе с детьми при активном участии педагогов.

Программа практики составлена в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности 050202 «Информатика».

Студенты работают по подгруппам один раз в неделю по 2 часа в качестве помощника классного руководителя.

Цель практики: подготовка студентов к целостному выполнению функций классного руководителя, формирование профессиональной компетентности будущих специалистов

Задачи практики:

1. Изучить специфику организации внеклассной воспитательной работы в основной общеобразовательной школе, расширить представления о функциональных обязанностях учителя информатики, классного руководителя.

2. Формировать практические навыки организации внеклассной воспитательной работы в основной общеобразовательной школе с использованием разнообразных форм и методов её проведения.

3. Овладеть методами и приёмами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего школьного возраста.

4. Развивать педагогические способности

Умения и навыки:

- наблюдать, анализировать, планировать и осуществлять внеклассную воспитательную работу;

- определять задачи воспитательной работы, исходя из общих целей воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

- разрабатывать конспекты внеклассных занятий;

- выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для проведения внеклассных занятий с учётом особенностей физического и психического развития учащихся;

- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные);

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности и деятельности других практикантов;

- развивать проективные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и другие педагогические способности.

Основные виды деятельности студентов в ходе практики

1 Знакомство с учебно-материальной базой школы, основными направлениями воспитательной работы общеобразовательной школы.

2. Наблюдение за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя, изучение документации классного руководителя (план воспитательной работы, личные дела учащихся, классный журнал).

3. Помощь педагогам школы в подготовке и организации внеклассной воспитательной работы с учащимися основной общеобразовательной школы.

4. Подготовка и проведение внеклассных занятий с использованием различных форм и методов организации творческой деятельности учащихся разного возраста (викторины, беседы, игры, конкурсы, соревнования и т.д.).

5. Изготовление наглядных средств, осуществление оформительской деятельности, применение новых информационных технологий в деятельности учителя, классного руководителя

6. Наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, анализ эффективности используемых методов и средств образовательно-воспитательной деятельности.

7. Изучение учащихся класса с использованием различных диагностических методик с целью написания представлений на коллектив и отдельно взятого ученика.

8. Наблюдение за деятельностью учителя информатики, посещение и анализ уроков информатики в основной общеобразовательной школе

Организация практики

Практика по внеурочной воспитательной работе проводится в VII семестре в условиях общеобразовательной школы. В ходе практики студенты работают группами по 5-6 человек. Каждый студент по плану проводит внеклассные занятия (в микрогруппах и самостоятельно) и выполняет другие виды работ, предусмотренные данной программой.

Отчётная документация.

По завершении данного вида практики студенты представляют руководителю следующую отчётную документацию:

1. Дневник практики с записью всех наблюдений и самостоятельных

работ.

2. Методическую копилку с конспектами внеклассных мероприятий и другими материалами по данному виду практики.

3. Анализ плана воспитательной работы классного руководителя.

4. Представление на ученика и классный коллектив.

5. Отчёт о своей работе.

На основании представленной документации и оценок за проведённые занятия студентам выставляется итоговая оценка.

По результатам практики проводится отчётная конференция студентов и руководителей практики.

Приложения

Приложение 1

Обязанности практиканта.

1. Подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям администрации школы и руководителей практики.

2. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики.

3. Присутствовать на родительских собраниях, когда это диктует содержание и задачи педагогической практики.

4. Заниматься самовоспитанием и самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство, развивать культуру общения и речи, соблюдать требования, предъявленные к внешнему виду учителя.

5. Регулярно вести педагогический дневник и своевременно предоставлять всю требуемую отчётность руководителю практики.

Приложение 2

Примерный календарно – тематический план

Сроки Содержание занятия
1 нед. Инструктивное совещание о целях, задачах, содержании практики, требованиях к отчётной документации.
2 нед. Знакомство с учебно-материальной базой школы и школьной документацией, основными направлениями воспитательной работы в школе. Экскурсия по школе.
3 нед. Наблюдение и анализ открытого внеклассного мероприятия. Работа с планом воспитательной работы классного руководителя.
4нед.-15нед. Работа по индивидуальному плану студентов. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий. Знакомство с методиками по изучению коллектива и отдельного ученика. Сбор материала для написания представления на классный коллектив и отдельного ученика. Посещение и анализ родительского собрания. Встреча со специалистами школы. Наблюдение и анализ деятельности учителя информатики
16нед.-19нед. Оформление отчётной документации. Подведение итогов практики.

Приложение 3

Схема оформления дневника по практике

Дневник

практики по воспитательной работе

в МОУСОШ №

студента(ки) группы ...

Ф.И.О. .....

1 стр.: Данные о школе

Школа

Адрес Телефон

Класс

Ф.И.О. учителя (классного руководителя)

Ф.И.О. руководителя практики

Расписание уроков и звонков.

2 стр.: Список класса, список актива класса.

3-4 стр.:План воспитательной работы классного руководителя.

с 5 стр. дневника записи оформляются в виде таблицы:

Дата Цель, задачи занятия Содержание Анализ, выводы, примечания
       

Приложение 4

Наши рекомендации