Технические средства и новые

Уровень УЗН.

Все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим:

1.)умения — это автоматизированные действия, грающие, вспомогательную роль и входящие в состав навыка; 1.умения — владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка; 2. умения — способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков; В общей педагогике разработаны теоретические подходы к исследованию процесса обучения.

В последние годы в теорию и практику образования прочно вошло понятие педагогического мониторинга, под которым понимается «система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития». Основы методической диагностики в обучении истории очень важны. О специфике диагностики результатов обучения истории в школе рассказывает статья Э.В.Ваниной в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001, № 4.

Методическая диагностика может осуществляться администрацией в рамках мониторинга образования и учителем истории для отслеживания результативности собственной педагогической деятельности.

Деятельность учителя направлена на развитие знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с государственным стандартом образования по истории и программами в которых они перечислены.

При изучении истории в V классе учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями: 1.применяют счет лет в истории, соотносят год с веком, век с тысячелетием, имеют представление о летоисчислении «до н.э» и «н.э». 2.читают историческую карту с опорой на легенду, показывают на карте исторические объекты;3.используют исторические документы из учебника и рабочих тетрадей как источники знаний по истории древнего мира;4.самостоятельно составляют рассказ об исторических событиях или исторических деятелей на основе 2-3 источников исторических знаний ;5на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составляют описания памятников истории древнего мира;6 сравнивают природные условия, жизнь и 2.памятники материальной и духовной культуры различных регионов древнего мира;7.правильно употребляют и объясняют исторические термины, крылатые выражения;8.формируют свое отношение к памятникам культуры и искусства древнего мира.В VI классе:

1.называют даты важнейших событий в истории европейского и русского средневековья, хронологические рамки истории средних веков; устанавливают длительность и синхронность событий и процессов всеобщей и отечественной истории;2работают с исторической картой, читают ее, пользуясь легендой, используют как источник знаний;3.используют документы как источник знаний по всеобщей и отечественной истории;4рассказывают (на основе простого плана) о важнейших исторических событиях европейского и русского средневековья, их участниках, привлекая текст и иллюстрации учебника, отрывки из документов;5 на основе текста и иллюстраций учебника составляют описание памятников культуры; 6излагают суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений; 7сравнивают исторические события и явления, положение различных слоев населения, определяя в низ общее и отличия; 8раскрывают смысл важнейших исторических понятий; 9составляют характеристику исторического деятеля, определяя свое отношение к его действиям;10дают оценки важнейшим историческим событиям, достижениям культуры средневековья. Сопоставляя умения и навыки, приобретенные в V иVI классах по истории, мы видели, что постепенно от простого репродуцирования: рассказ, показ по карте, название даты в 5 классе, ученик должен прийти к рассмотрению процесса в динамике, излагать суждения о причинно-следственных связях, сравнивать исторические события, раскрывать смысл событий и явлений, давать оценку.

Такие изменения в учебных умениях и навыках учащихся возможны лишь при условии использования двух групп методов: I.Методы организации учебной деятельности учащихся: Словесный (монолог, беседа), Словесно-печатный (слово, учебник), Наглядный (применение ТСО ), Практический (отработка навыков применения терминов, работы с документами, II. Методы организации познавательной деятельности учащихся: Репродуктивный (пересказ, заучивание дат, терминов), Объяснительно-иллюстративный (рассказ с опорой на иллюстрацию,, Продуктивные: Частично-поисковый (заполнение сравнительной таблицы), Эвристический (поиск ответа на задачу, вопрос 2.без готового ответа в тексте);

2.Проблемный (постановка проблемы, выдвижение гипотез, выводы); Условно все умения, формируемые в рамках школьного курса истории, можно разделить наследующие группы:,мыслительные;, информационные;, организационные. Информационные:умение работать с различными источниками знаний (текстовыми, изобразительными, умения по фиксации и воспроизведению информации (составление плана, конспекта, тезисов, рефератов). ДиагностикаУН учащихся, производиться во время опроса на комбинированном уроке, организации тестового и комбинированного контроля на контрольной и комплексной диагностике, на повторительно-обобщающем уроке.Формы и приемы организации работы :коллективными, групповыми, индивидуальными. Контроль за развитием навыков и умений учащихся проводится в соответствии с нормами для каждой возрастной категории учащихся по следующим направлениям.1Исторические факты, события (назвать, соотнести, сравнить, сопоставить, выявить причину, последствия, влияния на дальнейший ход событий и т.д.).2.Хронология (назвать дату события, соотнести дату и события,.).3.Работа с картой и наглядностью (указать на карте, найти, соотнести, проследить динамику, описать ход боевых действий или действий на учебной картине.). 4.Работа с терминами (указать значение, составить кроссворд, составить рассказ.5.Работа с источником, документом (прочитать, определить главную мысль, аргументировать свой ответ и т.д.). Комплекс. диагностика позволяет выявить трудности в форми. учебных УН у класса, группы или отд.учеников, наметить пути по их преодолению, сделать работу учителя и уча. на уроке более эффективной, направленной на развитие ребенка.

3. Формы и методы внеурочной работы по истории.

1. Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой,

2. готовить сообщения и доклады, выступать с ними. Открываются возможности для Формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках.

3. Внеклассная работа носит добровольный характер, неограниченна временем, способствует развитию познавательный способностей и наклонностей учеников.

4. В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления:

5. а) расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках

6. б) получение новых знаний краеведческого характера

7. Второе направление связано с "оживлением" исторического материала путей ознакомления с историей родного края; изучение истории города, улиц, зданий; культурного прошлого родного края.

8. По длительности виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года исследовательская работа, работа музея) и эпизодические походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски

9. исторических газет, предметная неделя

10. ОСНОВНЬЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ

11. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

12. Массовая

13. Групповая

14. Индивидуальная

15. Исторические вечера, Лекции Беседы Исторические Экскурсии Викторины Конкурсы Олимпиады Конференции просмотр фильмов 'Неделя истории в школе

16. Исторический кружок Исторический клуб Походы Экспедиции Выпуск газет Лектории Факультативы

17. Чтение исторической литературы Посещение архива Работа в музее Написание рефератов Выполнение творческих заданий

4. Характеристика базисного учебного плана.Базис. учеб. план состоит из 2хчастей: инвариативной и вариативной. В инвариативной части плана полностью реализуется федер. компонент гос. обр. стандарта, кот. обеспеч. единство образо-го пространства, и гарантирует овладение выпускниками общеобр. учреждений необходимым минимумом з ЗУН, обеспечивающими возможности продолжения образования. Вариативная часть Базис. уч. плана обеспеч. реализацию регги-го и школьного компонентов. Образо-ное учреждение на основе инвариативной части формирует учебный план школы, а учитель составляет календарно-тематическое планирование. Реги-ный компонент гос. стандартов реализ. в инвариативной и вариативной частях уч. плана, отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта РФ. На него выделяется от 10 до 15% времени. «Базис. Уч. план общеобра-ныхуч. заведений России» разработан и принят Министерством РФ в 1993 г. Впервые созданы реальные предпосылки для органичного соединения в учебном процессе федер. и регги-го компонента. Школа получила право самост.реконструировать свой учебный план с учетом особенностей края, района, города, станицы (села), желаний и возможностей учителей, учащихся, запросов их родителей. Базис. план общео-ных учреждений РФ опр. макс. объем учебной нагрузки обучающихся, распр. Уч. время, отводимое на освоение госу-го образо-ного стандарта по классам и образова-ным областям. Мин. образования ежегодно публикует список участников и уч. пособий, рекомендуемых к применению в уч. процессе. Критерием для выбора программ и учебников явл. базис. Уч. план, утвержденный обязательный минимум содержания обрзо-ных программ основной общеоб-ной школы, этот план опр. мин.Совр. сост. преподавания истории, обществоведческих дисциплин. В теч.посл. двух десятилетий среди всех школьных предметов именно история претерпела самые радикальные изменения. Предмет, считавшийся одним из самых важных вдруг утратил ясность своего предназначения, а вместе с тем — и четкое представление о целях и задачах обучения. Еще в 1989 году по каждому школьному историческому курсу существовал единственный учебник, а появление нового означало немедленное и бесповоротное изъятие предыдущего. Ныне ни по одному курсу нет менее 7 учебников В этой ситуации перед учителями-историками встает целый ряд серьезных вопросов, и в первую очередь — о цели исторического образования. В зависимости 4.от того, зачем и чему мы хотим учить, по-разному должны формироваться и структура исторического образования, и средства обучения, и методика. Вместо форми-я знаний предлаг. сосредоточиться на разв. общих и спец. учебных умений. Авторы этих предложений ссылаются на то, что в совр. условиях, когда объем информы стремительно возрастает, объем приобретенных знаний теряет значение, а важнее всего становится способность добывать, критически осмысливать и интерпретировать инфу. Выражается готовность пожертвовать знаниями в пользу развития. В совр. школе роль репродуктивной деяте-ти учащихся снизилась, следова-но резко ухудш. знания, но выпускники стали значительно хуже владеть устной и письменной речью — нередко они затрудняются ясно и точно выразить даже сравнительно простые мысли. Сформированность навыков репродуктивной деяте-ти является необходимым предва-ным условием для развития аналитических способностей и критического мышления. С вопросом о соотношении знаний и умений связан и др.немаловажный вопрос — соотношение фактич. и теоретич. знаний. В совр. Историч. сообществе велика обеспокоенность тем, что совр.учебники утеряли методологические ориентиры.Утрата привычных ориентиров сказалась и на понимании воспитывающей роли школьного предмета «история». Любые попытки в школьном курсе истории приукрашивать или просто замалчивать темные и страшные страницы прошлого, оправдывая это высокими патриотическими целями приведут к обратному результату. Сущность блочно- модульного обучения1. Сод. Обуч. должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки); 2. учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально; 3. каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Использование на уроках истории модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей: 1) активизация учебного процесса; 2) повышение уровня усвоения изучаемого материала; 3) мотивация учения; 4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке; 5) развитие навыков сотрудничества и делового общения. И как ожид. результат – это способность и умение самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.

Технические средства и новые

Технология обучения – сист. категория, структурными составляющими кот. являются: 1. цели обучения; 2. содержание обучения; 3. средства пед/.взаимодействия; 4. организация учебного процесса; 5. ученик, учитель; 6. результат деятельности. В завис. от хара-ра среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения делятся на три группы:

1.техн.способы, кот. можно исп. в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие); 2.техн. спос., кот. треб. Организац. перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие); 3.технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование . Г. К. Селевко, - классификацию пед. технологий: По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии..По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные,развивающие, суггестивные, По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие,общеобразовательные и профессионально ориентированные, По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.По типу организации и управления познавательной деятельностью (по В.П.Беспалько): классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ), обучение с помощью аудиовизуальных технических средств , система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное), обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа. Различают также комбинации этих «монодидактических» систем: традиционная классическая классно-урочная система Я.Л Коменского (лекционный способ + самостоятельная работа с книгой), современное традиционное обучения (классическая система + 5.технические средства), групповые и дифференцированные способы обучения (система малых групп + репетитор), программированное обучение (программное управление с частичным использованием всех остальных видов).По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии Роль ТСО в учебном процессе. Активное применение технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей. ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. Экранно-звуковые средства.Дидактические возможности использования технических средств обучения и воспитания 1. Ял. источником инфы.3. повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события; 4. Орга-ют и направляют восприятие; 4. обогащают круг представлений учащихся, удовлетв. их любознательность; 5. наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся; 67. усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов; 8. делают доступным для учащихся такой материал, который без ТСО недоступен; 9. активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

6.«Граждановедение и патриотическое воспитание» Цель - явл. патриотич. воспитание студентов, формиров. социально активной личности гражданина, обл. чувством нац. гордости, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к выполнению конституционных обязанностей. Задачи курса предполагают: 1. Патриотич.воспитание молодежи на основе изучения истории России; 2. формирование высокой социальной активности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе, своему Отечеству; 3. изучение национальных традиций народов России; 4. приобщение к духовным ценностям Отечества; 5. характеристика исторического самосознания своего народа; 6. определение роли и значения своей страны во всемирно-историческом процессе; 7. социализация личности, развитие критического мышления; Обучаемый должен знать:1. пути форм. сбалансированной системы ценностей, где были бы гармонично представлены гражданские, патриотические, морально-нравственные и духовные особенности и традиции нации; 2. иметь научное представление о том, что ценности рассматриваются в совокупности индивидуальных и гражданских личностных качеств, сформированность которых выражается в мировоззрении, идеалах и поведенческих нормах, воплощаются в общественном сознании в форме коллективных умонастроений, чувствах и оценках по отношению к своему народу, его истории, культуре, государству. Должен уметь: 1. воспроизводить духовные ценности своего Отечества, иметь представление об историческом самосознании своего народа, изучать и развивать национальные традиции; 2. уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным аспектам отечественной истории. 3. объективно оценивать вклад своей страны в развитие мировой цивилизации.

«Основы правовых знаний»Основной формой организации учебного процесса является урок, имеющий традиционные и нетрадиционные формы. В ходе преподавания права используются личностно-ориентированные, интерактивные, информационно -коммуникационные технологии, метод проектов, кот. направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся. Основными видами деятельности на уроках права является:1. работа 6.с источниками права, в том числе новыми нормативными актами; 2. анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их 6.реализации; 3. выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ; 4. изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни; 5. «Человек и общество» Обществознание – учебный предмет, ядром кот. являя.совокупность научных знаний о челе и обществе. Базовыми для обществоведческого образов. явл. науки, изучающие общество: экономика, социология,.Многие вопросы, связанные с филосо-ими, религиозными, культурологическими, политико-право-ми, эконо-ми проблемами сложны для понимания учащ-ся. Углубл. Иуч. этих проблем позволит учащимся лучше понять, кто мы, в каком обществе мы живем, в каком направлении меняется общество, каковы критерии справедливости, добра и истины, в чем смысл индивидуальной жизни, какова специфика социально – экономических и политико-правых отношений в современной России. Особенность развития социального и гуманитарного знания заключается в том, что система знаний меняется в течении 5-7 лет. В связи с этим молодому человеку уже недостаточно однажды полученного знания, он в первую очередь должен научиться самостоятельно приобретать знания. Поэтому данная программа рассчитана не только ознакомить учащихся с новейшими достижениями в области этих наук, но в первую очередь создать условия для активизации познавательной самостоятельности выпускников средних общеобразовательных школ. Курс «Человек и общество» предназначен для изучения в 11 классе, 36 часов. Цель курса – овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нем, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Задачи курса: 1. развитие у старшеклассников умения рассматривать события и явления в жизни общества, пользуясь приемами системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира, 2. освоение старшеклассниками ключевых социальных компетентностей, подготовка к сознательному участию в гражданской жизни. 3. совершенствование умений самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, социальную инфу, поступающую из различ. источников. 4. освоение способов учебно-познав. и проектной деят-ти в обществознании, знакомство с научным инструментарием, методами познания, основными направлениями научных поисков в общественных науках

Наши рекомендации