Методологические основы культурологии
Анализ естественнонаучного и гуманитарного метода в немецкой философии начала ХХ в. (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер). «Науки о культуре». Номотетический (генерализирующий) и идиографиче ский (индивидуализирующий) методы. «Понимающее объяснение» (М. Вебер). Современный анализ гуманитарного метода (В.М. Розин).
Парадигмальная (по школам) дифференциация методологии исследований культуры. Эволюционистская парадигма. Классический эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган). Неоэволюционизм (универсальный эволюционизм Уайта/Чайлда; мультилинейный эволюционизм Дж. Стюарда). Функционалистская парадигма (А. Радклиф-Браун, Б. Малиновский, Т. Парсонс). Диффузионизм. Теория культурных кругов. Теория миграций. Морфология культуры. Структурно-антропологическая парадигма (К. Леви-Стросс). Психологическая парадигма. Три этапа ее развития (Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, О.А. Добиаш-Рождественская, М.М. Бахтин, К.Г. Юнг, психологическая антропология, когнитивизм). Парадигма школы «Анналов» (анализ культурного сознания). «Коперниканская революция» школы: замена исторического повествования «историей-проблемой». Линия М. Блока (социальная история) и линия Л. Февра (анализ цивилизаций). Три этапа развития исследований школы, различие установок. Анализы: Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби, Ф. Броделя. Труды А.Я. Гуревича, Л.М. Баткина).
Другие варианты методологии гуманитарного подхода: семиотический (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский); филологический (М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев, А. В. Михайлов); диалогический (В.С. Библер).
Методы историко-культурных исследований в сопоставлении с историко-культурологическими. Исторический подход в культурологии (историко-генетический, историко-сравнительный методы). Существенные признаки историко-культурологического подхода. Понятие культурной формы. Формально-временные процессы в культуре. Соотношение синхронистического и диахронического анализа. Проблемно-логический метод работы с историческим материалом.
Возможности феноменологии, философской герменевтики, психоанализа в культурологии. Специфика гендерного анализа при изучении культуры. Системный и информационный подходы к исследованию культуры. Постструктурализм, методы деконструкции культурных текстов.
Парадигмальные подходы в культурологии: направления,
Концепции, школы
Формационная концепция (марксизм: культура первобытного общества, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и т.д.). Оценка формационного подхода с позиций культурно-исторической специфики регионов, живших исторической жизнью: Восток (Индия, Китай), исламский мир, Россия.
Эволюционные концепции.Классический эволюционизм XIX в. (Г. Спенсер, О. Конт. Э. Тайлор, Л. Морган, Э. Дюркгейм). Универсальные стадии развития общества. Неоэволюционизм. Концепция универсальной эволюции Л. Уайта / Г. Чайлда. Энергетический критерий для определения стадий культурного развития и сравнительного анализа культур.
Цивилизационная школа. Основания и существенные признаки цивилизационного подхода. Смысл слова и определение термина «цивилизация». Этапы развития материалистического подхода в изучении цивилизаций. Культурно-историческая школа. Суммарные характеристики культурно-исторических концепций цивилизаций. Основные принципы цивилизационной теории, ее эвристическое значение в современных гуманитарных и социальных науках. Тождественное и различное в понятиях «цивилизация» и «культура».
Варианты концепции локальных цивилизаций. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Методология. Понятие типа. Разряды культурной деятельности. Автохтонные (первичные) культуры. Одноосновные культурно-исторические типы (эллинский, римский, иудейский), двухосновной (романо-германский), четырехосновной (славянский). Законы развития культурно-исторических типов.
К.Н. Леонтьев о стадиях развития культуры и общества. Работа «Византизм и славянство». Три стадии развития обществ: период первоначальной простоты, «цветущая сложность», период вторичного смесительного упрощения. Витальный цикл каждой культуры. Россия и византийский дух. Понимание прогресса и развития Леонтьевым.
Концепция «локальных культур» О. Шпенглера. Органицистская методология Шпенглера. Восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоническая), майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). Понятие прасимвола культуры. Цивилизация как «смерть культуры».
Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби. «Постижение истории». Архаическое общество и цивилизация. Понятие «мимесиса». Принцип «вызова-и-ответа». Природный и расовый элемент в формировании цивилизаций. Период «раскола-и-палингенеза» (внутреннее возрождение). Универсальные государства и Вселенская церковь. Причины гибели цивилизаций. Религиозный фактор в цивилизационной теории А. Тойнби.
П.А. Сорокин о культурных «суперсистемах». Критика теорий локальных цивилизаций. Анализ трехтысячелетнего периода развития Средиземноморья и Запада. «Идеационная» суперсистема – первоначальный период роста культур, «идеалистическая» (культура идеального синтеза) – кульминация развития, «сенсуальная» – период зрелости и упадка культур, «эклектическая», или смешанная культура – период упадка. Анализ Сорокиным состояния общества и культуры Запада ХХ в. Прогноз о трансформации западной культуры.
Структурно-функциональный подход к анализу культуры. Функциональность культуры. Деятельность англо-американской антропологической школы (А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард и др.). Деятельность Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Основные положения функционализма. Дальнейшая разработка общей системно-функциональной теории (Т. Парсонс, Р. Мертон). Критика функционализма. Значение функционализма.
Диффузионизм. Возникновение диффузионизма как реакция на эволюционизм (нач. ХХ века). Идея распространения культуры из одного центра в другой. Основные средства распространения чужой культуры (войны, завоевания, колонизация, торговля, миграция, мимесис). Понятие культурного ареала. Центры распространения культуры (Шумер, Древний Египет, долина реки Хуанхэ).
Леворадикальное и авангардистское направления в анализе культуры. Общая характеристика концепций, направленных на социокультурную критику современного западного общества (Т. Роззак, Ч. Рейч, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Ж. Эллюль и др.). Критика культуры, социальной структуры и институциональной науки. Отрицание совместимости науки и технологии с гуманистическими принципами и человеческими интересами. Проблема отчуждения человека (от природы, общества, самого себя).
Нетрадиционные школы в культурологии.«Стилевая» концепция А. Кребера. Рост культуры, созидание (творчество), стиль развития – три аспекта единого процесса. «Конфигурации культурного роста». Концепция Д. Фейблмана. Культурно-обусловленное поведение индивидов как критерий различия типов культуры. Допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный типы культуры.
Постмодернистская парадигма в культурологии. Переосмысление роли познающего субъекта. Диалогический подход в понимании культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Э. Левинас). Постструктурализм и «лингвистический поворот» в гуманитаристике (М. Фуко, Р. Барт постструктуралистского периода). Идея деконструкции (Ж. Деррида). «Ризома» и «шизоанализ» (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Ж.-Ф. Лиотар и Ж. Бодрийяр – о философских основах постмодернизма.