Методологические особенности и принципы культурологии

В научных исследованиях всегда используются определенные методы, т.е. способы работы с материалом, анализа и обобщения полученной информации, построения теоретических схем и моделей и т.п. Эта совокупность приёмов должна обеспечить истинность познания изучаемого объекта. В данном случае, речь идет о том, как надо изучать культуру, чтобы понять все её тайны.

Поскольку культурология возникла как интеграционная наука на сравнительно позднем этапе развития гуманитарного знания, то многое её методы заимствованы (лучше сказать, унаследованы и развиты) из методологического арсенала философии, истории, антропологии, этнографии, археологии, искусствоведения, лингвистики и других социогуманитарных дисциплин. В отличие от методологии естественных наук, гуманитарные науки меньше математизированы, испытывают больше трудностей в экспериментальной проверке своих теоретических построений, меньше зависят от причинно-следственных связей. Если в математике и физике, например, решение задачи всегда имеет конкретный результат, то анализ реального человеческого бытия в культурологии, социологии или истории всегда должен учитывать, что человек – существо, наделенное свободой воли и способное к совершению самых непредсказуемых поступков. Поэтому немецкие философы на рубеже XIX-XX вв. разработали методику «наук о культуре», описывающих уникальные и индивидуальные особенности явлений культуры. Она получила название идиографической (от греч. Idios – частный, особенный и grapho – описываю) и остается востребованной по сегодняшний день. Методы других гуманитарных наук тоже активно используются в культурологических исследованиях. Так, культурная антропология заимствовала многие методы этнографии, антропологии, религиоведения. Культуроведение использует многие методы искусствоведения, литературоведения, психологии.

Конкретный выбор методики исследований определяется в первую очередь их целями, а во-вторую, трактовкой понятия «культура», его содержанием. В частности, широко используются следующие методы:

-диалектический, предполагающий рассмотрение культуры какмногостороннего, внутренне противоречивого, постоянно развивающегося явления;

- системный, рассматривающий культуру как сложную систему, элементы которой находятся в единстве, формируя тем самым целостность. Выявляя множество связей между явлениями культуры, исследователи стремятся создать общую модель культурной системы, при этом требуется отличить существенное от несущественного, изменчивое от неизменяемого, что достаточно сложно сделать. Наиболее удачные попытки рассмотреть культуру в её постоянной динамике (изменчивости) и стремлении сохранять традиции принадлежат П.Сорокину, Б.Малиновскому, Л.Уайту;

- структурно-функциональный и аналитический выделяют элементы рассматриваемого объекта культуры и выявляют их внутренние связи. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в «чистом» виде;

- биографический, рассматривающий культуру как «меру человеческого в человеке», в качестве таких элементов рассматривает жизненные пути деятелей культуры для лучшего понимания внутреннего мира творца;

- психологический изучает прежде всего особенности национальной культуры;

- семиотический трактует культуру прежде всего как форму общения людей посредством языка, знаков. Символически-знаковая концепция культуры потребовала разработки герменевтики1- теории объяснения и понимания текстов и сопутствующих им факторов

В последние десятилетия новые методы гуманитарного знания всё чаще разрабатываются совместными усилиями нескольких наук, в числе которых и культурология. Так, популярный сейчас метод компаративистики - ничто иное, как модернизация сравнительно-исторического, т.е. изучение культуры в ходе её «диалога» с другими культурами, сравнение многочисленных явлений культурного комплекса по какому-нибудь основанию, выделение общих и особенных черт каждой конкретной культуры. Кросс-культурные (от англ. Cross – «пересекающийся», «перекрестный») исследования сегодня являются самыми востребованными и результативными.

В качестве ещё одного примера можно привести широко распространенные в наши дни гендерные (от англ. Gender - «род», «пол») исследования. Гендер – это совокупность социальных, психологических, культурных и иных небиологических качеств, которые в данном обществе, в данной культуре считаются типичными, нормальными для мужчин (мужской гендер) и для женщин (женский гендер). Такой подход позволяет по-новому взглянуть на культуру, более полно изучить в ней мужское и женское начало.

Вообще современные культурологические теории за исходный принцип научного анализа культурного процесса приняли слова Б.Спинозы : «не проклинать, не осмеивать, а понимать». Такой взгляд на мир позволяет осмыслить самые сложные периоды и явления мировой и отечественной культуры. Творческое, критическое понимание любой из теорий и концепций способствует культурному самоопределению личности, достижению достоверного знания. Только на основе принципов плюрализма и диалога возможен успешный поиск истины.

Вопросы для самопроверки

1 Вы начинаете изучать новый учебный курс – культурологию. Можете ли вы объяснить, почему потребность в преподавании этого учебного предмета появилась в нашей стране только в последние годы? Объясняя этот факт, примите во внимание особенности общественной, политической и духовной ситуации в современной России.

2 Почему потребность и интерес к философскому научному осмыслению проблем культуры стала особенно ощутимой к концу ХХ и в ХХ веке? Какие конкретные причины диктовали необходимость формирования такой науки как культурология?

3 В решении каких общественных проблем может помочь специалист-культуролог? При каких обстоятельствах могут понадобиться культурологические знания? Попробуйте определить эти проблемы в жизни современной России.

4 Какие научные дисциплины являются источниками культурологи как науки, какие области знания дают ей фактологический материал?

5 Теперь рассмотрим эту связь «с противоположной стороны»: что даёт культурология другим наукам, чем может обогатить перечисленные вами дисциплины? Чем она может помочь историку, филологу, искусствоведу, а может быть, медику, инженеру и другим? Подумайте о конкретных примерах.

6 Кто и почему считается «крестным отцом» культурологи?

7 Каковы функции культурологи как науки?

8 Каковы методологические особенности и принципы культурологии?

9 Почему культурологическое исследование должно опираться на множество конкретных фактов? Почему культурология немыслима без конкретного детального изучения искусства различных народов и эпох?

10 К этому заданию вам рекомендуется обратиться два раза: в начале изучения курса культурологии и после его завершения. Ответьте письменно в виде краткого плана: в чём вы видите для себя лично полезность, ценность изучения культурологии? Может, вы считаете этот курс вообще ненужным? Какие теоретические и практические знания вы надеетесь получить? Сдайте свои ответы преподавателю или отложите их. Вернитесь к своим ответам по окончании курса и скажите, изменилось ли ваше представление о культурологи как научной дисциплине.

Наши рекомендации