Основные концепции этнокультурного взаимодействия

Этнокультурное взаимодействие - различные формы соприкосновения и взаимовлияния этнических культур. Взаимодействие может выражаться: -в воздействии одной культуры на другую, - в их взаимной детерминации, - в формировании новых этнокультурных реалий вследствие различных этнических трансформаций.

Выделяют 4 концепции этнокультурного взаимодействия:

I. КОНЦЕПЦИЯ АККУЛЬТУРАЦИИ- (разработана в 30-х годах Р. Редфилдом, Р. Линтоном, М. Херсковицем)
- процесс, в ходе которого одна этническая группа, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с другой группой (отличной от нее в культурном отношении !!!), из­меняет свою первоначальную культурную модель,т.е.происходитвзаимное влияние разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой.

Вначале аккультурацию рассматривали как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей. Считалось, что эти процессы идут автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности.
НО! Чаще всего менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая.
Обычно нормы, ценности и традиции другой культуры перенимает группа людей, попавших в чужую страну и оставшихся в ней на постоянное жительство.
Примеры аккультурации:
1) (ИЗ ИСТОРИИ) В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой, многое позаимствовало из нее.
2) Яркий пример аккультурации — диаспоры (например армяне в России, русские в Латвии, русские в Казахстане и т.д.)

II. КОНЦЕПЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ
Сторонники концепций мобилизации отмечают, что постоянного культурного взаимодействия между этническими общностями недостаточно(!) для достижения национальной интеграции. Поэтому администрация многонациональных государств со всем своим аппаратом власти должна склонить традиционно замкнутые группы к принятию доминирующей культуры.
Лучше всего этого можно добиться благодаря обращению к популярным национальным символам и ценностям, особенно с помощью средств массовой коммуникации. Контроль над ними позволяет режиму стимулировать чувства национальной идентификации, обучать необходимым навыкам, централизовать свою власть, повышать статус некоторых групп за счет других и вообще манипулировать идеологией больших масс благодаря хорошо развитой технике пропаганды.

+ Некоторая часть концепций мобилизации обращает внимание на совместное участие межэтнической элиты в управлении политикой, экономикой, культурой. Считается, что такое совместное управление вырабатывает у этнических элит взаимоприспособление и взаимопонимание, которые потом просачиваются на уровень масс. Þ Подразумевается наличие у групп этнической элиты возможности влиять на рядовых членов своей группы с одинако­вой эффективностью.

III. КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТИ
Сторонники данной концепции обращают внимание на социально-экономические факторы процессов межэтнической коммуникации.

Выступающие за традиционализм пери­ферийные этнические общности обычно бывают слабо интегри­рованы в национальную социально-экономическую структуру, что и порождает межэтническую напряженность. Поэтому часть проблемы этнической интегра­ции (Квебек в Канаде, валло­ны в Бельгии) сводится к проблеме средств и целей национально­го развития и к экономической интеграции всего общества: нужно включить этническую общность в государственную систему ком­мерческих связей и после достижения равновесия возникнут условия для культурной интеграции.

В данном случае этническое взаи­модействие идет не столько через распространение культурно-духовных элементов, сколько через вовлечение периферийных эт­нических общностей в общую систему распределения материаль­ных благ и услуг.
IV. КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОЛОНИАЛИЗМА

Представители другой культу­ры в силу разных причин (например, численного, технического и военного превосходства) оказываются на чужой территории и начинают активно навязывать свои собственные культурные ценности, нормы и модели поведения.

Концепция внутреннего колониализма предполагает господство расово или культурно отличных правящих групп над коренным населением, стоящим на более низком уровне экономического развития. Господство оправдывается расовым, этническим или культурным превосходством, и власть метрополии узаконивается не только военной силой для поддержания политической ста­бильности, но и также комплексом расовых или культурных сте­реотипов.

Доминирующая этническая группа, проживающая в центре, практикует дискриминацию по отношению к культурно отличаю­щимся от нее периферийным группам, что очень напоминает классическую заморскую колониальную ситуацию, воссоздает в прямой или замаскированной форме социально-экономическое неравенство, приводит к межэтнической обособленности, отчуж­дению, порождает дискриминацию по языку, религии, этнической принадлежности.

Наши рекомендации