Этническая идентичность и ее проявления.
В ситуации расширения межкультурного взаимодействия проблема идентичности стала особенно актуальной. В результате процессов глобализации и миграции, люди постоянно сталкиваются с представителями иных культур, для бесконфликтного и эффективного взаимодействия с которыми важно понимание себя и других.
Этническая идентичность является частью социальной идентичности, а именно - представления человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. |
Впервые термин «этническая идентичность» был использован американским социологом Д.Рисманом в 1953 году.
Этническая идентичность
Позитивная этническая идентичность Позитивная раскрывается в формировании позитивных этнических чувств и социальных установках, включающих в себя удовлетворенность человека своим членством в данной этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. | Негативная этническая идентичность Негативная этническая идентичность формируется при наличии негативно окрашенных социальных установок своей этнической общности. Это проявляется в чувстве униженности, стыда, порой даже отрицании этнической идентичности. В целом этническая идентичность сопровождается ощущением своей неполноценности. |
Существует другая классификация этнической идентичности: 1)Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность. 2)Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы. 3)Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах. 4)Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них. |
Этапы становления этнической идентичности В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации –национальность родителей, место проживания, родной язык. В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. |
Первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.
Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Во-первых, процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться.