Схема анализа воспитательной деятельности
за предыдущий 20 ___ – 20 ___ учебный год
Насколько целесообразны были приоритетные задачи, поставленные в прошедшем году. Их соответствие основным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде.
Насколько правилен был выбор форм работы, средств педагогического влияния, приемов включения детей в деятельность и общение.
Корректировались ли воспитательные цели, причина корректировки.
Есть ли расхождение между поставленными целями и результатами. Причины этого расхождения.
Степень сформированности классного коллектива, уровень развития традиций.
Особенности общения в классном коллективе.
Развитие коммуникативных навыков, нравственных отношений, духа товарищества, взаимопонимания, сочувствия, взаимовыручки.
Уровень развития общественного мнения в классе, его влияние на формирование нравственных ориентаций учащихся.
Основной настрой учащихся к учителям, школе, негативные явления в жизни коллектива, характер конфликтов и их разрешения.
Уровень активности класса: инициативность, творческий потенциал, организованность, самостоятельность.
Участие в работе кружков, секций, олимпиад.
Уровень развития самоуправления. Влияние его на воспитание и развитие учащихся. Роль периодичности и сменяемости органов самоуправления на развитие организаторской деятельности членов коллектива класса.
Уровень воспитанности, положительная динамика его изменения.
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся во всех видах школьной жизнедеятельности. Уровень знаний, умений и навыков учебной деятельности.
Изменения в коллективе, произошедшие за год: новые учащиеся и их вхождение в коллектив, лидеры и аутсайдеры.
Индивидуальные особенности детей «группы риска», результаты работы с ними.
Анализ работы со слабоуспевающими.
Анализ работы с одаренными детьми.
Использованные формы работы и их эффективность.
Наиболее удачные дела класса, вызвавшие заинтересованность и удовлетворенность учащихся.
Неудавшиеся дела, причины неудач. Целесообразность их использования в дальнейшем.
Методы воспитательного воздействия, формы работы, наиболее эффективно повлиявшие на нравственное становление, формирование сознательной дисциплины, ответственного отношения к трудовой и учебной деятельности, формирования здорового образа жизни и других сторон личности.
Результативность взаимодействия с воспитателем группы продленного дня, руководителями кружков, секций.
Влияние родительского коллектива на воспитательную деятельность класса, участие родителей в организации внеклассных мероприятий.
Результативность родительских собраний, вопросы воспитания, интересующие родителей.
Анализ индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.
Выводы: основные достижения коллектива класса за прошедший учебный год, накопленный положительный опыт. Неудачи в воспитательной работе, нереализованные возможности и неиспользованные резервы. Перспективы работы в новом учебном году.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод по теме занятия № 1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценивание работы студента на занятии № 1.
Вид работы | Форма оценивания | Итоговая оценка. Подпись педагога | |
Самооценка | Взаимооценка | ||
Дата _____________
Занятие № 2.
Задание 1. Составьте программу изучения личности младшего школьника, заполнив таблицу.
Направления работы | Содержание |
Задание 2. Проведите педагогическое наблюдение за личностью младшего школьника и диагностику его мотивации, составьте психолого-педагогическую характеристику по предложенной схеме.
Диагностика мотивации
1. Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.