Схема анализа учебной деятельности и ее продуктов

В процессе наблюдения за проявлением познавательных процессов учащегося (во время урока, воспитательного мероприятия и др.) педагог может ориентироваться на следующие внешние признаки: постановка вопросов, активное участие в обсуждении изучаемого материала, критические высказывания по существу, осмысленный взгляд, сосредоточенное выполнение учебных действий, ответы на вопросы учителя, самостоятельность действий, участие в коллективном поиске нового знания, предложения иных способов работы, правильные результаты выполнения заданий.

Важно получить представление о том, каковы особенности внимания учащегося (какой вид внимания преобладает, является ли оно устойчивым, подвержено ли внешним воздействиям, зависит ли оно от учебного предмета и т. д.); какой тип памяти более развит (зрительная или слуховая), какими мнемическими действиями учащийся владеет (группировка, планирование, классификация, аналогия, опорные пункты, мнемотехнические приемы); как развито воображение.

В процессе анализа ответов учащегося, его письменных работ педагог может ориентироваться на следующие признаки познавательной деятельности: выполнение мыслительных операций, критические суждения, инициатива, высказывание гипотез, их доказательство, решение проблем.

Мотивационная сфераподростка изучается с трех сторон: 1) мотивация учения; 2) мотивация общения; 3) мотивация конфликта. В первом случае важно выяснить состояние познавательной потребности и познавательного интереса как ведущего мотива в учебной деятельности. Во втором – важную роль в подростковом возрасте играет стремление к учебному сотрудничеству, общению как способу познания. Мотивация конфликта представляет интерес с точки зрения наличия или отсутствия стремлений ученика к девиантному поведению (стремлений нарушать правила поведения, использовать обидные высказывания и пр.).

Педагогическая диагностика мотивационной сферы предусматривает наблюдение за учащимся, в процессе которого учитель отмечает, проявляет ли тот: заинтересованность в получении знаний (или положительной отметки), стремление высказать свое мнение, свою оценку, добавить что-либо к ответу, желание работать у доски, желание действовать самостоятельно, познавательную потребность, стремление к достижению поставленной цели, желание быть лидером, стремление к коллективному общению и др.

Длительные наблюдения позволят определить (хотя бы примерно) уровень активности учащегося, отражающий те или иные мотивационные состояния в учебной деятельности:

– первый – полная пассивность (отсутствие положительных мотивационных состояний);

– второй – учащийся с трудом входит в работу, отвлекается по любому поводу (мотивационные состояния носят непроизвольный характер);

– третий – учащийся работает легко, на отвлекающие факторы не реагирует, хотя и замечает их (стремления, заинтересованность и другие мотивационные состояния четко просматриваются);

– четвертый – полная увлеченность учением, не замечает отвлекающих факторов (явно выраженный познавательный интерес);

– пятый – учащийся высказывает инициативные предложения, организует себя и других на активный поиск новых знаний, проявляет полную самостоятельность и независимость (познавательная потребность).

Эмоциональная сфера.Педагогическая диагностика может быть осуществлена с целью изучения эмоциональных состояний подростков.

Анкета для учащихся

(При ответе подчеркни нужное и дополни)

1. Испытываешь ли ты страх в школе? А дома? На улице?

2. А что, по твоему, является причиной твоих волнений, беспокойств в школе (неподготовленность к урокам, строгость учителя, отношение одноклассников)? Что еще?

3. Стремишься ли побороть волнение при ответе на уроке, во время контрольной, экзамена и др.? (Да, нет, иногда.) Каким образом?

4. Что помогает тебе справиться с волнением? Можешь привести пример?

5. Хотелось бы тебе избавиться от страхов, тревожности, волнений? (Да, нет.)

Педагогическая диагностика на выявление тревожности школьника в процессе обучения предусматривает наблюдение. Внешние признаки: учащийся молча, подавленно (наклонив голову или устремив свой взгляд в сторону) сидит в одной позе, может, наоборот, ерзать на своем месте, проявлять беспокойство (глаза бегают, руки не могут найти себе места, дергает соседа и т. п.), при ответе волнуется, сбивается, краснеет, бледнеет, заикается, руки трясутся, может замолчать и не отвечать ни при каких обстоятельствах. При изучении тревожности учитель стремится определить, насколько она выражена у подростка (постоянная или ситуативная, кратковременная или длительная, сильная или слабая).

Волевая сфера.Ее изучение проводится в основном педагогами с помощью самих учащихся.

Учитель в процессе наблюдения за учащимися может ориентироваться на следующие внешние признаки: напряженная, сосредоточенная поза подростка при работе, перевод внимания с отвлекающих факторов на нужный объект, отказ от помощи со стороны, обращение к учителю или еще кому-то за разъяснениями и уточнениями, неоднократное возвращение к прерванной работе. В ходе наблюдений важно установить, всегда ли подросток проявляет волевые качества (насколько устойчивыми являются волевые процессы).

Анкета для учащегося

1. Ставишь ли ты перед собой цели в жизни, в учении и т. д.? (Да, нет, иногда.)

2. Стремишься ли к достижению целей в учении? (Да, нет.)

3. Испытываешь ли ты трудности в учении? Если да, то как ты их преодолеваешь?

4. Обращаешься ли за помощью к окружающим? (Да, нет, иногда.)

5. Вырабатываешь ли волю у себя? (Да, нет.)

Предметно-практическая сфера.Педагогическая диагностика нацелена на выявление сильных и слабых компонентов этой сферы. Педагог в процессе наблюдения и анализа деятельности учащегося стремится определить следующее:

– развита ли учебная деятельность (умение ставить цели в учении, планировать свою работу, выбирать способы, осуществлять учебные и практические действия, самоконтроль и самооценку своих действий);

– развиты ли познавательные способности (видеть проблему, высказывать гипотезу и др.);

– насколько подросток дисциплинирован, организован, последователен, уверен в себе, использует ли эти качества в общении с одноклассниками;

– проявляет ли подросток специальные способности (какие?).

Анкета для учащегося

1. Какая деятельность тебе больше нравится: когда воспринимаешь готовое или когда самостоятельно добываешь новое знание?

2. Легко ли даются тебе сравнение, анализ, .классификация, обобщение? (Да, нет.)

3. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

4. Хотел бы ты использовать свои увлечения на уроках для одноклассников?

5. В какой деятельности ты чувствуешь себя более уверенно? (В решении математических задач, чтении стихотворений и т. д.)

6. Легко ли тебе удается разрешать затруднительные ситуации в учении, в общении, в спорте и др.?

7. Как ты оцениваешь свои познавательные способности? (Высоко, средне, низко.)

Сфера саморегуляцииу подростка изучается в основном с целью выяснения рефлексивных процессов и способности управлять своими состояниями.

Педагогическая диагностика предусматривает наблюдения за учащимися. Внешние признаки проявления регулятивных процессов: подросток контролирует свои действия, оценивает их, исправляет свои ошибки, интересуется действиями других учащихся, может найти ошибки у других и предложить способы их исправления, объясняет свои действия, называет причины (мотивы) исправлений.

Анкета для учащегося

1. Замечаешь ли ты у себя ошибки или недочеты в работе?

2. Всегда ли ты контролируешь себя, свои действия, свое отношение к другим ученикам, учителям, родителям?

3. Стремишься ли ты изменить что-то в себе в определенных ситуациях?

4. Удается ли тебе регулировать свои чувства (например, сдерживать себя, несмотря на обиду)?

5. Хотел бы ты научиться управлять собой?

Экзистенциальная сфераизучается с целью выяснения позиции подростка, которую он занимает в учебной и других видах деятельности.

Педагогическая диагностика направлена на выяснение позиции подростка в учебной деятельности. В процессе наблюдения во время уроков и других занятий учитель определяет, проявляет ли ученик самостоятельность и независимость в педагогических ситуациях. Если школьник выполняет учебные действия только после указаний учителя, то он занимает позицию обучаемого, является объектом педагогической деятельности. В случаях, когда школьник участвует в обсуждении предстоящей работы, предлагает свои подходы к ее осуществлению, убеждает в своей правоте, отстаивает свое мнение, может наперекор другим действовать в одиночку, он занимает позицию обучающегося, является субъектом учебной деятельности.

Анкета для учащегося

1. Бывает ли так, что ты хотел бы по-своему выполнить задание, а не так, как предлагает учитель? (Да, нет.)

2. Стремишься ли ты предложить свой вариант решения задачи, выполнения задания? (Да, нет.)

3. Приносила ли тебе удовлетворение работа, выполненная по собственному плану? (Да, нет.)

4. Принимаешь ли ты участие в обсуждении предстоящей работы? (Да, нет.)

5. Как ты относишься к тем одноклассникам, которые поступают самостоятельно, независимо в учебной деятельности? (Уважаю, завидую им, не одобряю.)

6. Хотел бы ты стать свободным в выборе своих учебных занятий?

7. Есть ли причины, мешающие тебе стать свободным в учении? Назови их.

Результаты психологической и педагогической диагностики сначала обрабатываются, а затем обобщаются. Для фиксации и обработки всех полученных данных о развитии сфер индивидуальности можно воспользоваться разными способами, например, представленной ниже шкалой.

Таблица 10

Наши рекомендации